Друзья, прочтите! Весьма интересная информация, дополненная мной изображениями дулёвских столовых сервизов, порой весьма редких. Взгляните!
Лубов Г. СТОЛОВЫЕ СЕРВИЗЫ: ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТАЦИИ // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского Ордена Ленина фарфорового завода им. газеты «Правда», 1982. – № 47 (1948) от 25 ноября. – С. 1.
В начале июля 1982 года в Конаково Союзглавфарфор и Виалегпром проводили большой Совет по рассмотрению современного состояния и путей развития ассортимента столовой посуды и посуды детского ассортимента. Вопрос этот вышел на самый высокий уровень обсуждения в связи с тем, что современная комплектация столовых сервизов и детских наборов порой уже не удовлетворяет массового покупателя. Вместе с тем, промышленность, избалованная многими годами невзыскательного дефицита, весьма робко и осторожно ведёт работу по расширению комплектации сервизов до доведения их до уровня современных требований.
Не нужно забывать, что комплектность сервизов – есть один из важнейших показателей потребительского качества. И не замечать этого, значит умышленно снижать качества товара массового потребления.
На уровне проектирования состава комплекта столового сервиза за счёт ввода дополнительных предметов посуды, например, сухарниц, малых салатников и лотков, посуды для десерта, для яиц, а также декоративных предметов, наметилось ещё в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Всесоюзный художественный совет показал, что творческая группа художников настойчиво изыскивает всё новые и новые черты современных сервизов, наборов расширенной комплектации.
Рассматривая положительные стороны творческого поиска художников нельзя не заметить и серьёзный недостаток – разработка новой комплектации ведётся очень робко, зачастую половинчато. Художники как бы в темноте продирается сквозь чащу не известных ему требований сервировки стола и методом проб и ошибок ищет правильный путь. Такой метод применяется, когда нет чёткой теории, которая высвечивает дорогу к истине.
Итак, для ускорения работы по созданию современной комплектации сервизов, для перевода этой работы низ научную основу нужна теория. Какие же источники должны быть положены в её основу?
В первую очередь это, конечно, наборы блюд или меню, рекомендуемые кулинарной наукой для современного питания в домашних условиях в дни будничные и праздничные.
С другой стороны, это рекомендации столового сервиса по применению определённой посуды для подачи блюд к столу.
Третье – состав современной семьи, для которой комплектуется сервиз.
Четвёртое – размеры столовой мебели, которая согласно Государственным стандартам, выпускается промышленностью.
Без учёта этих факторов говорить сегодня о культуре принятия пищи в домашних условиях, культуре оформления и сервировки стола – пустое, абстрактное занятие. И останется оно таким до тех пор, пока не будут приняты меры по организации в достаточных количествах производства необходимых наборов посуды и приборов.
В порядке эксперимента проверено соответствие 35-ти предметного сервиза для удовлетворения потребности хозяйки по сервировке званого обеда с соблюдением элементарных требований кулинарной науки и сервиса.
Столовый сервиз обеспечивает обслуживание 6 персон. Значит, хозяйка имеет возможность пригласить лишь четырёх гостей, хотя в комнате можно разместить и больше. Но для этого нужно где-то занять посуду, по форме и декору соответствующую имеющемуся сервизу. У соседей таковой не оказалось. Нарушать условие она не стала.
Далее вместе с хозяйкой была сделана попытка подать блюда выбранного ею меню. Мы не будем перечислять, в чём и как хозяйка должна была подавать закуску, первое и второе блюда и десерт – это слишком ёмко для газетной статьи, но хозяйке для полного соблюдения требований сервировки званого обеда на 6 персон не хватило 28 предметов посуды. Ну, а если бы она по ходу обеда часть посуды использовала повторно, помыла её, то недостаток уменьшился бы незначительно – до 22 предметов.
Правда, часть предметов типового сервиза не была использована для сервировки нашего обеда, но эти предметы предназначаются для блюд, которые не входили в состав меню, и будут необходимы в других случаях.
Подводя итог эксперименту, мы делаем вывод, что типовой столовый сервиз совершенно не соответствует рекомендациям современного сервиса и культуры сервировки.
Анализ ста обеденных меню будничного и праздничного назначения в свете рекомендуемой для их подачи посуды показывает, что столовый сервиз должен включать в себя посуду, из которой хозяйка может составить без повторного использования за одним столом такие наборы посуды, как для салатов; для рыбных и холодных мясных закусок; для первых блюд типа супов; для бульонов; для вторых мясных блюд под соусами и с гарнирами, пельменей, вареников, блинов, картофельных, овощных, крупяных и мучных блюд; для рыбных блюд и блюд из кур и дичи; для десерта, включая фрукты, ягоды, компоты, соки, мороженое. И, как общий набор для всех блюд, набор для специй, включающий традиционные перечницу, горчичницу, солонку и хренницу, а также графинчики для растительного масла и уксуса и ещё одну перечницу для другого сорта перца, например, для красного, если в первую насыпан чёрный. И, наконец, хлебница и вазочка для бумажных салфеток.
Для сервизов праздничного назначения нужны и декоративные предметы – вазы для цветов, пепельницы и даже подсвечники.
В ходе эксперимента установлено, что в 6-персонный сервиз в современных условиях «ни то, ни сё». Для праздничного назначения он мал, для будничного потребления в большинстве случаев – велик. И что не может быть сервиза на все случаи жизни. Современная советская семья вправе иметь два сервиза; один для повседневного использования, другой – для праздников.
На сколько же персон следует комплектовать столовый сервиз для повседневного назначения? Допустим, что наша хозяйка представляет среднюю советскую семью, которая, согласно переписи населения в 1979 году, состоит из 3,5 человека. При этом более 81,5 процента наших семей имеют в своём составе менее 4 человек.
Исходя из этого, повседневные сервизы для Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Украины и Эстонии должны комплектоваться на 4 персоны. Для остальных республик подходит 6-персонный сервиз. Вместе с тем, нужны повседневные сервизы и на 8 и на 12 персон, так как есть и большие семьи.
Я уже слышу возражения: пусть сервиз будет 6-персонным для всех, привыкли к нему.., а вдруг кто к обеду придёт или... Что ж, возражение в какой-то мере резонно. Но если вдуматься глубже, зачем же для случайного гостя иметь в сервизе 3-литровую суповую чашу, полуторалитровый салатник, шестипорционный подливочник да ещё два персонных комплекта тарелок.
А вот на производство дополнительных, но не нужных объёмов основных сервизных изделий затрачиваются тысячи тонн сырья, которое с каждым годом становится все более дефицитным.
9 типовых форм столового сервиза: супница (суповая миска с крышкой), горчичница, солонка, перечница, тарелка глубокая, тарелка подставная, тарелка мелкая, тарелка десертная.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив