Найти в Дзене

#Русский сувенир. Ярмарка.Сценарии. Праздники. Развлечение.

русский сувенир
(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)

Зал оформлен под ярмарочную площадь. На центральной стене – силуэт ярмарочных каруселей, часть стены украшена павлово-посадскими платками, на лавках и столах изделия русских мастеров прикладного искусства из Гжели, Городца, Хохломы, Жостова и т. д.

Звучит плясовая музыка в записи. Входят дети в русских костюмах, приплясывая и подыгрывая себе на народных инструментах: колотушках, трещотках, деревянных ложках, свистульках и т. д. С окончанием музыки одни дети становятся за прилавки, другие – за столы с матрешками, ложками, чайниками, чашками, разделочными досками и т. д. Остальные дети располагаются в центре зала вместе со скоморохами (воспитатели) Еремой и Фомой.

Скоморох Ерема. Как при сказочном царе при Горохе шли веселою гурьбой скоморохи.

Скоморох Фома. Здравствуйте, хозяева и хозяюшки. Мы пришли на ваш товар посмотреть и себя показать.

Ерема. Мы развеселые насмешники, скоморохи и потешники.

Фома (детям). Что это вы в такую рань собрались?

Ребенок-мастер. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Матрена-потешница (воспитатель). Народ собирается, ярмарка открывается!

Дети-торговцы. Кому пирожки с пылу, с жару, гривенник за пару!

– На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.

– Ложки золоченые, узоры крученые!

– Яблоки садовые, яблоки медовые, наливчатые, рассыпчатые.

Матрена. У Петровых у ворот вьется, вьется хоровод. Вьется, вьется хоровод, собирается народ.

Дети перестраиваются в круг и исполняют русскую народную песню «В хороводе были мы».

Ерема. У дядюшки у Якова товару хватит всякого.

Яков (ребенок-торговец). Кому валенки, кому лапоточки?

Фома. А у нашего Колюшки большое горюшко – валенки с дырой, стоит один под горой!

Дети инсценируют русскую народную песню «Валенки».

Яков (подает Коле валенки большого размера). Бери, Николай, новые валенки, на вырост.

Ребенок-продавец. Мастера-ложкари, а ну, выходи, свой товар покажи!

Пока дети ставят стульчики для выступления ложкарей. Матрена рассказывает об особенностях хохломской росписи.

Ансамбль ложкарей исполняет русские народные песни «Ах вы, сени», «Светит месяц».

Матрена. Небо голубое, голубой рассвет, это Гжели ласковый букет! (Показывает сервиз на прилавке.) Как чудесна гжельская посуда. Ее ни с какой другой не спутаешь!

Фома. Вдоль ярмарки в конец шел удалый молодец,

Соколом пролетал, соловьем просвистал.

Выходят мальчики в белых рубашках с синими кушаками и выстраиваются в полукруг.

Ерема. Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Выходят девочки в сарафанах, расписанных в стиле Гжели, становятся в пары с мальчиками и исполняют танец «Сударушка» (русская народная мелодия, обработка Ю. Слонова).

Матрена. Ну-ка, кто пословицы и поговорки мастак рассказывать?

Дети. Не будет скуки, когда заняты руки.

– Дело мастера боится.

– Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Не спеши языком, спеши делом.

Дети поют и инсценируют русскую народную песню «Во кузнице» (русская народная песня, обработка А. Жарова).

Исполняется пляска на песню «Во саду ли в огороде» (русская народная мелодия).

Фома. Хороша сказка складом, а песня ладом.

Матрена. Хорошо говорить врозь, а петь вместе.

Запевает русскую народную песню «Калинка» (часть детей подпевает припев, подыгрывает на инструментах и выполняет плясовые движения).

Ерема. Где это ты, красавица, такой платок взяла?

Матрена (у нее на плечах красивый платок). Да вот рукодельницы из Павлова Посада привезли свой товар на ярмарку,
я и принарядилась.

Ерема. И у нас многие хотели бы такими нарядными стать!

Девочки «покупают» платки и исполняют «Танец с платками» (русская народная мелодия, обработка Т. Ломовой).

Фома. Возьму я в руки балалайку да потешу свою хозяйку.

Эй, Тимоха и Демьян, Николай и Иван,

Сядем, братцы, все рядком и частушки пропоем.

Мальчики и Фома с балалайками садятся в ряд, за ними встают девочки и исполняют частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Ну, спасибо тебе, мама,

Что такую родила,

Озорную, боевую

И Катюшкой назвала.

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка – в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Не глядите на меня,

Глазоньки сломаете,

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

А я маленькая,

Да удаленькая,

Все, что есть на мне,

Пристает ко мне.

Я надену бело платье,

Буду я красавица,

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Окончив исполнение, все садятся на свои места. Фома остается, в руках балалайка. К нему подходит Ерема со свистулькой. Исполняется диалог на свистульках. Участники сценки имитируют интонации просьбы (Ерема просит балалайку), отказа («Не дам»), обиды и примирения.

Ерема. Шутки-прибаутки, селезни да утки

В озере купалися, в луже полоскалися.

Проводится русская народная игра «Селезень».

Дети выбирают «селезня» (мальчика) и «утицу» (девочку). Стоя в кругу, взявшись за руки воротиками, ребята произносят нараспев текст попевки:

Селезень утку догонял, молодой серу догонял.

– Ходи, утка, домой, ходи, серая, домой,

У тя семеро детей, восьмой селезень,

А девятая сама. Поцелуй разок меня!

Утица бегает из круга в круг, а селезень пытается ее поймать за пределами круга. Если поймал, целует ее в щечку.

Матрена. Как кадриль-то заиграет,

Всех танцоров завлекает.

Дети исполняют народный танец «Кадриль» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманян).

Движения импровизации: пружинящий шаг, сужение и расширение круга, кружение в парах, «вертушка», «переходы», «расчесочка» и т. д.

1-й мальчик. Вот так мы живем, пряники жуем,

Медом запиваем, вас в гости приглашаем!

1-й мальчик (обращается к Матрене).

Пожалуй в гости, кума, а пока тебе работку для ума.

Отгадай! «В небо дыра, в землю дыра, а посередине огонь да вода»?

(Самовар.)

Звучит «Сибирская полечка» в грамзаписи (музыка Ю. Щекотова). Два мальчика выносят самовар и ставят на стол. Матрена прикрывает его сверху своим фартуком. Исполняется сценка-танец «У самовара». Два мальчика сидят за столом у самовара, имитируют чаепитие (наливают чай, студят его, прихлебывают), затем приглашают жестом к самовару Матрену, она отказывается. На вторую часть музыки мальчики приглашают Матрену поплясать. Она соглашается. Участники сценки пляшут.

1-й мальчик. Ну что, наплясалась, кума?

Матрена. Наплясалась! Мы поплясали, теперь пусть другие попляшут!

2-й мальчик. Эх, сыпь веселей, лаптей не жалей!

Все дети свободно пляшут под народную плясовую мелодию.

Ерема. У нас ярмарка на весь мир.

Фома. Всем вам – русский сувенир!

Звучит музыка в записи. Дети-«мастера» вручают гостям сувениры, расписанные тут же, на ярмарке, и, прощаясь с гостями, уходят из з

Русский сувенир
(развлечение)

Развлечение проводится с детьми подготовительной к школе группы во второй половине года. Воспитатель и дети осматривают оформленную в зале выставку предметов русского народного прикладного искусства. Узнают и называют владимирскую вышивку, вологодские кружева, хохломскую мебель и посуду, жостовские подносы. Воспитатель предлагает найти богородскую, дымковскую игрушку.

По приглашению воспитателя дети садятся.

Ход развлечения

Воспитатель. Во всем мире известны изделия народных мастеров и мастериц. Каждый гость увозит с собой на память о нашей стране русский сувенир. Самые знаменитые игрушки-сувениры – Матрешки и Ванька-Встанька. (Ставит пред собой на столик загорскую, семеновскую, полховмайданскую матрешки и Ваньку-Встаньку.) Кто сумеет ответить, где родилась каждая из этих игрушек? (Дети по желанию отвечают, называют свою любимую.) В этой кукле прячется целое семейство. (Показывает десятиместную матрешку. Вынимая каждый раз новую куклу, называет ее по имени.). Это – Марена Ивановна. Это – Маша. Это – Даша. Это – Глаша. Это – Луша. Это – Дуняша. Это – Настюша. Это – Танюша. Это – Катюша. А это – маленькая Матрешечка.

Забавник Ванька-Встанька один, а имен у него может быть много.

Дети называют русские мужские имена: Ванюша, Павлуша, Тимоша, Николаша и т. д.

Воспитатель предлагает приготовить русский сувенир маме ко дню 8 Марта. Девочки расписывают матрешек, вырезанных из картона, выбирая по своему желанию узор. Мальчики расписывают Ваньку-Встаньку.

Девочки инсценируют песню «Ой да, мы матрешки» (музыка Ю. Слонова, слова З. Петровой). Мальчики инсценируют песню «Ванька-Встанька» (музыка Ю. Слонова, слова З. Петровой).

Девочки-матрешки.

Ой да, мы матрешки, мы матрешки,

Хоть и неуклюжие немножко.

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Ой да, балалайка, балалайка,

Ну-ка веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрешек постарайся.

Ой да, мы матрешки, мы матрешки,

Нам, друзья, похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось.

Мальчики.

Мы игрушки Ваньки-Встаньки,

Очень мы горды собой!

Поглядите, убедитесь –

Добрый молодец любой!

Наш характер не сломить,

Нас никак не положить,

Хоть старайся-расстарайся,

Никогда тому не быть!

Ой мы Ваньки, Ваньки-Встаньки,

Круглые у нас бока.

Ой мы Ваньки, Ваньки-Встаньки,

Вам станцуем трепака!

Труд кормит, а лень портит
(развлечение для детей подготовительной к школе группы)

Возле центральной стены скамья, на которой лежит ребенок, играющий роль ленивого Тита. Рядом с ним большая деревянная ложка или половник.

Ведущая. Труд кормит, а лень портит.

Выходят двое детей.

1-й ребенок. Не колода – лодырь, не пень,

2-й ребенок. А лежит целый день.

1-й ребенок. Не жнет и не косит,

Вместе. А обедать просит.

2-й ребенок. Тит, иди молотить!

Тит. Живот болит… (отворачивается).

1-й ребенок. Тит, иди кашу есть!

Тит. Где моя большая ложка?

Тит садится на скамью, показывает ложку.

1-й и 2-й ребенок (вместе).

Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи!

Ведущая. Не любили лентяев в народе. Смеялись над ними. «Спишь, спишь, и отдохнуть некогда», «Люди жать, а мы на солнышке лежать». Это про кого такие поговорки сказывались?

Дети отвечают.

Двое детей рассказывают.

1-й ребенок. Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

2-й ребенок. Люди – косить,

1-й ребенок. А она голову мочить,

2-й ребенок. Люди – грести,

1-й ребенок. А она – косу плести,

2-й ребенок. Люди – жать,

1-й ребенок. А она – на меже лежать.

2-й ребенок. Люди – молотить,

1-й ребенок. А она – пыль ворошить…

2-й ребенок. А обедать пойдут –

Вместе. А она – тут как тут!

Ведущая рассказывает коротенькую сказку на выбор: «Морозко» или «Машенька и Дашенька».

Ведущая. Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Маленький да удаленький».

Ребята читают знакомые пословицы и поговорки:

– Маленькое дело лучше большого безделья.

– Не умеешь шить золотом, стучи молотом.

– Терпенье и труд все перетрут.

– Есть терпенье, будет и уменье.

Двое детей – девочка и мальчик – садятся на скамью перед зрителями. Рассказывая потешки, показывают, как они работают.

Ведущая. Хороша дочка Аннушка,

Коли хвалят мать да бабушка.

Девочка (с пяльцами имитирует вышивание).

Я пока стежок простой

Ниткой делаю с иглой.

Рукоделию учусь, потом

Картинку буду вышивать крестом.

Сделаю подарок маме, брату

И, конечно, любимому детскому саду.

В каждой работе – скатерти, салфетке –

Труд мастерицы, не правда ли, детки?

Мальчик. Я на камушке сижу

Да топор в руке держу,

Да все колышки тешу,

Огород свой горожу,

Да капустку посажу,

Сажу беленькую,

Да кочанненькую.

Ведущая. Чтобы работа была радостной и дружной, запевали песню.

Девочки инсценируют песню «Сеяли девушки яровой хмель».

СЕЯЛИ ДЕВУШКИ ЯРОВОЙ ХМЕЛЬ

(Русская народная песня, обработка А. Гречанинова)

2. Расти, хмель, по тычинке в день,

Расти, хмель, по тычинке в день, ах,

Без тебя, хмелинушко, не водится, ах,

Без тебя, хмелинушко, не водится.

Девочки стоят в двух шеренгах напротив друг друга, выполняют движения.

I к у п л е т.

З а п е в. Идут навстречу, показывая, как сеют хмель, проходят «расчесочкой», меняются местами.

П р и п е в.

Первая музыкальная фраза. Цепочкой в своих шеренгах идут вправо.

Вторая музыкальная фраза. Цепочкой идут влево.

II к у п л е т.

З а п е в. Показывают руками, как постепенно от земли вырастает хмель (2 раза).

П р и п е в. Движения припева первого куплета.

Мальчики инсценируют песню «Пахари и жнецы».

Мальчики-пахари стоят в шеренге напротив центральной стены. Мальчики-жнецы стоят в шеренге вдоль одной боковой стены.

Пахари поют и, двигаясь шеренгой к центральной стене, показывают, как они пашут, держа воображаемый плуг.

Пахари и жнецы

(Русская народная песня, обработка М. Иорданского)

Перед центральной стеной останавливаются и поворачиваются лицом к зрителям. Мальчик выбегает и поддерживает жнецов:

А вы, жнецы, худые –

У вас серпы тупые.

Возвращается на место. Жнецы по очереди выкрикивают слова кричалки-дразнилки:

А у вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал

Да ворон считал.

Жнецы поют песню и выполняют следующие движения:

1–4-я музыкальные фразы. Двигаясь шеренгой к центру зала, показывают, как они жнут. Образуют круг.

5-я музыкальная фраза. Поднимают руки вверх, показывая высоту стога.

Пахари идут шеренгой к центру зала.

6-я музыкальная фраза. Жнецы поворачиваются спиной к центру круга и раскрывают руки (держат пироги). Пахари подходят шеренгой к жнецам, и все кланяются друг другу. (Композиция движений Л. Исаевой.)

Ведущая. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер золотые руки». А любуясь ладно выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».

Воспитательница приглашает детей в методический кабинет на выставку предметов прикладного искусства.фольклорные праздники

Русский фольклор – кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

Своими корнями русские обрядовые праздники уходят в глубь язычества и составляют огромный пласт русской культуры. Поклонение богу Воды, Земли, Огня, Солнца, Дождя и просьбы к ним о плодородии земли и об урожае – вот основная суть ритуальных действий и обрядов. Силы природы почитали так: «Огонь – царь, Вода – царица, Земля – матушка, Небо – отец, Ветер – господин, Дождь – кормилец, Солнце – князь, Луна – княгиня».

При проведении фольклорных праздников детям будет интересно, если они примут участие в непосредственной их подготовке: своими руками сделают простейшие музыкальные инструменты (погремушки, свистульки), смастерят что-либо для «ярмарки», украсят зал, придумают свои костюмы.

При разучивании русских народных песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе музыкальный материал легче воспринимается и запоминается именно с голоса.

Проведение Масленицы, Троицы возможно на открытом воздухе.

День Воздвижения

(14.09 – 27.09 (по старому календарю)

В старину говорили «Смекай баба про капусту на воздвиженьев день», «У доброго мужика на воздвижень день и пирог с капустой». С этого дня начинались девичьи вечеринки – капустные. Девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывают столы с закусками. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем, а вечером вместе с юношами водят хороводы. В домах и на дворе звучат шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки. Приглашение на капустные вечорки с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить.

Игры-хороводы на капустные вечорки

1. «Сиди, Яша».

Дети водят хоровод вокруг сидящего мальчика и поют.

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

При последнем слове Яшу раскручивают, предварительно завязав глаза.

Свои руки приложи,

Имя правильно скажи.

Яша подходит к любому игроку, дотрагивается до него и угадывает имя. Отгадавшего сажают на место Яши. Игра продолжается вновь.

2. «Плетень» («Вейся, капустка»).

Дети выстраиваются в ряд, берутся за руки. Ведущая ведет ряд, подходя под руки стоящей последней пары, те поворачиваются. Ведущая проходит под руки второй пары, те тоже поворачиваются, и так до конца. В конце у каждого левая рука перекинута через плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать.

(Завивая, поют.)

Вейся ты, вейся,

Капустка моя.

Вейся ты, вейся,

Виловая моя.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой,

Частый сильный дождик.

(Развивая, приговаривают.)

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, виловой кочешок,

Не женись ты, милый женишок.

Если женишься, покаешься,

Со мной, девицей, расстанешься.

Святки

Святки, святочные вечера – так традиционно назывались праздничные дни от Рождества Христова (7–18 января). Всем действием этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были направлены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми – все это древние ритуалы язычества.

В святочные вечера молодежь обходит дома, устраивает посиделки, где слушают страшные сказки, перекидываются загадками, гадают, водят хороводы с выбором невесты. Песни, танцы прерывались приходом ряженых. Любимая маска – медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох.

Иной раз врывалась целая ватага «нечести» в белых рубахах со страшными масками (старуха в лохмотьях с горшком на голове, кикимора и т. п.) Их прогоняли. Считалось, что после рождения Христа дьявол скитается по земле, терзая души людей. Для того, чтобы он не вселился в человека, надобно прятать лицо под маской, как бы «подделываться» под дьявола.

Святочные игры.

1. «Хождение с козой».

В игре участвуют: коза, поводырь и группа девчат и ребят. Они входят в избу, спрашивают: «Позвольте козе в хате поскакать?» После согласия хозяйки водили козу в коридоре и пели.

Станьте в ряду, я козу веду,

На горе коза с козлятами,

Под горою волки с волчатами.

Ухватил волк козу за бочок,

А волчата погнались за козлятами.

Дурная коза, неразумная,

Пошла бы в лесок, нарвала бы снопок,

И сама ела, и деток кормила.

У нас парни все стрельцы,

Хвалились козу застрелить,

Не попали в бок, а попали в рог.

Упала коза.

Коза падает, парни ставят ее на ноги.

Как пошел наш козел

Да на ножечках,

Где коза топ-топ,

Там жита много копн.

Где коза ногой, там жито горой.

Где коза рогом, там жито стогом.

Где козе хвостом, там жито кустом.

Подойди поближе, поклонись пониже.

Коза кланяется, а девчата с ребятами выпрашивают подарки.

Чем они тебя пожалуют?

Или мерою овса,

Или сверху колбаса,

Да еще кусок сальца,

Чтобы наша коза весела была.

Молодежь забирает подарки и с песнями уходит.

2. Игра в фанты.

3. Игра «А мы просо сеяли»

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. В определенный момент по одному переходят в другую группу.

Масленица

Справлялась за семь недель до Пасхи. Люди верили, что могут одержать победу Весны над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздников: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым закреплены определенные действия:

понедельник – Встреча;

вторник – Заигрыш;

среда – Лакомка, разгул;

четверг – Разгуляй, четверток широкий;

пятница – Тещины вечера;

суббота – Золовкины посиделки;

воскресенье – Прощеный день.

Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносящие приветствие: «Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

В понедельник делают из тряпок женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.

Всю неделю – катанье с гор на лошадях, кулачные бои, возведение и взятие снежного города, конские бега.

Центральная фигура праздника – сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:

· Масленица-пышка,

На улицу вышла,

На гору катиться,

С ребятами драться.

·Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная.

В воскресенье Масленицу сжигали:

· Прощай, Масленица-вертушка,

Настает великий пост,

На деревне все приемы –

Подают селедки хвост.

Ух, ты, Масленица, обманщица,

Говорила 7 недель, а остался один день.

·Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Масленица, прощай –

На тот год опять приезжай!

Вербное воскресенье

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба и особенно ее распустившиеся почки и сережки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай: маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее: «Верба – хлест, бей до слез, верба синя бьет несильно, верба красна бьет напрасно, верба бела бьет за дело».

На вербное воскресенье принято устраивать ярмарки. Часть их называли детскими, потому что можно было купить всевозможные сладости, игрушки, свистульки, трещотки, пищалки.

На вербных базарах проходили различные выставки, выступления бродячих артистов, балаганы.

Вербные игры.

1. Наборная хороводная.

Использовалась для набора в хоровод. Водящий идет и пятнает сидящих, те встают и берутся по очереди за руки, двигаясь друг за другом.

2. Игра «А мы просо сеяли».

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. При выкупе одна из девушек переходит в другую группу.

3. Хороводная игра «Мак».

Все стоят кругом – внутри сидит Ермак.

Дети (поют):

Маки, маки, маковицы,

Золотые головицы.

Встанем все вот так

Спросим все про мак.

Далее следует диалог детей и Ермака.

Дети. Ермак, Ермак, посеял ли мак?

Ермак. Только посеял.

Дети. Ермак, Ермак, всходит ли мак?

Ермак. Всходит.

Дети. Ермак, Ермак, цветет ли мак?

Ермак. Цветет.

Дети. Ермак, Ермак, зреет ли мак?

Ермак. Зреет.

Дети. Ермак, Ермак, поспел ли мак?

Ермак. Поспел.

После этого дети подходят к Ермаку и щиплют его.

4. Горелки.

Все встают парами в ряд. Водящий кричит: «Горю-горю, на камушке стою».

Все (поют). Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой по доле, гляди на поле,

Ходят грачи, да едят калачи.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

(Кричат.)

Раз, два – не воронь,

Беги, как огонь.

Первая пара разбегается, соединяются в конце ряда, водящий ловит, если кого поймает, тот «горит» – становится водящим.

Пасха

Пасха – праздник праздников, торжество. Название происходит от слова «пейсах», «прехождение», «избавление» – все человечество избавляется от рабства дьяволу, дарует жизнь и вечное блаженство.

В церкви провозглашают воскресение Иисуса Христа, звонят в колокола.

Лидия Чарская

Земля и солнце,

Поля и лес –

Все славят Бога:

«Христос воскрес».

В улыбке синих

Живых небес

Все та же радость –

Христос воскрес.

Вражда исчезла,

И мрак исчез,

Нет больше злобы –

Христос воскрес

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно –

Христос воскрес.

* * *

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса,

Небо плещет точно море,

Море точно небеса.

* * *

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков

И в зелени уж ближний лес.

Христос воскрес, Христос воскрес.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Сергей Есенин

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Бледная Луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Яков Полонский

Весть, что люди стали мучать Бога,

К нам на север принесли грачи.

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи.

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз.

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

И другие вести горше первой

Принесли скворцы в лесную глушь –

На кресте распятый, всех прощая,

Умер Бог, спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем,

Поднялись – морями стали реки

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна –

Бог воскрес и смерть побеждена

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна,

И кругом леса зазеленели

И теплом дохнула грудь земли.

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

Праздник Пасхи длится неделю, которая наполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Все поздравляют друг друга, христосятся, то есть целуются, выражая общую радость и всеобщее прощение, а также обмениваются крашеными яйцами, которые, по поверьям, наделяют людей здоровьем, силой, красотой, плодородием.

В. Хрущева

Чудесное яичко

Говорит сестре зайчонок:

Посмотри, яичек разных

Приготовил я немало,

Золотых, цветных, алмазных.

Подставляй скорей передник,

Их снесешь ты милым детям

Всех прилежных добрых крошек

Мы с тобой сейчас наметим.

В ночь святую под подушку,

Не зевай, смотри, сестричка,

Тихо каждому положишь

Ты чудесное яичко.

Яйцо является символом возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение человечества кровью Иисуса Христа.

Основным пасхальным развлечением являлись игры с яйцами.

1. Катание яиц.

Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.

2. Прятание яиц.

Дети делятся на команды. Яйца из картона, пластика прячут. Каждая из команд старается найти как можно больше яиц в отведенное время.

3. «Чоканье» яйцами.

Тупыми или острыми концами яиц стучать друг о друга. Выигрывает тот, чье яйцо не треснет.

В пасхальную неделю на улице разворачиваются массовые гулянья: водят хороводы, устраивают балаганы с кукольными спектаклями-комедиями, на центральной площади вешают большие качели:

На святой неделюшке

Повесили качелюшки –

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

Вознесение

Празднуется через 40 дней после Пасхи. В этот день пекут пироги с зеленым луком – «лук от семи недуг».

Ночь под Вознесение – соловьиная, когда соловьи поют громче и звонче.

Вознесение – переход к лету, об этом в народе сложили поговорки.

К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.

Цвести весне до Вознесения.

Дошла Весна-красна до Вознесения, тут ей и конец.

И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день – прокукует кукушкою.

Придет Вознесеньев день –

Сбросит Весна-красна лень,

Летом обернется,

За работу в поле возьмется.

В народе считается, что роса на вознесение – целебная: «Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, да дать больному выпить, то всякое лихо как рукой снимет».

Троица

Весенне-летний праздник, связанный с расцветом молодой растительности, называли русальной неделей или зелеными святками Центральным днем празднества был Семик – 7-й четверг после пасхального воскресенья, а последний день семицкой недели – Троица, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была березка.

Люди украшали жилища зеленью, ветвями срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой.

В семицкий четверг девушки украшали березку (срубленную или на корню) в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала березу и шла на хлебные поля, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода березку забрасывали в ржаное поле.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки.

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Венки плетут.

Березу, символ праздника, называли «гостенкой», «кумушкой», «венком». Про нее загадывали такую загадку:

С одного дерева, да 4 угодья:

Первое – от темной ночи свет,

Второе – некопаный колодец,

Третье – старому здоровье,

Четвертое – разбитому связь.

Ответы: 1 – лучина, 2 – березовый сок, 3 – веник для бани, 4 – оплетение лозой горшка.

Действительно, изба долгое время освещалась березовой лучиной. При ее свете девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Березовый соки сейчас рекомендуют для лечения и профилактики авитаминоза. Кроме того, из березовых листьев готовят витаминный напиток.

Березовый веник все хвори выгоняет в русской бане, и старым, и малым душу веселит, а тело радует. Им хлещут себя.

На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.

Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев являлось также символом брака.

В последний день «зеленых святок» девушки бросали свои венки в реку с целью гадания, как и куда поплывет венок:

– утонет – разлука с любимым, смерть;

– заплывет на противоположную сторону – выйти замуж на чужую сторонушку.

Ярмарка
(развлечение для детей 4–5 лет)

Воспитатели вместе с детьми ходят по залу, у нескольких ребят корзинки. В руках у взрослых коробы, мешки. Каждый читает свое четверостишие:

У дядюшки Якова Вот орешки,

Товару хватит всякого. Хорошие орешки.

Тары-бары, растабары! Вкусные, на меду!

Расторгуем все товары! Давай в шапку накладу!

Ай да мяч! Сами мы рязанские,

Задорен, горяч! Сельди – астраханские.

Прыгает, скачет! Давай – покупай,

Упадет – не плачет! Забирай – выбирай.

Булавки, иголки, Есть ниточки,

Стальные приколки. Есть катушечки!

За один пучок Сладкие плиточки

Плати пятачок! Есть у Петрушечки!

Ведущий (обращаясь к детям).

А вы, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Что хотите купить?

Игрушечка – диво!

Изящна, красива.

Угодно купить?

Могу уступить!

Все дети (вместе). Что мы купим, мы не скажем,

А мы лучше вам покажем!

Дети показывают, ведущий пытается угадать.

Ведущий. А кто же первый пойдет на базар?

Дети (вместе). Назар! Назар!

Ведущий. Давайте сядем, посмотрим, что он будет покупать на базаре.

Все садятся. Девочка ведет за руку мальчика. У девочки корзинка.

Девочка. Ты, Назар, ты, Назар,

Поди-ка на базар.

Купи мне сарафан,

Ни долог, ни короток –

Ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить.

Назар подходит к теремочку-прилавку, берет сарафан, подносит девочке. Она прикладывает его к себе.

Ведущий (любуется сарафаном). Такой красивый сарафан всегда пригодится.

Девочка кладет сарафан в корзинку, берёт мальчика за руку, садятся на стульчики.

Ведущий. А на базар еще идут две сестрицы,

Две сестрицы белолицы.

Старшая сестра берет за руку младшую, выходят на середину зала.

Старшая девочка. Ай тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки,

Останутся грошики,

Куплю Маше ложки,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки.

Ведущий. Машенька, попляши,

Твои ножки хороши!

Девочки пляшут, садятся на стульчики. Выходит девочка с корзинкой. Котик мяукает из-за теремочка.

Котик. Мяу-мяу-мяу!

Девочка. Кис-кис-кис-кис!

Котик бежит к девочке, мяукает, девочка достает из корзинки чашечку, поит котика. Котик лижет молочко, мяукает (у котика на боку сумочка).

Котик. Мяу!

Девочка кладет чашечку в корзинку.

Девочка. Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Котик. Мяу!

Девочка. Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Котик из своей сумки достает пирожок и булочку.

Котик (отвернувшись от девочки).

Самому ли есть

Или Валечке снесть?

Я и сам укушу

Да и Валечке снесу.

Мяу-мяу!

Кусает булочку и пирожок. Отдает девочке. Она кладет их в корзинку, гладит котика, зовет за собой.

Девочка. Кис-кис-кис.

Котик бежит за ней, садятся на стульчики.

Ведущий. А вот и молодцы –

На одни образцы.

Смотрите, солдаты идут!

Стройно песню поют.

Солдаты (шагают, приговаривая).

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты – на базар.

Ведущий. Ай да солдатушки,

Бравы ребятушки,

А ну, покажите свою смелость.

Проводится русская народная игра «Стоп!» (Приложение 1).

Ведущий. Дети, давайте посоревнуемся с солдатами.

Игра повторяется со всеми детьми. Все, кроме солдат, садятся.

Ведущий. Аты-баты, что купили?

Солдаты. Аты-баты – самовар.

Ведущий. Аты-баты – сколько стоит?

Солдаты. Аты-баты – пять рублей.

Ведущий. Аты-баты – он какой?

Солдаты. Аты-баты – золотой.

Два солдата берут из теремочка самовар.

Солдаты (вместе). Аты-баты – приглашаем,

Приходите все за чаем.

Ставят самовар. «Вылетают» две девочки-тетерки.

Ведущий. Ай да птички!

Сами летят, сами свищут.

Сами и покупателя ищут!

Сами клюют, сами питаются,

Сами и с деточками забавляются.

С тетерками играем,

Тетерок догоняем.

Дети ловят тетерок.

Ведущий. Ребята, давайте покормим их творогом.

Игра «Две тетери» (Приложение 2).

Ведущий. Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар.

Маня. Родной матушке – платок,

Посередочке цветок. (Подает платок ведущей,

та накидывает на плечи.)

Братьям-соколам –

По козловым сапогам. (Выбегают два мальчика,

берут сапоги, говорят «Спасибо».)

Сестрицам-лебедицам

Да по белым рукавицам. (Выбегают две девочки,

берут рукавицы, благодарят.)

Ведущий. Кто видал, чтоб медведь летал?

Воспитатель. Он и пеший как леший.

Выходит медведь с коробом (взрослый).

Ведущий. Ездил Медведь по базарам,

Вернулся домой с товаром.

Медведь. Михайловне-дочке

Привез я чулочки,

Михайловне-тетке –

Гребенки и щетки.

Михайловне – милой сестрице

Привез рукавицы,

Михайловне – милой жене

Привез сарафаны к весне,

А Мишке-внучонку

Привез собачонку!

Носик торчком,

Хвостик крючком,

Ма-а-аленькая!

А еще привез забаву,

Ну забаву всем на славу! (Ищет в коробе.)

Да где же они, забавники? Я их в короб клал... Сбежали!

Фома и Ерема (куклы бибабо по очереди из теремочка).

А вот и мы оба:

Фома да Ерема.

Низко поклонились.

Колпаки свалились.

(Ведущий надевает им колпаки.)

Колпак надеваем –

Снова начинаем.

Мы пришли к вам оба:

Фома да Ерема.

Людей посмотреть.

Себя показать

Да небылицы вам рассказать.

Фома. Подвинься.

Ерема. Нет, ты подвинься.

Фома. Подвинься.

Ерема. Нет, ты подвинься.

Фома вредный,

Голос медный.

Сам с кувшин,

Голова с аршин. (Смеется.)

Фома. Шутку любишь над Фомой –

Так люби и над собой.

Ерему поднимали –

Животы надорвали.

(Отворачиваются друг от друга.)

Ерема. Начинай.

Фома. Нет, ты начинай.

Вместе. Как у нашего Данилы

Разыгралася скотина:

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны,

Утки – в дудки,

Сверчки – в смычки,

Комары – в котлы,

Козел пляшет,

Ножкой машет.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Фома. Бух, бух, бух, бух!

Захватило, братцы, дух!

Ерема. Ух-ух-ух-ух!

Попляши, Фома, за двух!

Пляшут, Медведь притопывает.

Медведь. Ишь, шутники. А ну, полезайте в короб!

Кладет кукол в короб, уходит.

Ведущий. А кто это еще на ярмарку едет?

Дети (вместе). Ваня-Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Выезжает Ваня на лошадке.

Ведущий. Ребята, давайте Ваню из круга не выпустим да спросим, что он купил на ярмарке.

Дети встают в круг, Ваня в середине.

Хороводная игра «Где был, Иванушка?». (Приложение 3.)

