На днях под постом об указателе штурмана УШДБ-2, что стоит на средней приборной доске Ту-154, постоянный читатель Владимир Белянин попенял мне, что не хватает картинок, что же УШДБ показывает. Исправляю эту оплошность. Сразу к делу, открываем мудрую книгу «Сборник аэронавигационной информации ЦАИ ГА», том 12 «Урал и Западная Сибирь Российской Федерации», и берём для примера важный аэропорт Емельяново (Красноярск), там есть все нужные маяки:
Представим, что наш Ту-154Б-2 летит с обратным курсом, то есть параллельно полосе в обратную сторону в нескольких километрах сбоку, и у него на траверзе БПРМ — то есть, говоря по-русски, точно сбоку (слева под 90°) от него в данный момент ближний приводной радиомаяк, залитый жёлтым:
Красным залит дальний привод, зелёным — маяк VORDME, а среди цифр подчёркнуты их частоты — частоты приводов в килогерцах и частота маяка VOR в мегагерцах. Что такое привод, VORDME и одинаковы ли частоты работающих в паре маяков VOR и DME — в статье «Как самолёт находит путь? Часть II — радионавигация»:
А теперь изобразим «полётную карту» попроще, и в углу — схематично УШДБ. Для начала переключатели «АРК — VOR» на «потолке» поставим в положение «АРК», то есть указатель будет работать от автоматических радиокомпасов, показывающих направление на приводные маяки:
УШДБ показывает КУРы — курсовые углы радиостанций, то есть относительно курса машины. КУР отсчитывается от плоскости симметрии самолёта (ПСС) по часовой стрелке, поэтому слева под 90° — это КУР 270°. КУР ДПРМ приближённо отсчитаем как 308°, то есть угол между КУРами ближнего и дальнего приводов — 38°.
Стандартное расстояние между БПРМ и ДПРМ — 3 км, поэтому, поделив это расстояние на тангенс (отношение противолежащего катета к прилежащему) угла 38, можно получить своё боковое — 3,85 км. Конечно, всё это не особо точно — стрелки АРК гуляют, плюс в горном Емельянове возможно отражение сигнала ПРМ от проходящей южнее аэропорта гряды, что тоже несколько исказит показания.
А вот VOR — точный маяк, бортовая аппаратура не пытается поворотом рамочной антенны поймать сигнал получше, а сразу выдаёт радиал, измерив задержку между сигналами:
Видите разницу? VOR находится на КУРе 230 — 240°, однако УШДБ показывает не направление на маяк относительно самолёта, а то, какой курс надо взять, чтобы прилететь к маяку — около 160°. А тупой конец стрелки показывает, на каком радиале находится самолёт — это на 180°, 340°.
В самолётовождении, она же навигация, море тонкостей, пока разобрали лишь две из них, на сегодня всё.
Другие публикации канала:
Цикл о Ту-154. Часть 20 — гермоднище
Катастрофа грузового поезда под Уфой в 2011 году
Танковый дизель, гидротрансформатор и 8 колёс — ракетовоз МАЗ
Мотор с «понижайкой» — видео про многоскоростные асинхронные двигатели
Свежие публикации, не попавшие в ленту, можно увидеть в Телеграме:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—