Одна из докторов моего отделения регулярно отпрашивалась к зубному врачу. Я безропотно отпускала, а что делать.
Через пару лет стало понятно, что зубов у неё - как у белой акулы, порядка 300 в 3 ряда. Но у морской хищницы они растут всю жизнь, а у человека - нет. То есть можно было ожидать финального визита к стоматологу даже при таком их количестве. Ан нет, каждый зуб требовал лечения неоднократно.
Дантист был не самый плохой. Я заинтересовалась, в чем же дело.
Стоматологии в России и Петр Первый
Как таковой до Петра Первого стоматологии не существовало. С зубами у населения при этом всё было неплохо. Витаминизированная русская кухня справлялась с большинством проблем, кариес и пародонтоз были не типичны для Руси. При необходимости подключались цирюльники, банщики, ювелиры и прочие ремесленники с соответствующим инструментом.
Прогрессивный управленец Петр I, набравшись собственного опыта в поездках по Европе, сначала самолично упражнялся в зубоврачевании на придворных, а в 1710 году присвоил первое официальное звание «зубной врач» одному французу. С тех пор и до начала 19 века заезжие иностранцы начали лечить зубы знатным людям России. Простой люд продолжал с успехом обходиться своими силами.
Потом появились местные специалисты обоих полов. Обязательный экзамен для работы по специальности «дантист» был введён с 1838 года, а в 1881 г основали первую отечественную зубоврачебную школу (в Санкт-Петербурге, естественно), и уже через пару лет счёт квалифицированных специалистов шёл на сотни. И они оказались востребованными уже не только местной знатью.
С 1886 г в Петербурге начала работать мастерская И.И. Хрущева, исправно делающая всё необходимое для работы оборудование (бормашины, зубоврачебные инструменты и даже кресла). Но русские стоматологи и тогда предпочитали импорт из Америки и Европы.
В высших учебных заведениях стоматологию начали преподавать только при СССР в 1920-х годах. Сейчас зубоврачебная помощь носит массовый характер, количество лечебных точек несметно - на любой вкус и кошелёк. Масштабы поразили бы любое воображение, если бы не стали уже привычными.
А с зубами у населения всё хуже и хуже. Создаётся даже впечатление об обратной зависимости количества практикующих дантистов и стоматологических проблем.
Сахар в России и опять Петр Первый
Твёрдый кристаллический сахар знали на Руси ещё с 12 века, но он был привозной, дорогой и дефицитный. Пытливый ум Петра I изучил производство ценного продукта в Голландии, и уже к 1719 году по его велению купец Вестов построил первый сахарный завод, работающий на импортном сырье тростнике.
С начала 19 века Россия и Германия в основном перешли на свёклу. Профессор Московского университета Иоганн Якоб Биндгейм совершил технологический прорыв и явился идеологом создания целой сети заводов по производству бюджетного сахара из белой свёклы открытым им собственным гениальным способом.
Сахар стал дешёвым и доступным продуктом. Здесь и пригодились дантисты. Совпадение двух историй - сахара и стоматологии - никак не случайно. Не было сахара - не было и кариеса.
Доступный сахар - основная причина расцвета стоматологии.
Наше время. Сахар и зубы
В современном мире у всех глобальная «передозировка сахара», 80 процентов продуктов в супермаркетах содержит сахар в разном виде, даже бекон (внимательно читаем этикетки!). Декстроза и другие -оза, сиропы и усилители вкуса…
Пищевая индустрия обожает сахар, он и самый простой консервант (сроки хранения для бизнеса ой как важны), он и гарант повторной покупки («сахарная зависимость» уже стала притчей во языцех во всех возрастных группах).
Нашим предкам и не снилось такое количество чистого сахара. На этот «праздник каждый день» наш организм никак не рассчитан и генетически не спроектирован.
Эпоха промышленного производства продуктов питания неизбежно отразилась и на здоровье зубов.
За последние пару веков потребление сахара выросло приблизительно в 40 раз. И многочисленные публикации в научных журналах, описывающие десятки вредных последствий злоупотребления этим веществом, никак тому не мешают.
Так что стоматологи без работы точно не останутся. Не говоря о том, что в состав зубных паст входят вкусовые добавки (сукралоза, например). К чему бы это? Я уж не говорю о «полезных» жевательных резинках.
Кстати, доктор-страдалица, исправно посещающая стоматолога и по сей день, обожала «перехватить» печенюшку-другую, после каждого приёма пищи (и особенно кофе) тщательно чистила зубы, а готовить предпочитала в микроволновке.
Белая мука высшего сорта, входящая в состав большинства хлебобулочных изделий в нашей стране, представляет по своей сути простые углеводы - тот же сахар. Её производят из абсолютно бесполезной (но вкусно же!) сердцевины зерна.
Но это уже совсем другая история.