В детстве я часто отмечала в прочитанных книжках какие-то «вкусности». Иногда они были доступными, а иногда — загадочными. Вот даже русские народные сказки... это молочная река с кисельными берегами, у Галины Щербаковой в одной из повестей есть эпизод, когда герой вспоминает о своем детстве, как мать читает ему про эту реку, и у него всплывает картина белой реки с розовыми берегами, и он требует с сварить себе молочного киселя. И даже в Колобке было что-то привлекательное со съедобной точки зрения, хотя Колобок же… он живой.
Больше разнообразие давали зарубежные сказки, например, мои любимые «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Например, знакомство Алисы с пудингом, мало что мы знали тогда о пудингах. Или перцовый острый суп, который варит герцогиня, будоражил ноздри и сознание. А когда Алиса проваливается в нору, там фигурируют и апельсиновый джем (разные дома встречались джемы, но таких не было), и вишневый пирог, и ананас, и жареная индейка (тоже не самая распространенная птица на советском столе), и заварной крем, и горячие тосты (культуры тостов у нас тогда не было, горячис бутерброды мне маме начала делать уже в 90-е, с появлением в доме микроволновки).
Простор воображению с пищевой точки зрения давала и сказка Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Там постоянно «баловались» плюшками с корицей, запивая булочки горячим шоколадом. Я мечтала о горячем шоколаде, но когда мама отвела меня в «Шоколадницу» в Москве, испытала некоторое разочарование: показалось, что какао «Золотой Ярлык» вкуснее. А еще в книге фигурировали ароматные мясные тефтели (нет, мне готовили суп с мясными тефтелями, но все равно) и острый огненный соус от Фрекен Бок.
В «Мэри Поппинс» няня-волшебница угощала детей клубничным мороженым и лимонным соком с сахаром, не было у нас тогда лимонного сока. А еще там были волшебные пряники с корицей. Помню, когда мама привезла из Прибалтики печенье с корицей, очень впечатлилась.
А в «Мумми-тролле и комете» встречался красный лимонад (удивляло, что такой бывает) и грушевое варенье, которого дома тоже не случалось.
А потом мы уже шли в школу и впечатлялись всякой едой из русской классики- соленые грибочки и медовое варенье (звучало загадочно) из «Капитанской дочки», и бараний бок с кашей и пресный пирог с яйцом из «Мертвых душ».