Найти в Дзене

Как написать портрет

Оглавление

Художник, работая над портретом, может очень много узнать о человеке. Даже если это портрет близкого человека. Можно лучше изучить его черты, понять особенности лица.

Начало работы над портретом

Работу над портретом лучше начать с подмалевка. Для этого достаточно будет, например, сиены жженой и ультрамарина. Изображение на этом этапе должно быть обобщенное. Это поможет определить оптимальное расположение объекта на холсте. Слишком крупный портрет будет давить на зрителя, слишком мелкий будет выглядеть неубедительно. А если расположить человека близко к верхнему краю, он покажется втиснутым в картину.

Минимум тонов и цветов

Минимальное количество тонов и цветов добавит портрету выразительности. Портрет не должен быть перенасыщенным красками.

Динамика в портрете

Человек на портрете не должен выглядеть неподвижным. Надо показать, что он живой. Как будто человек еще мгновение назад двигался, и вот остановился. Это достигается поворотом разных частей тела в разные стороны. Особенно это касается головы и плеч. Можно показать что плечи развернуты в одну сторону, а голова — в другую.

Главное на портрете – человек

Одежда или фон не должны отвлекать внимание от лица, какими - бы прекрасны они ни были. На портрете человек важнее всего.

Свет

На портрете свет должен вести себя так же, как в жизни: освещать обращенные к нему плоскости и сходить на нет к краю тени. Если свет на форме преждевременно переходит в средний тон, она выглядит неуверенной и темной.

Глубина пространства

Чтобы портрет выглядел эффектно, кроме сходства, индивидуальности и позы, необходима глубина. То есть обратите внимание на величину других объектов и расстояние от них до модели.

Отсутствие глубины пространства ослабляет изображение. Это касается и портрета в целом, и его отдельных элементов. Без соблюдения глубины пространства картина получится плоской.

Тени

Глядя на лоб, щеку и челюсть, зритель видит, что у них есть освещенная и затененная части, и понимает, что они состоят из нескольких плоскостей. Чтобы, показать зрителю объем, важно обратить внимание на тени: соответствует ли тень локальному цвету, пассивна и согласуется с формой объекта.

Если донести это до зрителя, картина будет восприниматься как насыщенная, и структурная. Тени дают представление о структуре головы и лица. Общая площадь теней зависит от объекта. Степень насыщенности тени отчасти определяется

Равновесие

Баланс элементов, связанных и независимых, необходим в любом жанре, но особенно важен для портрета. Голова на портрете должна быть конкретной и в то же время обобщенной. Из-за невнимания к индивидуальным чертам может выйти собирательный образ. Но слишком конкретное изображение граничит с карикатурой, где все черты преувеличены.

Части тела

Голова, конечно, не единственный элемент портрета. Есть еще шея, плечи, торс, руки. Как и рот, голова должна быть частью целого. Не следует заканчивать ее, потом начинать шею, потом переходить к плечам и т. д. Этот подход не только скучный и фрагментарный, но и обычно неэффективный. Изображая голову, нужно учитывать ее расположение относительно позвоночника, иначе она не выйдет правдоподобной.

Мужской и женский

Считается, что на нежном женском лице теней меньше. Линии более плавные. Тени боле мягкие. А на рельефном мужском лице теней больше. Присутствует сильный контраст на границе светотени.

Телесный цвет

Представление о том, что «телесным» называется конкретный цвет, довольно ошибочно. Оттенки кожи у каждого человека варьируются.

Для получения телесного цвета придется каждый раз смешивать разные краски. Если модель темнокожая, понадобятся сиена жженая и желтый. Для бледной кожи стоит взять кадмий желтый светлый и кадмий красный светлый.

Людям с Востока подойдут охра желтая и венецианская красная. И это только обобщенный локальный цвет. Каждый оттенок в зависимости от освещения приходится менять: иногда делать цвет теплее, а иногда холоднее.

Портретное сходство

Внешнее сходство - это еще главная творческая задача живописца при работе над портретом. Всем известно, как непросто добиться сходства. Ухватить изюминку, отличающую одного человека от другого - это серьезная задача.

Но само по себе сходство не должно быть целью создания картины. Если это все, к чему стремится художник, работа никогда не будет достаточно хороша.

Очень важно внимательно изучить лицо, прочувствовать его рельеф, плоскости, структуру черепа. «Понять лицо круглое или длинное, глаза запавшие или навыкате. Иными словами, чтобы добиться убедительного сходства, следует непредвзято и внимательно смотреть на модель, воспринимать ее свежим взглядом.

Изображать человека сложнее всего

Из всех возможных жанров портрет считается одним из самых сложных. Изображать человека сложнее всего. Что бы получилось достойное произведение, важно не только передать портретное сходство, но и достичь общей гармонии картины. Но когда все удается в портрете, и художник и зритель могут получить полное удовлетворение. И свидетельством этому портреты выполненные величайшими художниками.

-2

-3

-4
-5

Еще уроки:

Урок 1: Какой цвет грунта выбрать для многослойной живописи
Урок 2: Голландская и Итальянская техники многослойной живописи
Урок 3: Ретушный лак - как применять и где использовать.
Урок 4: Как покрыть картину лаком
Урок 5. Правило "Толстое поверх тонкого" в технике многослойной живописи
Урок 6: Какой холст выбрать для будущей картины
Урок 7. Разбавители для масляных красок: как и где использовать
Урок 8. Фламандский метод многослойной живописи

Урок 9: Лессировка в многослойной живописи
Урок 10. Итальянский метод многослойной живописи
Урок 11. Темперный подмалевок в многослойной живописи
Урок 12: Как написать портрет
Урок 13: Последовательность работы над картиной
Урок 14: Натюрморт и его преимущества
Урок 15: Как сохнет масло на картине
Урок 16: Как перенести рисунок на холст
Урок 17: Портрет зебры или как и чем нарисовать волосы
Урок 18: Лессировка по ретушному лаку: плюсы и минусы