15,5 тыс подписчиков
Предпоследний пост со средней приборной доской Ту-154. Сегодня герой дня — Указатель Штурмана Двухстрелочный с дополнительным Блоком УШДБ-2. На «потолке» (верхнем электрощитке) есть два переключателя «АРК — VOR», с помощью них выбирается, от какой системы работает каждая из стрелок УШДБ — от автоматического радиокомпаса (АРК) или КУРС-МП (VOR). Про обе рассказано в статье «Как самолёт находит путь? Часть II — радионавигация», здесь кратко: при работе от АРК стрелка показывает направление на приводной радиомаяк, а при работе на VOR показывает, с каким курсом надо лететь, чтобы прилететь к маяку VOR. Чуете разницу?
АРК выдаёт КУР — курсовой угол радиостанции, относительно самолёта, КУРС-МП — радиал, курс относительно севера. АРК с приводными радиостанциями считается неточным средством самолётовождения, VOR — точным. Стрелка АРК зыбко колышется, а в магнитной буре или грозе вообще с ума сходит — потому что помимо прямого сигнала приходят отражённые, а КУРС-МП работает не на ловле направления сигнала, а просто показывает задержку между ненаправленным и направленным сигналами. Сам УШДБ только с лица такой здоровый, а за огромной шкалой — цилиндр размером с «фунфурик», где размещены два сельси́на. О сельсинах уже шла речь в одном из предыдущих постов.
1 минута
5 февраля 2024
129 читали