Подмалевок в картине это первый слой живописи, который затем принимает на себя последующие слои. И желательно его выполнять таким образом, чтобы он давал возможность в короткий срок приступить к дальнейшим пропискам.
Наиболее отвечающим материалом для подмалевка будут водяные краски: акварель или темпера. Подмалевок водяными красками выполняется только на эмульсионном грунте, на котором как акварель, так и темпера ложатся вполне хорошо.
Акварелью можно выполнить подмалевок, но она больше подойдет для картин малого размера. А наиболее подходящей для подмалевка можно считать темперу. Особенно уместна она при выполнении произведений больших размеров. Здесь может быть использована, только темпера высших качеств, т. е. казеиновая или яичная.
Но надо учитывать при выполнении подмалевка, что темперный подмалевок дает большую силу краскам, которые под лаком становятся настолько интенсивными, что масляная краска, заканчивающая живопись, может по цветосиле спасовать перед ними.
Мой опыт применения темперного подмалевка
Попробовать использовать темперный подмалевок я решил при копировании натюрморта Эмилии Прейер. Мне очень нравятся ее картины, и ранее я уже копировал некоторые из них. Но в предыдущих работах я всегда использовал масляный подмалевок. А в этой работе решил попробовать темперу. И поначалу мне не очень понравился результат. Краски плохо тянулись и были тусклыми, по сравнению с маслом. Сделав подмалевок, я отложил работу над этой картиной на некоторое время. И вот недавно решил закончить начатое, и был приятно удивлен. Когда покрыл темперный подмалевок льняным маслом, цвета стали яркими и сочными. Оказалось что на темперный подмалевок достаточно было внести легкую пропись масляными красками, нанести небольшие лессировки и картина буквально заиграла. Конечно пришлось повозиться с деталями, которых на картинах Эмилии Прейер всегда хватает: капельки, мухи, трещинки, прожилки. Но зато для копирования натюрморты Эмилии Прейер весьма интересны.
Что еще понравилось. Темперные краски дают в подмалевке действительно интенсивный цвет, который, если нужно, довольно легко можно приглушить лессировками.
Еще уроки:
Урок 1: Какой цвет грунта выбрать для многослойной живописи
Урок 2: Голландская и Итальянская техники многослойной живописи
Урок 3: Ретушный лак - как применять и где использовать.
Урок 4: Как покрыть картину лаком
Урок 5. Правило "Толстое поверх тонкого" в технике многослойной живописи
Урок 6: Какой холст выбрать для будущей картины
Урок 7. Разбавители для масляных красок: как и где использовать
Урок 8. Фламандский метод многослойной живописи
Урок 10. Итальянский метод многослойной живописи
Урок 11. Темперный подмалевок в многослойной живописи
Урок 12: Как написать портрет
Урок 13: Последовательность работы над картиной
Урок 14: Натюрморт и его преимущества
Урок 15: Как сохнет масло на картине
Урок 16: Как перенести рисунок на холст
Урок 17: Портрет зебры или как и чем нарисовать волосы
Урок 18: Лессировка по ретушному лаку: плюсы и минусы