Иван Соколов, историк чая, кандидат исторических наук
Торговые пути древности
С древних времён рост благосостояния обществ и государств был связан с развитием торговли и торговых путей.
Купцы вывозили избыточный продукт вовне. И привозили из далёких земель редкие товары.
Богатство и власть рождались из сборов не только с податного населения, но и с торговцев, которые курсировали между землями.
Коридор «Север – Юг»
Формирование Русского государства (Киевской Руси) было во многом связано с путём «из варяг в греки». Этот путь связывал Северную Европу с Византией и ближневосточным регионом.
Это была торговая артерия, сборы от функционирования которой и заложили экономические основы одного из центров формирования русской государственности.
Специи
Советские и российские учебники истории рассказывают детям о войнах и крестовых походах. За датами и общими описаниями теряется суть процессов прошлого и настоящего.
За большинством происходящих в мире событий стоят не случайности, а чьи-то финансовые интересы.
Для многих современников Крестовые походы были святой войной с нехристями, захватившими Святую землю.
Для европейских элит (церковных и светских) всё происходившее было совокупностью ряда бизнес-проектов.
Арабы контролировали пути доставки специй и пряностей из Индии и других ценных товаров из Азии.
Специи, помимо их сугубо гастрономической привлекательности, позволяли «продезинфицировать» организм средневекового европейского аристократа и его пищу, снизить риски пищевых отравлений и подстегнуть иммунитет.
Драгоценные металлы
Покупки специй у арабов откачивали золото из Европы, обогащая арабский мир и создавая материальную основу для развития там культуры, включая науку, архитектуру, философию, медицину и прочие отрасли знания.
Вымывание из Европы драгоценных металлов, использовавшихся в денежном обращении, делало деньги более дорогими и вызывало торможение экономического развития.
Крестовые походы
Крестовые походы должны были снизить зависимость Европы от арабских купцов и отвоевать обратно часть европейского золота.
Была в тех походах и скрытая цель – сбросить вовне и «сжечь» избыточную часть наиболее активного европейского рыцарства.
Столь же цинично были сброшены на Восток и европейские нищие, как и их дети (вспомним знаменитый Детский крестовый поход 1212 года). Немалую часть доверчивых европейцев конвертировали в живой товар невольничьих рынков.
Великий шёлковый путь
Поступали в Европу также фарфор и шёлк.
Последний был особенно ценен тем, что его очень не любили европейские блохи. Соответственно, та часть европейской аристократии, которая ходила в шелках и спала на шёлковых простынях, реже болела и дольше жила.
Китайский фарфор же своим блеском и звоном, своей необычностью, неестественной природой, загадочностью, просто мутил разум европейских элит.
Великие открытия
Поиски путей к сокровищам Индии с её специями и китайской шкатулкой стали отправными точками для импульса развитию европейского кораблестроения.
Собственно, не зря точкой отсчёта для новой эпохи стали Великие географические открытия.
Они же и сделали возможной доставку столь ценных экзотических колониальных товаров и торговлю ими.
Богатства Сибири и магия Востока
С угасанием Великого шёлкового пути интерес европейцев к Китаю и его товарам не угас.
Европейская аристократия ненадолго отвлеклась на Новый Свет (Северную и Южную Америку), но мечты найти короткий путь к сокровищам Китая ничуть не ослабел.
Интерес англичан к московитам времён Ивана Грозного был связан отнюдь не только с пенькой для морских канатов...
Возвышение России эпохи Ивана IV Грозного привело к присоединению Астраханского и Казанского ханств. Так Россия задолго до времён Петра I Великого де-факто, превратилась в полноценную империю.
Был открыт путь на Урал и дальше в Сибирь – встречь солнцу.
Сибирь же с её пушными богатствами обеспечила страну пушниной, ставшей основным ресурсом для модернизации экономики в будущих столетиях.
Альтернатива русским мехам появилась в Европе намного позже.
Путь в загадочный чин
Усиление России при Иване Грозном вызвало озабоченность британских элит. Тем более что уже тогда географы предполагали, что кратчайший путь из Европы в Китай может быть именно через владения русских.
Экспедиции на Русский Север и шпионы, отправлявшиеся к русскому двору, искали, в том числе, данные о вероятном пути в Китай.
Интерес оказался столь явным, что свой взор на Восток ближе к концу жизни обратил и Пётр Великий. Его преемники на троне также не смогли обойти Китай своим интересом.
Интерес к Китаю
Интерес к Китаю вновь вспыхивает в Европе в XVII – XVIII веках. В Россию же мода на Китай приходит не напрямую из оного, а из Европы.
Европейская элита сходит с ума от красоты фарфора и диковинных предметов, доставленных из Китая. Во дворцах европейских правителей создаются кунсткамеры (кабинеты редкостей), а затем и отдельные китайские кабинеты и комнаты. В парковых ансамблях строятся китайские павильоны и чайные павильоны.
Моду на Китай подхватывает и русская аристократия.
Гармоничное развитие Европы
Причин интереса к Китаю у европейцев было несколько.
Одна из них – поиск путей гармонизированного развития.
Аристократическая Европа начинала умирать, а ей на смену приходил капитал.
Аристократия ещё контролировала власть, но теряла доходы.
Буржуазия Европы, шедшая ей на смену, имела деньги, но ещё не захватила кормило власти.
В условиях системного кризиса сознания элит на кораблях из Китая приплывают не только фарфор, шелка и чай, но также и идеи конфуцианства.
Европейцам кажется, что конфуцианство даёт им гармоничную модель: там и император, и аристократия, и чиновничество (социальный лифт, по которому талантливые люди с низов общества могут подняться к вершинам власти), и торговцы, и крестьяне.
То, что китайская реальность была весьма далека от идеализированной красивой модели, европейцы поняли не сразу.
Как тут не заинтересоваться Китаем?
Набросав линию истории, мы подходим к теме Великого чайного пути.
Продолжение следует...