Найти тему
Вижу красоту

1982 год: Столовые сервизы – проблемы комплектации

Сергей Аникин (декор). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964 год). Столовый сервиз «Сад».1973. Дулёво. РИА Новости. Фото № 588022.
Сергей Аникин (декор). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964 год). Столовый сервиз «Сад».1973. Дулёво. РИА Новости. Фото № 588022.

Друзья, прочтите! Весьма интересная информация, дополненная мной изображениями дулёвских столовых сервизов, порой весьма редких. Взгляните!

-2
Лубов Г. СТОЛОВЫЕ СЕРВИЗЫ: ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТАЦИИ // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского Ордена Ленина фарфорового завода им. газеты «Правда», 1982. – № 47 (1948) от 25 ноября. – С. 1.

В начале июля 1982 года в Конаково Союзглавфарфор и Виалегпром проводили большой Совет по рассмотрению современного состояния и путей развития ассортимента столовой посуды и посуды детского ассортимента. Вопрос этот вышел на самый высокий уровень обсуждения в связи с тем, что современная комплектация столовых сервизов и детских наборов порой уже не удовлетворяет массового покупателя. Вместе с тем, промышленность, избалованная многими годами невзыскательного дефицита, весьма робко и осторожно ведёт работу по расширению комплектации сервизов до доведения их до уровня современных требований.

Не нужно забывать, что комплектность сервизов – есть один из важнейших показателей потребительского качества. И не замечать этого, значит умышленно снижать качества товара массового потребления.

На уровне проектирования состава комплекта столового сервиза за счёт ввода дополнительных предметов посуды, например, сухарниц, малых салатников и лотков, посуды для десерта, для яиц, а также декоративных предметов, наметилось ещё в конце 1960-х – начале 1970-х годов.

Всесоюзный художественный совет показал, что творческая группа художников настойчиво изыскивает всё новые и новые черты современных сервизов, наборов расширенной комплектации.

Рассматривая положительные стороны творческого поиска художников нельзя не заметить и серьёзный недостаток – разработка новой комплектации ведётся очень робко, зачастую половинчато. Художники как бы в темноте продирается сквозь чащу не известных ему требований сервировки стола и методом проб и ошибок ищет правильный путь. Такой метод применяется, когда нет чёткой теории, которая высвечивает дорогу к истине.

Мария Лютова (роспись). Анатолий Строчилин (форма). Предметы столового сервиза. 1971. Музей Дулёвского фарфорового завода
Мария Лютова (роспись). Анатолий Строчилин (форма). Предметы столового сервиза. 1971. Музей Дулёвского фарфорового завода

Итак, для ускорения работы по созданию современной комплектации сервизов, для перевода этой работы низ научную основу нужна теория. Какие же источники должны быть положены в её основу?

В первую очередь это, конечно, наборы блюд или меню, рекомендуемые кулинарной наукой для современного питания в домашних условиях в дни будничные и праздничные.

С другой стороны, это рекомендации столового сервиса по применению определённой посуды для подачи блюд к столу.

Третье – состав современной семьи, для которой комплектуется сервиз.

Четвёртое – размеры столовой мебели, которая согласно Государственным стандартам, выпускается промышленностью.

Без учёта этих факторов говорить сегодня о культуре принятия пищи в домашних условиях, культуре оформления и сервировки стола – пустое, абстрактное занятие. И останется оно таким до тех пор, пока не будут приняты меры по организации в достаточных количествах производства необходимых наборов посуды и приборов.

В порядке эксперимента проверено соответствие 35-ти предметного сервиза для удовлетворения потребности хозяйки по сервировке званого обеда с соблюдением элементарных требований кулинарной науки и сервиса.

Столовый сервиз обеспечивает обслуживание 6 персон. Значит, хозяйка имеет возможность пригласить лишь четырёх гостей, хотя в комнате можно разместить и больше. Но для этого нужно где-то занять посуду, по форме и декору соответствующую имеющемуся сервизу. У соседей таковой не оказалось. Нарушать условие она не стала.

Константин Кукушкин (декор). Григорий Монахов (форма «Рубин»). Супница из столового сервиза «Рубин». 1970-е. Музей Дулёвского фарфорового завода
Константин Кукушкин (декор). Григорий Монахов (форма «Рубин»). Супница из столового сервиза «Рубин». 1970-е. Музей Дулёвского фарфорового завода

Далее вместе с хозяйкой была сделана попытка подать блюда выбранного ею меню. Мы не будем перечислять, в чём и как хозяйка должна была подавать закуску, первое и второе блюда и десерт – это слишком ёмко для газетной статьи, но хозяйке для полного соблюдения требований сервировки званого обеда на 6 персон не хватило 28 предметов посуды. Ну, а если бы она по ходу обеда часть посуды использовала повторно, помыла её, то недостаток уменьшился бы незначительно – до 22 предметов.

Правда, часть предметов типового сервиза не была использована для сервировки нашего обеда, но эти предметы предназначаются для блюд, которые не входили в состав меню, и будут необходимы в других случаях.

Подводя итог эксперименту, мы делаем вывод, что типовой столовый сервиз совершенно не соответствует рекомендациям современного сервиса и культуры сервировки.

Анализ ста обеденных меню будничного и праздничного назначения в свете рекомендуемой для их подачи посуды показывает, что столовый сервиз должен включать в себя посуду, из которой хозяйка может составить без повторного использования за одним столом такие наборы посуды, как для салатов; для рыбных и холодных мясных закусок; для первых блюд типа супов; для бульонов; для вторых мясных блюд под соусами и с гарнирами, пельменей, вареников, блинов, картофельных, овощных, крупяных и мучных блюд; для рыбных блюд и блюд из кур и дичи; для десерта, включая фрукты, ягоды, компоты, соки, мороженое. И, как общий набор для всех блюд, набор для специй, включающий традиционные перечницу, горчичницу, солонку и хренницу, а также графинчики для растительного масла и уксуса и ещё одну перечницу для другого сорта перца, например, для красного, если в первую насыпан чёрный. И, наконец, хлебница и вазочка для бумажных салфеток.

Для сервизов праздничного назначения нужны и декоративные предметы – вазы для цветов, пепельницы и даже подсвечники.

В ходе эксперимента установлено, что в 6-персонный сервиз в современных условиях «ни то, ни сё». Для праздничного назначения он мал, для будничного потребления в большинстве случаев – велик. И что не может быть сервиза на все случаи жизни. Современная советская семья вправе иметь два сервиза; один для повседневного использования, другой – для праздников.

На сколько же персон следует комплектовать столовый сервиз для повседневного назначения? Допустим, что наша хозяйка представляет среднюю советскую семью, которая, согласно переписи населения в 1979 году, состоит из 3,5 человека. При этом более 81,5 процента наших семей имеют в своём составе менее 4 человек.

Исходя из этого, повседневные сервизы для Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Украины и Эстонии должны комплектоваться на 4 персоны. Для остальных республик подходит 6-персонный сервиз. Вместе с тем, нужны повседневные сервизы и на 8 и на 12 персон, так как есть и большие семьи.

Владимир Яснецов (роспись). Юрий Яснецов (форма). Супница из столового сервиза «Весеннее Подмосковье». 1984. Дулёво. Высота 27 см. Самарский областной художественный музей / К-951. Госкаталог: 28011793.
Владимир Яснецов (роспись). Юрий Яснецов (форма). Супница из столового сервиза «Весеннее Подмосковье». 1984. Дулёво. Высота 27 см. Самарский областной художественный музей / К-951. Госкаталог: 28011793.

Я уже слышу возражения: пусть сервиз будет 6-персонным для всех, привыкли к нему.., а вдруг кто к обеду придёт или... Что ж, возражение в какой-то мере резонно. Но если вдуматься глубже, зачем же для случайного гостя иметь в сервизе 3-литровую суповую чашу, полуторалитровый салатник, шестипорционный подливочник да ещё два персонных комплекта тарелок.

А вот на производство дополнительных, но не нужных объёмов основных сервизных изделий затрачиваются тысячи тонн сырья, которое с каждым годом становится все более дефицитным.

Пётр Леонов (декор). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964 год). Столовый сервиз «Архитектурный». 1984. Дулёво. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / КП 2154. Госкаталог: 13995149.
Пётр Леонов (декор). Отари Мухигули (форма «Прима», 1964 год). Столовый сервиз «Архитектурный». 1984. Дулёво. Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей / КП 2154. Госкаталог: 13995149.

9 типовых форм столового сервиза: супница (суповая миска с крышкой), горчичница, солонка, перечница, тарелка глубокая, тарелка подставная, тарелка мелкая, тарелка десертная.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются