Коммерческая авиация трещит в условиях растущего глобального трафика. Два недавних происшествия вызывают тревогу. Агентство Bloomberg делится своими размышлениями о безопасности в отрасли. Ссылка на оригинал статьи в конце материала
Для авиапассажиров эти недели были тревожными.
2 января рейс авиакомпании Japan Airlines столкнулся с самолетом береговой охраны на ВПП аэропорта Ханэда в Токио, в результате чего погибли пять человек, находившихся на борту последнего. Три дня спустя на рейсе Alaska Airlines, выполнявшем рейс из Орегона, оторвалась дверь-заглушка, что вызвало декомпрессию в салоне и привело к временной приостановке полетов некоторых самолетов Boeing 737 Max 9.
Точную причину случившегося еще предстоит установить. Но после серии конфликтов на грани аварий в аэропортах США в прошлом году оба инцидента подчеркивают существующую реальность: система коммерческой авиации испытывает растущий стресс.
Одна из причин беспокойства заключается в том, что после эпидемии коронавируса резко возросло количество авиарейсов. В США в 2023 году пассажиропоток превысил рекордные значения. Ожидается, что в следующем году по всему миру будет перевезено 4,7 млрд пассажиров по сравнению с 4,5 млрд до эпидемии.
Хотя авиаперевозки остаются чрезвычайно безопасными, дополнительные перегрузки вызывают тревогу у регулирующих органов. В ноябре независимая проверка, проведенная по заказу FAA - Федерального управления гражданской авиации, предупредила о “снижении запаса прочности, которое необходимо срочно устранить”.
Переполненное небо
Постэпидемический всплеск числа поездок привел к перегруженности системы
Выделяются две проблемы.
Одна из них - нехватка персонала. Отчасти из-за эпидемии, которая привела к увольнениям и выходу на пенсию, нарушению обучения без отрыва от производства и задержке сертификации, нехватка авиадиспетчеров поразила аэропорты по всему миру.
В США проблема стоит остро: FAA сталкивается с нехваткой примерно 3 тыс. диспетчеров, в то время как действующие сотрудники сообщают об увеличении обязательной сверхурочной работы, шестидневной рабочей неделе и широко распространенном стрессе и переутомлении.
В отчете генерального инспектора, опубликованном в июне, было установлено, что 77% критически важных объектов были недоукомплектованы персоналом. “FAA продолжает сталкиваться с кадровыми проблемами, не имея плана их решения, - говорится в отчете, - что, в свою очередь, создает риск для безопасности воздушного движения”.
Нехватка персонала
Сокращение числа диспетчеров в аэропортах США привело к тяжелому графику и росту усталости
Отсутствие технологий создает еще одну проблему. В воздухе самолеты оснащены высокоэффективными системами предотвращения столкновений. На земле - другая ситуация. В некоторых аэропортах установлено оборудование наземного наблюдения для обнаружения нахождения на взлетно-посадочной полосе и предотвращения аварий.
Но эти системы дороги, сложны в обслуживании и далеко не универсальны. Проведенный в декабре 2023 года исследовательской группой Flight Safety Foundation анализ показал, что “более трети аварийных ситуаций на взлетно-посадочной полосе можно было предотвратить с помощью более совершенных технологий ситуационной осведомленности”.
Модернизация оборудования и технических систем, отработавших десятилетия, потребует крупных инвестиций. То же самое касается привлечения и обучения необходимых сотрудников. Но на повестке дня также должны стоять значительные организационные преобразования.
В США, например, передача управления системой управления воздушным движением некоммерческой организации или государственной корпорации — при сохранении регулирующего надзора FAA — защитила бы ее от бюджетного хаоса, упростила наем компетентного персонала и позволила осуществлять долгосрочные инвестиции. Аналогичные меры в некоторых странах Европы привели к улучшению ситуации без ущерба для безопасности.
Система современной пассажирской авиации - чудо современной эпохи. Но, как показали недавние инциденты, это нельзя принимать как должное. Обеспечение безопасности потребует финансирования, предусмотрительности и немалой бдительности.
Источник: Bloomberg
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале