Многослойная живопись как обычно заканчивается лессировкой. Уже нанесен гризайль, и изображение проработано до совершенства. Черно-белая картина уже готова. И вот наступило время нанесения цветных прозрачных слоев. Для нанесения следующего слоя требуется полная просушка предыдущего слоя. Но на хорошо просушенном слое, масляная краска сворачивается. И что бы этого не происходило поверхность надо обезжирить. В старые времена это делали например протиркой картины долькой чеснока. Поверхностная пленка растворялась, и можно было без труда наносить следующий слой краски. В наше время можно например воспользоваться ретушным лаком. Он безусловно дает свои плюсы. Картина становится более сочной. Исчезает прожухлость, и следующий слой краски с удовольствием ложится и не пытается сворачиваться. Но есть и минусы. При нанесении лессировочного слоя на ретушный лак краска очень быстро прилипает и не хочет тянуться. Нет возможности делать мягкие переходы. Работать надо очень быстро. Нанесенный слой н