Найти в Дзене
АвиаОбоз

Российские авиапассажиры сталкиваются с опасностью из-за санкций

За первую половину декабря у гражданских самолетов произошло по меньшей мере 8 серьезных неисправностей, напугавших пассажиров, поскольку пилоты были вынуждены совершать аварийные посадки в городах по всей стране. Читайте материал The Washington Post, ссылка на оригинал в конце статьи

Сотрудники правоохранительных органов возле пассажирского A320 авиакомпании "Уральские авиалинии" в поле в Новосибирской области в сентябре. Фото: Владимир Николаев / AFP / Getty Images
Сотрудники правоохранительных органов возле пассажирского A320 авиакомпании "Уральские авиалинии" в поле в Новосибирской области в сентябре. Фото: Владимир Николаев / AFP / Getty Images

В результате инцидентов никто не погиб, но они показывают растущую опасность авиаперевозок в России. Почти два года санкций из-за событий в Украине привели к тому, что авиакомпании столкнулись с трудностями при получении жизненно важных запасных частей и, как следствие, к снижению стандартов безопасности.

По сообщениям СМИ 8 декабря пассажиры S7 Airlines услышали громкие хлопки, когда их B737 вылетал из Новосибирска в Москву, оба двигателя извергали пламя.

В тот же день у самолета A319 авиакомпании "Россия", летевшего из Минвод в Санкт-Петербург, упало давление в салоне. Как сообщила авиакомпания, «произошло кратковременное срабатывание датчика давления».

Пилоты вернулись в аэропорт вылета, а Telegram-каналы показали видео из салона, где пассажиры кричат и с потолка свисают кислородные маски.

11 декабря самолет авиакомпании Utair совершил аварийную посадку из-за отказа закрылков, на борту находились 104 пассажира и 20 кг радиоактивного вещества.

29 декабря самолет той же Utair, летевший из Москвы в Когалым, подал сигнал о чрезвычайной ситуации из-за отказа двигателя.

Также в декабре "Аэрофлот" столкнулся с рядом чрезвычайных ситуаций: у A321 отказал левый двигатель; у другого А321 - неисправность кондиционера; у двух B737 - отказы шасси; еще у одного B737 отказ закрылков; у B777 - задымление в салоне из-за короткого замыкания. Многие другие сбои привели к длительным задержкам и застрявшим пассажирам.

Другие авиакомпании сталкивались с сильной вибрацией двигателей, внезапными остановками двигателей, сбоями в работе гидравлических систем, закрылков, систем рулевого управления, автопилота.

После начала событий в Украине в 2022 году западные страны ввели санкции против российской авиации, запретив передачу технологий и запасных частей, а также обслуживание, страхование или обновления программного обеспечения для большого парка российских самолетов на Западе.

Президент России в кабине авиасимулятора во время посещения авиационной школы Аэрофлота  в 2022 году. Фото: Михаил Климентьев / Спутник  / AP
Президент России в кабине авиасимулятора во время посещения авиационной школы Аэрофлота в 2022 году. Фото: Михаил Климентьев / Спутник / AP

Более года назад, в сентябре 2022 года ИКАО - Международная организация гражданской авиации повторно отметила российскую авиацию "красным флажком", из-за серьезных опасений по поводу способности страны обеспечить безопасность своих самолетов.

Авиационные чиновники страны, однако, взяли на вооружение мантру “все в порядке”, настаивая на том, что санкции не влияют на безопасность полетов, и, зачастую опровергая сообщения СМИ об участившихся инцидентах в воздухе.

“Отечественным авиакомпаниям доступны каналы, благодаря которым они получают необходимые запасные части и комплектующие для нормальной эксплуатации самолетов”, - заявил Михаил Василенков из Росавиации.

Агентство сообщило о 400 инцидентах в гражданской авиации с января по ноябрь прошлого года из-за серьезных неисправностей оборудования, назвав это хорошей новостью из-за снижения этого показателя на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Но в декабрьской статье в "Коммерсанте" директор “Авиапорта” Олег Пантелеев заявил, что риски "выросли в геометрической прогрессии".

Некоторые авиационные аналитики присоединились к правительству в стремлении не нагнетать ситуацию, в то время как другие говорят, что это только вопрос времени, когда произойдет крупная катастрофа.

“Конечно, санкции влияют на безопасность полетов”, - сказал в интервью авиационный аналитик Андрей Меньшенин. “Они не могут не повлиять на это”. Но добавил, что российские авиакомпании смягчили последствия, импортируя запасные части и даже полностью отремонтированные двигатели через Турцию, Сингапур, Иран и другие страны. “Вопрос в том, сколько это стоит? Это дорого стоит”.

“Ситуация с безопасностью полетов в российской авиации лучше, чем ожидалось, и намного лучше, чем прогнозировалось в начале 2022 года”, - добавил Меньшенин. Тем не менее, он признал, что пилоты в некоторых случаях подвергаются сильному давлению, поскольку им приходится принимать решения о жизни или смерти, когда оборудование выходит из строя.

Андрей Патраков, независимый эксперт по авиационной безопасности и глава компании RunAvia, заявил в интервью, что российские власти позволяют авиакомпаниям использовать детали, срок службы которых значительно превышает установленный, что приводит к поломкам в воздухе.

Патраков сказал, что опасается преследования со стороны властей за обсуждение опасностей, но считает своим долгом высказать их открыто.

“Я независим, моей мотивацией является обеспечение безопасности, и когда я говорю о проблемах, я делаю это не для того, чтобы заставлять людей нервничать, а ради безопасности”, - сказал он. “Иногда правительственные организации или госкомпании даже не задумываются об этих проблемах. Но это очень серьезная проблема, в конечном итоге могут погибнуть люди. И моя миссия - спасти этих людей ”.

Несмотря на инциденты, описываемые в новостях, а также на видео и фото, размещаемых пассажирами в социальных сетях, россияне продолжают летать. И, несмотря на санкции, российская авиация не потерпела краха, хотя на западные самолеты приходится 95% пассажирских рейсов, а в новых российских самолетах используются западные компоненты.

Декабрьские инциденты вряд ли были чем-то необычным.

В октябре десять перепуганных пассажиров настояли на высадке после того, как самолет Sukhoi Superjet заглох при выруливании на взлетно-посадочную полосу. Они сказали, что капитан сказал пассажирам, что он перезагрузился, и все в порядке.

Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Россия" готовится к посадке в аэропорту Пулково в 2022 году. Фото: SOPA / LightRocket / Getty Images
Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Россия" готовится к посадке в аэропорту Пулково в 2022 году. Фото: SOPA / LightRocket / Getty Images

В сентябре A320 "Уральских авиалиний", летевший в Омск из Сочи, был перенаправлен в другой аэропорт из-за отказа гидравлики. Когда в самолете закончилось топливо, пилоты посадили его в поле.

Медалей не было. Вместо этого эксперты и коллеги критиковали пилотов за то, что они подвергли опасности жизни пассажиров, полетев дальше, чтобы добраться до более длинной взлетно-посадочной полосы, потому что слишком много других сбоев могло произойти, пока они были в воздухе. Самолет 20-летней давности будет разобран на запчасти и распилен.

В 2022 году российские власти выдали сертификаты разработчиков 100 компаниям, позволяющие модифицировать детали и выполнять нестандартное техническое обслуживание для поддержания летной годности самолетов.

Но в ноябре действие сертификата разработчика "Победы" было приостановлено из-за серьезных нарушений при модификации трех самолетов Boeing, в том числе, внесении изменений в "Систему предупреждения столкновения самолётов в воздухе", сообщила газета "Известия".

В мае прошлого года издание Проект сообщило об источниках, утверждающих, что авиакомпании отговаривают экипажи регистрировать неисправности.

Аналитик Андрей Патраков, сказал, что “безопасность полетов в России была не в лучшем состоянии” еще до введения санкций. Сейчас, по его словам, многим самолетам требуется техническое обслуживание, “но этого не делается, потому что запчасти недоступны из-за санкций”.

Самолеты продолжают летать с неисправными деталями — например, с трещинами — еще долгое время после того, как их следовало заменить, сказал он, предупредив, что “вы можете растянуть все, что хотите, но вы не можете растянуть законы физики”.

Обломки A320 "Уральских авиалиний" после его аварийной посадки в поле в сентябре. Фото: Владимир Николаев / AFP / Getty Images
Обломки A320 "Уральских авиалиний" после его аварийной посадки в поле в сентябре. Фото: Владимир Николаев / AFP / Getty Images

“Если у вас есть деталь с трещиной внутри, у вас есть некоторый запас времени для ее замены, скажем, 10 дней, но не в три-четыре раза больше, потому что у нее есть физический предел”, - объяснил Патраков. “И вопрос в том, когда это достигнет критического момента, когда эта часть полностью выйдет из строя, и может спровоцировать катастрофическое событие?”

Еще до начали спецоперации проблемный самолет Sukhoi Superjet с двигателем в основном французского производства и 70% иностранных деталей, стал причиной десятков авиационных происшествий. Но после введения санкций число подобных инцидентов увеличилось, по мнению аналитиков, потому что доступ к запчастям Sukhoi намного сложнее, чем к самолетам Boeing или Airbus.

В ноябре Андрей Богинский, генеральный директор ПАО "Яковлев", производящего Superjet, сообщил эксплуатантам самолетов на встрече в Санкт-Петербурге, что в стране можно отремонтировать только 178 из 903 импортированных деталей самолета.

Полет Superjet из Владивостока в Читу в октябре был ярким примером: при взлете пассажиры почувствовали глухой удар, и самолету пришлось израсходовать топливо и совершить вынужденную посадку из-за проблемы с левым двигателем.

На следующий день другой Superjet заглох при выруливании на взлетно-посадочную полосу, в результате чего 10 разгневанных пассажиров были вынуждены покинуть борт. Самолет взлетел после того, как пилот объявил, что перезагрузил его, но так и не долетел до Читы. Он был вынужден приземлиться в Хабаровске из-за отказа гидравлики.

Источник: The Washington Post

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале