В кабинет входят двое... А, нет, трое: за весьма обширной бабушкой и не менее колоритной мамой я не сразу разглядела стройную златовласую принцессу. Мама и бабушка заняли собой весь кабинет. Мы с принцессой вжались в угол. Потемнело. Запахло пирожками с капустой. Мама и бабушка двадцать минут рассказывали мне, что девочка совсем ничего не ест: живет на голом завтраке, обеде и ужине, «а порции-то крохотные! Всего по тарелочке!». Через двадцать минут наступило время перекусить. Мне любезно предложили бутерброд с колбаской. Я вежливо отказалась. Меня тут же записали во враги.
Кому из этой семьи надо к психологу? Взрослым или ребенку, непонятно каким образом сумевшему сохранить нормальный аппетит и здоровый режим питания? Но, к сожалению, ребенок – существо бесправное и взрослым виднее, когда и насколько он проголодался.
- Ничего не ест! – мама утирает слезы. – За стол не усадить!
Ее малышка в это время уплетает сдобную булочку, запивая ее шоколадным молочком. У малышки явные проблемы с лишним весом, а я не могу понять, завтрак это или обед. Оказывается, доченька плохо позавтракала, поэтому сейчас у нее перекус. Что-то мне подсказывает, что и пообедает она плохо.
В этой семье родителям кажется, что их ребенок все время голодный, поэтому при любом удобном моменте в дочь запихиваются снеки и сладости. Естественно, после килограмма печенья котлета с пюрешкой в детский желудок уже не лезет, что очень удивляет и расстраивает родителей.
Бывает, что ребенок действительно худой и бледный («неполноценного питания», как пишут в картах педиатры) и имеет очень ограниченный рацион несмотря на правильное поведение родителей.
Артему 4 года и проблемы с питанием у него были всегда: в младенчестве «висел на груди», плохо ел прикорм, был на грудном вскармливании до трех лет. Сейчас основу его питания составляют макароны, белый хлеб, картофельное пюре (строго без подливы!). Овощи, фрукты, ягоды, орехи – категоричное «нет».
Имея похожую картину, родители должны задуматься, по какому признаку ребенок отвергает или предпочитает те или иные блюда. Например, мы видим, что Артем предпочитает мягкие продукты без ярко выраженного вкуса (если хлеб чуть подсолить – ребенок от него отказывается). Вероятно, Артем обладает особой чувствительностью вкусовых рецепторов. Заострим внимание на логопедических проблемах мальчика (нарушение звукопроизношения, т.е. плохое владение собственным артикуляционным аппаратом) – и поймем, чем Артему не угодили твердые продукты: ему тяжело их пережевывать.
Все может иметь значение: цвет предлагаемых блюд, их температура, размер порции, внешний вид, звук (хруст, скрип). При этом сам ребенок может и не понимать, что не так в гречке или рыбе, поэтому полагайтесь только на собственные наблюдения, не надо это обсуждать с малышом.
Только понимая истоки проблем, можно строить «коррекционную программу».
Например, работа с Артемом будет идти в двух направлениях: "пищевое" и "логопедическое". Стоит попробовать расширить рацион блюдами, которые подходят под требования ребенка (Артему могут понравится мягкие каши нейтрального вкуса: на смеси воды и молока без масла с минимумом соли и сахара, без добавок). Новые продукты надо вводить не спеша, без нажима и принуждений, буквально по одной крошечке, затерянной в ложке любимого блюда. Логопедическое направление заключается в укреплении мышц артикуляционного аппарата и обучении им пользоваться. Правильные упражнения и полезные игры покажет логопед.
Родителям стоит запастись терпением и помнить, что расширение рациона – это не минутное дело, а долгая и кропотливая работа, в которой важна последовательность. Эффекта можно добиваться месяцами, а любой поспешный шаг может перечеркнуть всю предыдущую работу.
Особое значение имеет настроение и переживания родителей. Верьте в успех ваших действий. Готовьте и обедайте только в хорошем настроении, в комфортной психологической обстановке (это очень важно!). Хвалите блюда и едоков. Закрепляйте у ребенка приятные ассоциации с приемом пищи. Ваши труды обязательно будут вознаграждены.
Психолог онлайн: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)
Читайте еще: