Найти в Дзене

Голландская и Итальянская техники многослойной живописи

Оглавление

Технику многослойной живописи еще называют техникой живописи старых мастеров. И для этого есть свои причины. Поскольку именно в старые времена, а именно в 16-17 веках, художники Европы почти повсеместно использовали эту технику живописи для создания своих картин. Но, в Голландии и в Италии многослойную живопись применяли несколько по-разному. Давайте разберем какие есть отличия, а в чем схожесть этих техник.

1. Голландская техника многослойной живописи

В Голландии доску или холст покрывали белой грунтовкой, на клеевой основе. На белый грунт по предварительно перенесенному рисунку, наносилась пропись прозрачной водорастворимой краской. Для прописи использовали коричневые краски теплых тонов: умбру жженую, марс коричневый или сиену. Пропись закрепляла рисунок и придавала изображению тональность.

Пропись делали мягкими, слегка расплывчатыми мазками, стараясь сохранить белизну грунта. Краска предварительной прописи на водной основе, быстро высыхала, не смешивалась с маслом, и позволяла почти сразу приступать к работе масляными красками. Далее прописывались тени и полутени лессировочными, прозрачными или полупрозрачными красками. В последствии свет, через цветные слои отражался от белой грунтовки, что и придавало картинам некоторый эффект свечения. Эта техника позволяла Голландцам, используя ограниченный набор цветных пигментов, достигать максимального эффекта выразительности картин.

Питер Клас. Натюрморт с рёмером и серебряной таццей.  Ок. 1635г. https://ru.wikipedia.org
Питер Клас. Натюрморт с рёмером и серебряной таццей. Ок. 1635г. https://ru.wikipedia.org

2. Итальянская техника многослойной живописи

Итальянцы, также как Голландцы использовали для основы загрунтованную деревянную доску или холст. Только грунтовку итальянцы применяли не белую, а цветную. Для этого они покрывали белую грунтовку цветной имприматурой или добавляли цветной пигмент в грунтовку. Чаще всего применяли серый, красный или коричневый тон для грунта.

Подмалевок наносили белилами. В полутенях, где белила накладывались тонким слоем, просвечивал теплый цветной грунт.

Далее, после высыхания, наносились цветные краски тонкими прозрачными слоями. В светлых пятнах в прозрачную краску добавляли белила или другие укрывистые пигменты. Насыщенность цвета прозрачных красок достигалась за счет наложения нескольких слоев краски.

Караваджо. Шулеры. 1594 https://ru.wikipedia.org
Караваджо. Шулеры. 1594 https://ru.wikipedia.org

Копируя картину старых мастеров, я стараюсь до начала работы разобраться какую из техник многослойной живописи использовал автор произведения. Это во много облегчает работу над копией и получить наилучший результат.

Еще уроки:

Урок 1: Какой цвет грунта выбрать для многослойной живописи
Урок 3: Ретушный лак - как применять и где использовать
Урок 4: Как покрыть картину лаком
Урок 5. Правило "Толстое поверх тонкого" в технике многослойной живописи
Урок 6: Какой холст выбрать для будущей картины
Урок 7. Разбавители для масляных красок: как и где использовать
Урок 8. Фламандский метод многослойной живописи

Урок 9: Лессировка в многослойной живописи
Урок 10. Итальянский метод многослойной живописи
Урок 11. Темперный подмалевок в многослойной живописи
Урок 12: Как написать портрет
Урок 13: Последовательность работы над картиной
Урок 14: Натюрморт и его преимущества
Урок 15: Как сохнет масло на картине
Урок 16: Как перенести рисунок на холст
Урок 17: Портрет зебры или как и чем нарисовать волосы
Урок 18: Лессировка по ретушному лаку: плюсы и минусы