«Контроль качества продукции», ноябрь 2023.
Рубрика: Безопасность и Качество.
Безопасность и качество пищевой продукции являются основой сохранения здоровья человека, важнейшим фактором стабилизации и развития экономики. Национальный приоритет всех государств евразийского экономического союза (ЕАЭС) — максимально обезопасить потребителя, это и было одной из главных тем, обсуждаемых в октябре на XI Международном форуме «Антиконтрафакт–2023».
Cегодня, когда особенно актуально развитие экспорта продуктов питания, необходимо реализовать наиболее действенные методы выявления подмены в них регламентированных ингредиентов, постараться максимально оградить потребителей от подделок. Темы, связанные с безопасностью продуктов, с правильной идентификацией и качеством, выходят на первое место, поскольку, несмотря на жесткие законодательные требования, есть ряд показателей, которые в Российской Федерации не нормируются. Все, что связано с фальсификацией и контрафактом, является негативным фактором, который влияет на формирование имиджа российской продукции на внешних рынках.
Представители органов власти, эксперты ведущих компаний пищевой отрасли, законодатели и научные работники, выступавшие на сессии «“Хлеб насущный”: подделки в пищевой продукции», подчеркивали: необходимо бороться против того, чтобы фальсификат попадал в оборот на территории Союза. А если все же такое произошло, выявлять его максимально оперативно. Обсуждались также механизмы, которые смогут препятствовать попаданию контрафактной, небезопасной и некачественной продукции на рынок ЕАЭС. Об этом в приветственном слове на сессии говорил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию С.Г. Митин, особенно отметив, что в условиях санкционного давления, когда российские производители ищут новые рынки сбыта, актуальность борьбы с контрафактом возрастает. Причем риски появления на рынке недобросовестных игроков связаны и с тем, что рыночные ниши, оставленные западными производителями, нередко занимают фальсификаторы, имитирующие привычную для отечественных потребителей продукцию. Сенатор подчеркнул необходимость и далее совершенствовать правовое, техническое регулирование рынка Союза, усиливать межведомственную и межгосударственную координацию. Он добавил, что «по результатам лабораторного контроля пищевой продукции, присутствующей на потребительском рынке, за последние 10 лет отмечается снижение удельных весов проб, не соответствующих установленным требованиям. В то же время остаются сектора российского рынка, где отсутствуют обязательные требования к продукции, не налажено сегодня еще должное государственное регулирование».
Тему поддержал член Комитета Государственной Думы по защите конкуренции С.Ф. Лисовский, отметив, что фальсификат и контрафакт — разные понятия. Контрафактом может быть и качественный товар, реализуемый под чужими торговыми марками, а фальсификат — некачественный товар, умышленно произведенный с нарушениями технологий. Однако, по мнению депутата, на сегодняшний день оба понятия начинают сливаться в одно целое, наносящее вред здоровью граждан и государственным бюджетам, но главное — разрушающее институт добросовестных производителей. Тем же спикером была затронута тема ретейла, который становится стороной, заинтересованной «в снижении качества товаров и сохранении высокой цены на полке. И только государство может заставить монополистов действовать в интересах потребителя».
Заместитель директора Департамента цифровой маркировки и легализации оборота промышленной продукции Минпромторга России В.Е. Бобровская рассказала, каким образом в России действует современный цифровой инструмент «Честный знак» — обязательная маркировка средствами идентификации, которая обеспечивает цифровой след товара на этапах его жизненного цикла от производителя до непосредственного потребителя. Система маркировки развивается за счет создания новых инструментов, моделей и механизмов, обеспечивая точный адресный контроль.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд законодательных актов, принятых с целью защиты жизни и здоровья населения[1], однако объем фальсифицированной и контрафактной пищевой продукции, обращаемой на российском рынке, постоянно и системно растет. Основными рисками помимо этого являются отсутствие надлежащего дорыночного контроля и ограничение государственного контроля (надзора) за рынком пищевой продукции. Эту острую тему в своем выступлении подняла президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР», главный редактор журнала «Контроль качества продукции» Л.А. Бондарь. Она отметила также, что в Российской Федерации нарушен баланс между рыночным и дорыночным контролем пищевой продукции. «В связи с низкой эффективностью рыночного контроля необходимо ужесточить дорыночный, что может быть реализовано за счет введения механизма обязательной сертификации».
О необходимости больше внимания уделять определению аутентичности продукции и «снижению затрат экспортеров на лабораторные исследования в соответствии с теми требованиями рынка сбыта, куда едет этот продукт» рассказала руководитель научно-испытательного центра ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН» Н.Л. Вострикова.
Тему фальсификации халяльной и кошерной продукции на сессии поднял директор Научно-исследовательского центра религиозного питания А.С. Галеев. Поскольку к подобной продукции потребители относятся особенно доверительно, а государство практически не контролирует ее производство, хотя стандартные документы на нее и оформляются, трудно или почти невозможно доказать соответствие продукции религиозным требованиям. Причем подделки расходятся и по другим странам.
Фальсификат и контрафакт сложно распознать, но их наличие причиняет вред не только здоровью людей, но и экономике государств ЕАЭС. Существует проблема отслеживания подделок отдельных видов продовольственных товаров и контроля соблюдения рецептур, обязательных требований и санитарных норм. Все участники сессии сошлись на том, что проблема обеспечения качества, безопасности и легальности продукции комплексная. Необходимо менять законодательство, ужесточать ответственность производителей, выпускающих на рынок фальсификат/контрафакт. Избежать при этом правовых коллизий и не нагружать бизнес поможет четкий, прозрачный механизм, обеспечивающий принятие решения о том, является ли продукт фальсифицированным/контрафактным.
[1] «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.»; «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации»; Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (с изменениями на 25.11.2022 г.).
Заместитель главного редактора
журнала «Контроль качества продукции» Г.Б. Воробьев
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/ria_stk
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество