Прежде, чем покрывать законченную картину лаком, важно дождаться что бы она полностью высохла. Масляная краска сохнет довольно долго. Для высыхания ей нужно как можно больше воздуха и света. Низкая температура и высокая влажность замедлят процесс сушки.
Важно понимать процесс высыхания масляной краски. Первоначально, масляная краска при высыхании покрывается тонкой пленкой. Но под пленкой процесс высыхания масла продолжается. Через поры в пленке к маслу продолжает попадать кислород и процесс высыхания масла продолжается.
Если не до конца просохшую картину покрыть финишным лаком, доступ кислорода к маслу почти прекратится, и процесс высыхания масла значительно замедлится. А когда под высохшим лаком масло наконец начнет высыхать, оно порвет верхний слой лака, в результате на картине образуются трещины.
Полное высыхание краски на картине написанной корпусно, со слоями нормальной толщины, занимает примерно один год. Картина написанная тонкими слоями, например в технике многослойной живописи, занимает несколько месяцев. Поэтому, если при прикосновении к красочному слою готовой картины, вы ощущаете что прилипания уже нет, и кажется что картина уже полностью высохла, то это не так. И не стоит ее пока покрывать лаком. Лучше подождать.
При лакировании убедитесь, что картина, лак, кисть - все имеет комнатную температуру. Если картину, сразу перед лакированием, занести из холодного помещения в теплое, на ней может образоваться конденсат, который окажется внутри лака, что может вызвать помутнение лака и ухудшит прозрачность лакового покрытия.
Лаки для финишного покрытия картин подразделяются на глянцевые и матовые. Глянцевые лаки состоят в основном из смолы в растворителе. В матовые лаки добавляется еще матирующий компонент.
Глянцевый лак можно наносить в несколько слоев. Но нужно дождаться полного высыхания предыдущего слоя. При использовании кисти для нанесения лака, лак наносится мазками в одном направлении. Это поможет обеспечить равномерную степень блеска.
Матовый лак лучше наносить в один слой. Это поможет предотвратить различия в блеске и образовании полос. Но если матовый лак наносится с помощью баллончика, его можно нанести и в несколько слоев.
Финишный лак, нанесенный на законченную картину, замедляет поглощение кислорода в масляных слоях, не дает краске темнеть, и защищает от загрязнений.
Основные виды финишных лаков для покрытия картины
Даммарный лак - хорошо защищает картину от солнечных лучей, но со временем желтеет, поэтому не рекомендуется для покрытия работ, выполненных в холодных тонах. Имеет ярко выраженный запах. С ним рекомендуется работать в хорошо проветриваемом помещении.
Акрил-стирольный лак - не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами. Создает тонкое, прозрачное покрытие. Время высыхания матового лака не более суток,
Акрил-фисташковый лак - не желтеет и не мутнеет со временем. Имеет хорошую прозрачность и эластичность покрытия. После высыхания акрил-фисташковый лак даёт обратимую плёнку, стойкую к воде. Особенно подходит для картин, написанных в холодных тонах.
Еще уроки:
Урок 1: Какой цвет грунта выбрать для многослойной живописи
Урок 2: Голландская и Итальянская техники многослойной живописи
Урок 3: Ретушный лак - как применять и где использовать.
Урок 5. Правило "Толстое поверх тонкого" в технике многослойной живописи
Урок 6: Какой холст выбрать для будущей картины
Урок 7. Разбавители для масляных красок: как и где использовать
Урок 8. Фламандский метод многослойной живописи
Урок 9: Лессировка в многослойной живописи
Урок 10. Итальянский метод многослойной живописи
Урок 11. Темперный подмалевок в многослойной живописи
Урок 12: Как написать портрет
Урок 13: Последовательность работы над картиной
Урок 14: Натюрморт и его преимущества
Урок 15: Как сохнет масло на картине
Урок 16: Как перенести рисунок на холст
Урок 17: Портрет зебры или как и чем нарисовать волосы
Урок 18: Лессировка по ретушному лаку: плюсы и минусы