В хороводе-игре «Ихо-хо-да, там тетера шла» участвуют все взрослые (Приложение 4).

Приложение 1

Игра «Стоп»

На расстоянии 10–16 шагов от водящего становятся участники игры. Поворачиваясь вокруг себя, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес «Стоп!», все останавливаются. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается вокруг себя и говорит: «Быстро шагай» и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих встанет рядом с водящим раньше, чем тот скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.

Приложение 2

Игра «Две тетери»

Играющие становятся в круг. За кругом двое ребят в шапочках птиц. В центре круга чашка с «творогом».

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

(Дети ходят по кругу.)

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели» тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова закрывают «воротики».

(Пойманный ребенок выбирает новую тетерю.)

Приложение 3

Хороводная игра «Где был, Иванушка?»

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

Где был, Иванушка? Где был, Иванушка?

На ярмарке. На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Что купил, Иванушка?

Курочку. Ослика.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет, Где был, Иванушка?

Уточка по лужице На ярмарке.

Взад-вперед плывет. Что купил, Иванушка?

Иванушка в горенке Тетеру.

Песенки поет.

Дети показывают, как курочка клюет, как уточка плывет.

Иванушка приводит ослика (один взрослый стоит, другой, наклонившись, кладет ему руки на пояс. На них надевается костюм ослика). Осел ходит, машет головой, кричит, обнюхивает детей. Дети гладят ослика.

Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.

Приложение 4

Хоровод-игра «Ихо-хо-да, там тетера шла»

Ихо-хо-да, там тетера шла,

Ихо-хо-да, муховая шла,

Ихо-хо-да, за собой детей вела,

Ихо-хо-да, и старших, и меньших,

Ихо-хо-да, и средних, и больших.

Тетера берет за руку ребенка. Другие взрослые участники фольклорной группы тоже берут детей за руки, заводят хоровод. Хоровод «змейкой» ведет тетера и с окончанием пения уводит всех участников из зала. (Поют взрослые.)

ярмарка
(развлечение для детей 6–7 лет)

Зал оформлен под ярмарочную площадь: стоят расписные домики, прилавки. Стены украшены предметами народного прикладного искусства. Входят ведущая и дети. Они одеты в русские национальные костюмы.

Ведущая. Дети, вы были когда-нибудь на ярмарке? Что такое ярмарка?

Дети. На ярмарке продают овощи, фрукты, катаются на каруселях, покупают разные товары, смотрят представления веселых скоморохов. Свое мастерство показывают народные умельцы.

Ведущая. Представьте себе, что вы на ярмарочной площади очутились.

Инсценировку показывают взрослые.

Игрушечник. Игрушки, игрушки славные,

Занятные и забавные!

Есть прехитрые штуки

Позабавиться от скуки!

Дешево продам, на совесть отдам.

Господа честные, люди развитые,

Посмотрите, полюбуйтесь,

Да только больно не торгуйтесь!

Ай да игрушка – детская забава!

Всем она придется по нраву!

Купец. Барыня любезная, взгляните,

Товар мой оцените,

Что по сердцу вам –

Все по сходной цене отдам.

Поварской. Оладьи, оладушки!

Для деда и бабушки!

Для малых ребяток!

На гривну – десяток!

Кушайте, питайтесь!

В тоску не ударяйтесь!

И на нас не обижайтесь!

Лишь бы вкусно было,

Да сердцу мило…

Глашатай. Эй, ремесленный люд!

Наберись терпенья!

Скоро для тебя начнут

Дивное представленье!

Ведущая. У нас сегодня тоже ярмарка. Вы будете народными умельцами и мастерами. Покажите свое мастерство.

Дети рассаживаются за столы, стоящие вдоль окон, расписывают городецкие дощечки, кружки, хохломские ложки, тарелки и т. д. Воспитатель обходит детей, подбадривает их работу, хвалит, комментирует, что они делают.

Художница

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе – еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Леонид Хаустов

Гжель

Гжель приятна и нежна!

Гжель красива и хрупка!

То в печи она калилась,

То в глазури притомилась.

А сегодня гжель моя

Щедро радует меня.

Звучит «Камаринская» в грамзаписи (Русский перепляс. – Фирма «Мелодия», 1989). Входят два скомороха в пестрых костюмах, гудошники, балалаечники, добры молодцы, красны девицы (дети), одетые в русские костюмы. Звенят бубны, трещат ложки, слышны звуки дудок, рожков.

Скоморох Тюха. Здравствуйте, хозяева

И хозяюшки, молодушки!

Здравствуйте, гости и гостьюшки!

Скоморох Матюха.

Здравствуйте и вы, почтенные мастера!

Вот мы и пришли к вам на ярмарку сюда.

На ваш товар посмотреть, себя показать.

Извините нас в том, что мы в платье худом.

Тюха. Подходите ближе, подходите

И глаза свои протрите.

Матюха. Мы - развеселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники.

За медный пятак

Покажем все эдак и так!

Довольны будете здорово,

Удовольствия три короба.

Подходите ближе, подходите,

Посмешки наши посмотрите!

Скоморохи и вошедшие музыканты исполняют плясовые припевки (Русский перепляс. – Фирма «Мелодия», 1989).

1. Прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю – плясать пойду.

2. Ой, топни, нога, не жалей сапога,

Тятька новые сошьет или эти подошьет.

3. Гуляй, Матвей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет, лапти новые сплетет.

4. Я не тятькина, я не мамкина,

Я на улице росла, меня курица снесла.

5. Эх, кабы да кабы, на носу росли грибы.

Сами бы варилися да и в рот катилися.

6. Чаек пила, самоварничала,

Всю посуду перебила, накухарничала!

Скоморохи. Народ собирается,

Наша ярмарка открывается!

Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники» в грамзаписи. К ярмарочным домикам подходят продавцы-зазывалы, раскладывают на прилавках свой товар, привлекают покупателей:

1. Вот орешки! Хорошие орешки,

Вкусные, на меду, давай в шляпу накладу!

2. Ай да кукла, ай да Малаша!

Неслыханное чудо, невиданное диво!

3. Вот ниточки, есть катушечки,

Подходите покупать, девицы-душечки!

4. Сами мы рязанские, сельди астраханские.

Давай покупай! Забирай-выбирай!

5. Кому пирожки, горячие пирожки?

С пылу, с жару, гривенник за пару!

Нажарила, напекла Акулина для Петра!

Давай наскакивай!

В сметанку их обмакивай!

6. Ай да квас, с медком, с ледком,

И густой, и забористый!

7. Иголки не ломки, нитки, тесемки,

Румяна, помада, кому что надо!

8. Булавки, иголки, стальные приколки!

За один пучок плати пятачок.

9. У дядюшки Якова товару хватит всякого.

Тары-бары-растабары, расторгуем все товары!

Продолжает звучать музыка. Красны девицы и добры молодцы гуляют по ярмарке, разглядывают товары, делают покупки. Арина купила коромысло с ведрами, Машенька – кокошник, музыкант – новые ложки.

С окончанием музыки Иванушка и Арина выходят на середину зала, остальные дети рассаживаются вокруг.

Иванушка. Красна девица Арина,

Ты куда, куда ходила?

Арина. Я на ярмарку ходила,

Себе два ведра купила.

Иванушка. Что дала?

Арина. Рубль дала,

Коромысло – полтора.

Иванушка. Девица, девица,

Сходи по водицу!

Арина. Я волка боюсь, я лисы боюсь,

Я медведя боюсь!

Иванушка. Волк на работе, лиса на болоте,

Платьице мыла, валек опустила,

Сама-то смеется, хохолок трясется!

Все. Девица, девица, сходи за водицей!

Дети рассаживаются на ковре, исполняют песню «Пошла млада за водой» (см.: Гармошечка-говорушечка. – М., 1981). Арина и Иванушка инсценируют песню.

По окончании песни дети другой группы исполняют пляску на музыку «Ах ты, береза» (Дети слушают музыку: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Мелодия, 1975).

Батюшка. И мы поедем, Машенька,

На ярмарку гулять.

Матушка. Мы будем тебе, Машенька,

Подарки выбирать.

Исполняется песня «Ай, тари, тари» (см.: Гармошечка-говору-шечка. – М., 1981).

Матушка. Машенька, попляши,

Твои ножки хороши!

Машенька пляшет под русскую народную мелодию «Пойду ль, выйду ль я» в грамзаписи.

Молодец. Пошла Дуня из ворот во зеленый огород.

Сорвала лопушок, да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан и наряден и неткан.

Положила в уголок в берестяной коробок.

Где ни взялся – таракан. Проел Дунин сарафан!

Дуня плачет.

Молодец. Эй, добры молодцы, ко мне!

Входят мальчики. Исполняют песню «Во кузнице» без сопровождения (см. Гармошечка-говорушечка – Вып. 3. – М., 1987). Кузнецы отдают Дуне сарафан. Она благодарит.

Молодец. Пошла Дуня на базар,

Принесла домой товар.

Дуня (подходит к прилавку, покупает красивый платок).

Родной матушке платок,

Посередочке цветок.

Отдает его матушке. Матушка танцует с платком под любую русскую народную мелодию.

Скоморох. Делу – время, потехе – час.

Кто будет играть со мной сейчас?

Проводится игра «Барашеньки-крутороженьки» (см.: Гармошечка-говорушечка. – М., 1981).

Звучит мелодия «Выйду на улицу» в грамзаписи (Русский перепляс. – Фирма «Мелодия», 1989). Появляется молодица, танцует.

Молодица. А вот и ребятишки, здравствуйте, парнишки! Здравствуйте и вы, славные девчушки – быстроглазые вострушки! Поклон и вам, гости дорогие! Подъезжаю к ярмарке и слышу: ложки трещат, бубны звенят, смех, веселье! Ну, думаю, Бог миловал, вовремя поспела! Чай не скрылась ярмарка еще? Нет? Пойду и я свой товар на прилавок пристрою.

Подходит к прилавку, ставит принесенную корзину. Разглядывает изделия мастеров.

Молодица. А товару-то здесь сколько! И ложки хохломские, и подносы жостовские, самовары гжельские да дощечки городецкие. Красота-то какая! Неужели вы все это своими руками изготовили? Какие же у вас руки золотые! А теперь я посмотрю, какие вы мастера загадки отгадывать. Слушайте внимательно загадки:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Баран.)

Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)

Никто не пугает, а сама дрожит. (Осина.)

Молодцы, все загадки отгадали. Ай ребятушки, ай да милые, да какая же ярмарка без забав веселых! Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!

Молодица играет с детьми в игру «Кольцо» (см.: Гармошечка-говорушечка. – М., 1981).

Молодица. А вы что же, детушки, призадумались? Призадумались, закручинились. Что повесили свои головушки? Что потупили ясны оченьки? Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось. Давайте мы с вами в фанты будем играть.

Играет с детьми в игру «Фанты» (см.: Гармошечка-говорушечка. – М., 1981). Последнему фанту дается задание сплясать. Звучит русская народная мелодия «Барыня» в грамзаписи. Начинает пляску один ребенок, постепенно к нему присоединяются дети и взрослые.

Молодица. Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке, товару накупили всякого. Вот и солнышко садится за дальний лес. Ярмарка закрывается, пора и нам расходиться по домам. Пойдемте, я вас провожу, а дома гостинцами угощу.

Еда
6,93 млн интересуются