Найти тему

Все оттенки синего на выставке "Многоликий кобальт" в Москве

Оглавление

Уважаемые друзья, приветствую вас на канале "Фарфоровые путешествия"! В этой статье я поделюсь впечатлениями от новой выставки фарфора в музее "Кусково". Она стартовала в конце зимы 2023 года в одном из павильонов старинной подмосковной усадьбы.

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки декоративно-прикладного искусства. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Комплект из графина, рюмок и подноса Богемия, 1860-е гг. Фото автора
Комплект из графина, рюмок и подноса Богемия, 1860-е гг. Фото автора

Кобальт

Кобальт - старейший краситель, известный в декоративно-прикладном искусстве, который после обжига дает рисунку насыщенный синий цвет. Серебристый металл кобальт получил свое название по имени мифического духа гор ( нем. Kobold). Белоснежный фарфор с синими узорами был завезен в Европу из Китая, восточные изделия копировались немецкими мастерами. Подглазурная синяя краска использовалась на Мейсенской мануфактуре практически с основания - с 1710 года. На выставке в "Кусково" витрина с китайским фарфором при ближайшем рассмотрении оказалась наполовину "мейсенской".

Изделия мастеров XVIII века из Китая, Японии и немецкой Мейсенской мануфактуры. Фото автора
Изделия мастеров XVIII века из Китая, Японии и немецкой Мейсенской мануфактуры. Фото автора

Делфтский синий

Сине-белая керамика является национальным достоянием и символом Голландии. Делфтский фарфор (нидерл. Delfts blauw) получил свое название от города Делфт (Нидерланды). Керамика приобрела большую популярность в XVII веке, поскольку Голландия активно занималась морской торговлей. Именно по морскому пути в Делфт прибыли образцы дальневосточных изделий, которые начали имитировать местные мастера. На выставке представлены потрясающие старинные изделия - парные вазы, фигурки людей, вазы-тюльпанницы и шедевр кобальтовой росписи - скрипка из фаянса 1759-1770 гг. Смотрите фото.

Английский синий

Англия потеснила Нидерланды и стала крупнейшим гончарным центром в Европе, во многом, благодаря таланту керамического магната Д. Веджвуда. Он изобрел знаменитую яшмовую массу, на фабрике "Эрутрия" выпускались изделия с примесью оксида кобальта, благодаря чему можно было получить разные оттенки голубого цвета. На выставке демонстрируются фирменные изделия Веджвуда, на синем фоне белые фигуры напоминают античные камеи. Листайте фото.

Старейшая английская фабрика Челси также использовала кобальтовую краску, выпускала посуду с синим фоном (крытьем).

Французский синий

Во Франции на знаменитой Севрской мануфактуре использовали синий фон с эффектными техниками декорирования: с золотыми орнаментами, драгоценными эмалями, живописными миниатюрами. Палитра синих цветов непрерывно пополнялась разными оттенками. Был изобретен fond noir на основе кобальта и железа - сине-черный пигмент, имитировавший китайский блестящий лак.

Севрские изделия XVIII- XIX в. Фото автора
Севрские изделия XVIII- XIX в. Фото автора

С середины XIX века севрские художники изобрели технику Pâte-sur-pâte, роспись шликерной массой по цветному фону. Синие фоны французской фабрики повлияли на изделия Венской фарфоровой мануфактуры ( год основания -1718 г.), к примеру, одна из известных красок, изобретенных на Венском предприятии называлась «лейтнеровская синяя» ( по имени изобретателя).

Датский синий

Моим фаворитом давно является подглазурная живопись Копенгагенской королевской мануфактуры. На фабрике применялся кобальт из Норвегии, добыча которого началась с 1770-х гг. Особую популярность датская керамика приобрела в эпоху модерна. Благодаря многочисленным опытам главного художника мануфактуры А. Крога, копенгагенские мастера получили широкую гамму оттенков синего цвета.

Керамика XVII века

Кобальт издавна применяется в декорировании не только фарфора, но и разнообразных видов керамики: майолики, полуфаянса, фаянса, опака, каменной массы. Вторая часть выставки демонстрирует широкие возможности кобальтовой краски, к примеру, на иранской керамике XVII века. Листайте фото.

Итальянская майолика

Среди экспонатов можно было увидеть фаянсы нормандского Руана, Валенсии, Турции ( Изника). Совершенно не ожидала встретить на выставке живописную майолику эпохи Возрождения. Мой объектив выхватил сосуды альбарелли, керамические блюда и пласты, воистину итальянское сочетание солнечной желтой краски с небесной голубой. Листайте фото.

В XIX веке модная "синь" появилась на фаянсовой продукции многих отечественных предприятий, использовалась на Императорском Киево-Межерском фаянсовом заводе, изделиях Ауэрбаха, Поскочина, Гарднера, братьев Жадиных, Кузнецовых.

Одним из новых знакомств в мире керамики для меня была витрина с сочными шведскими вазами. Листайте фото.

Российский синий

В России с кобальтом проводил опыты первооткрыватель русского фарфора Дмитрий Виноградов в 1740-х, а благодаря М.В. Ломоносову, в конце XVIII века появилось кобальтовое стекло. Синий цвет стал применяться в декорировании отечественного фарфора только в XIX веке, поскольку при императрице Елизавете Петровне в России кобальтовая руда не добывалась, синяя краска была дорогостоящей.

На выставке представлены фарфоровые сувенирные изделия с глубоким синим крытьем от заводов А. Попова, а также изделия завода Сафронова. Листайте фото.

Фарфор СССР

На выставке были представлены предметы искусства периода СССР: образцы Дмитровского фарфорового завода, новгородского фарфора (Бронницы), Ленинградского ( ранее Государственного) фарфорового завода, предприятий Гжели, Дулевского фарфорового завода им. газеты "Правда". Листайте фото.

Узбекская керамика

Приятным дополнением к советским витринам стала керамика Средней Азии. Узбекские и таджикские мастера начали применять кобальтовую краску с XV века, благодаря тесным связям со странами Востока. Центром узбекской сине-голубой керамики стал Риштан, с XIX века cформировалась риштанская школа поливной керамики, распространившая свое влияние на соседний Таджикистан. На выставке можно увидеть образцы гончарного искусства советских художников, которые сохранили свои национальные традиции.

Послесловие

Музей "Кусково" владеет одним из самых значительных в мире собраний керамики, фарфора и художественного стекла. Я получаю массу впечатлений от каждой новой выставки. У меня не было каких-то особенных ожиданий от выставки "Многоликий кобальт", я хотела увидеть в первую очередь, китайскую роспись, с которой началась история фарфора, но для меня здесь открылись настоящие сокровища! Некоторые экспонаты я встречала в энциклопедиях по истории фаянса, например, итальянскую майолику, изделия французского керамиста XVI века Б. Палисси, работы выпускников Академии барона Штиглица XIX-XX века. Необычным экспонатом выставки был английский сервиз с гербом графов Шереметевых. Не перестаю удивляться богатствам фондов Кусково!

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel

Выставка "Многоликий кобальт" работает с 20 декабря 2023 г. - 31 декабря 2024 г.  

  • Место: музей-усадьба Кусково, павильон Эрмитаж
  • Стоимость билета: 100 руб. полный.
  • Часы работы: чт-вс 10:00–18:00
  • Адрес: Москва, ул. Юности, 2, м. Новогиреево, Перово, Рязанский проспект

Еда
6,93 млн интересуются