Найти тему

Секрет вкусного винегрета: как психологи помогают нам создать новый вкус жизни

Не могу не радоваться факту, что отношение к работе с психологом нынче сильно изменилось. Раньше как было: «Ну зачем мне к психологу? Я что, псих?». Псих — психически больной — психически нездоровый человек. Нездоровый.

А что есть «психически здоровый» тогда? Счастливый, довольный своей жизнью, неизменно улыбчивый, спокойный, как воды реки Ганг у подножия гхатов священного Варанаси?

Автор: Элина Королева — член Высшего экспертного совета кафедры «Сексология» Академии социальных технологий, психолог, конфликтолог, НЛП-практик, бизнес-тренер международной категории.

Фото: senivpetro, Freepik
Фото: senivpetro, Freepik

Честно скажу, даже при условии, что я более 15 лет в профессии, таких очевидно «здоровых» я встречала буквально несколько человек. Сохранных, выздоравливающих, работающих над собой — этих армия. Я в их числе, к слову. А вот безмятежных счастливчиков видала разве что в монастырях (махровые практики, монахи, духовные учителя). Исключение: сверкающие глазами биполярщики в маниакальной стадии (это был профессиональный чёрный юмор, простите).

В нашей же с вами реальности, где мы не живем в монастыре, отдавая себя сполна служению, мы так или иначе являемся игроками, вовлеченными в бесконечное количество коммуникаций. Семья, работа, социум. И тут как на дорогах Арамболя: даже если ты опытный водитель, это еще не гарантия, что завтра в тебя не влетит обкуренный турист. Столкновение с объективной реальностью в каждую минуту времени может обернуться катастрофой. Такова жизнь.

Другими словами, как бы мы духовно ни росли, конфликты неизбежны. Как внешние, так и внутренние. Пока мы — часть беснующегося современного мира, мы обречены на столкновение с жизнью в разных ее проявлениях: войны, разводы, смерть, измены, предательства, кражи. Наша ЦНС будет на подобные ситуации как-то реагировать.

И вот они, типичные беды человека:

  • от всякого личного: «не простила бывшего/родителей» (обиды, непроговоренные претензии), «живу в браке не по любви» (страхи, неуверенность в себе); «терплю насилие над собой» (неумение выстраивать личные границы); «не понимаю, чего хочу» (отсутствие контакта со своими чувствами);
  • до профессионального: «ненавижу свою работу», «не знаю, чем хочу заниматься», трудоголизм, погоня за ложными ценностями, эмоционально-профессиональное выгорание;
  • а уж если экзистенциальный кризис нахлобучил, так совсем весело: «Ах, зачем я на свет появился? Ах, зачем меня мать родила?».

Наша голова как кастрюля с винегретом — напичкана, зачастую, странными несовместимыми продуктами, которые быстро начинают бродить. И мы это в себе носим, медленно сгорая от интоксикации.

Кто-то скажет, что это и есть жизнь. Да все так и живут. Ссорятся, мирятся. Кряхтя, ползут на работу. Мечтают о лучшем завтра. Выпивают по выходным, дабы забыться.

А я вам скажу: ничего подобного.

Не все. Если начать разбирать ингредиенты из салата, может оказаться, что «ел я его не потому, что люблю, а потому, что это будто как базовая опора в жизни. Моя бабушка и мама всю жизнь его готовили. Я с детства ел — вкусно же. Да я вообще без него жизни не представляю. А есть ли жизнь без винегрета?»

А кто-то начинает пристально всматриваться в это странное блюдо, почуяв неладное: «Вот картошка мне, кстати, нравится. Но жареная. От горошка у меня пучит живот. А яйца вареные в принципе сложно даются моему пищеварению».

Честно разбирают салат на составляющие и принимают важное решение — изменить встроенную привычку жить на автомате, со всеми «так у нас в семье принято», «все так жили, а ты куда лезешь?» и «не выпячивайся». Наступает момент, когда человек задается вопросом: «А какие продукты мне вообще нравятся? С чем я готов распрощаться навсегда? Что я люблю, и что подходит моему пищеварению?»

И тут человек попадает к психологу. Сложно разбирать салат на продукты, если ты сам — часть салата. Нужен некто, кто смотрит со стороны, существо вне кастрюли. Ему видно всю систему целиком, и с его помощью навести генеральную уборку проще. А еще он не просто собеседник, а кладезь полезных инструментов. Можно пальцами пытаться выковыривать из общей массы то, что в поле исследования, а можно прямо из рук специалиста взять волшебную маленькую ложку, которой можно быстро вытащить ненавистный горошек.

В общем, к чему я это... Аве психологам, господа! Храни вас Господь, невероятные посланники света. Благодаря вам (нам) мир становится лучше.

И если нет здоровых, а есть недообследованные, то как же здорово получить диагноз «винегретозависимый» и понять, что есть поле для работы — освободиться от зависимости! Сначала ты жил и не знал, а теперь ты знаешь, что с тобой происходит. А «освободиться» — это про действие, процесс. И если им заняться всерьез, то вскоре в рационе столько всего разного любимого появится!