В современном и культурном виски-сообществе принято ругать бурбон Джим Бин. И всё-таки свои почитатели у него есть, во многом это связано с богатой историей, мягким и интересным вкусом, который нравится новичкам и некоторым профи. Сегодня попробуем бурбонный виски Джим Бим из супермаркетов и оценим, насколько вкус соответствует своей цене.
Дорогие читатели, если вам нравится то, что делает наша Редакция, подписывайтесь на наш канал. Это важно для алгоритмов YouTube. Спасибо!
Итак, в своё время популярными стали Джек Дэниелс и Джим Бим. О первом из них писали ранее, с материалом можете ознакомиться по ссылке ниже:
Но в среде не угасают споры о том, какой американец лучше — Джим Бим или Джек Дениелс? Сейчас попытаемся вспомнить, за что в принципе можно полюбить бурбон.
История американского виски Джим Бим
Бренд интригует своей историей — в производство бурбона свой труд вложили целых 7 поколений семейства Бим! Неизбежно за это время у них сформировались традиций. Для сравнения, тот же Джек Дэниэлс продержался лишь три поколения — и то, наследников в полном смысле этого слова у Джека не было.
В Америке первым появился не Джек Дэниелс, как многие могут думать, а Джим Бим — на тот момент там уже работал внук основателя, было это в 1866 году. Поэтому, раз уж у нас была статья про Джек Дэниелс, то и Джим Бим без внимания мы оставить не можем. Какой американский виски вам больше нравится из двух? Всегда рады вашим комментариям и выраженному мнению. Спасибо!
Как Jim Beam стал популярным
По своей стоимости это один из самых доступных бурбонов, а по популярности в Америке — один из самых продаваемых.
Философия и концепция Джим Бим основываются на необъятном духе свободы. Этот напиток можно пить так, как захочется — из любого бокала, в чистом виде или в коктейлях, и где захочется — дома, на природе, на рыбалке или в баре. Его можно назвать старым другом, с которым знакомство тянется ещё с юношества — Джим Бим прост и понятен, не требует специальной атмосферы или особенного окружения. В этом бурбоне нет помпезности, с ним нет ощущения рамок и давления ограничений.
Вспоминая о Джим Бим, непременно возникает образ базовой линейки, флагманского продукта, самого ходового и известного. На самом деле, в ассортименте бренда куда больше позиций, которые мы рассмотрим несколько позже.
А пока — история о том, как всё началось.
История основателей Jim Beam началась в 1740-х годах. Немецкие путешественники с фамилией Бём переехали в США. Тогда ещё на этих диких просторах вовсю пользовались своим авторитетом британские колонии. Первые 13 штатов сформировались в 1776 году, а та Америка, похожая на современную, обрела свою форму лишь в 1912 году. Но это уже отдельная история.
Семейство Бём во главе с Джейкобом продолжает своё путешествие в 1788 году и переезжает в Кентукки, которая пока что принадлежала штату Виргинии. В соответствии с местными правилами они меняют свою фамилию под американские стандарты и из семейства Бём превращаются в семейство Бим. Такая вот бюрократическая магия. И в этом же году они начинают своё дело — производить бурбон.
Как и большинство переехавших, Йоханнес Джейкоб Бим выращивал кукурузу.
В то время это было довольно прибыльное дело, и в Кентукки он переехал специально для ведения своего хозяйства. Фишка ещё в том, что это было выгодно с точки зрения государственной программы по переселению людей на Запад. А если проще: ему дали землю, обеспечили каналами сбыта, а он был обязан выращивать кукурузу. Но цена тогда за неё была небольшой.
Низкая цена на кукурузу беспокоила фермеров, и предприимчивые из них занялись продажей алкоголя в качестве подработки. Делали напитки из остатков урожая по своей рецептуре. Примерно в это время родственники Джека Дэниэлса переехали в США из Уэльса. Так постепенно и созревал американский рынок виски, который, к тому же, подталкивало обилие кукурузы. Этот рынок динамично развивался, и впоследствии к началу XIX века на территории Кентукии работало свыше 2 000 производств.
Йоханесс использовал рецептуру и технологии своего отца, которые он адаптировал под новые условия — тогда уже активно шла индустриализация и развивалась промышленность. В 1792 году Кентукки стало отдельным штатом, а спустя три года Бимы продали свою первую бочку бурбона — Jake Beam Sour Mash. Так официально родился легендарный бренд.
Дэвид Бим против уксуса и рыбы
Первый продукт Бимов не был бурбоном в классическом понимании — скорее, его можно было бы назвать кукурузным дистиллятом для рабочего класса. А с 1820 года ситуация меняется, бразды правления переходят к наследнику — Дэвиду Биму, сыну основателя.
Дэвид Бим хотел расширить присутствие бренда. Основная доля виски разливалась с производства, а в редких случаях магазины покупали бочки по сниженной цене. Разумеется, ему это не нравилось, и он задумал продавать продукцию во всём штате.
Преемник верил в светлое будущее и сохранял решимость. Прогресс и нарастание темпов индустриализации позволили ему увеличить производственные мощности винокурни Old Tub. Дэвид закупил новые типы перегонных кубов с ректификационной колонной, что положительно повлияло на производство. Теперь это был настоящий непрерывный цикл. Но, каким бы оптимистом он ни был, ему пришлось столкнуться с некоторыми препятствиями.
Не хватало дубовых бочек. И здесь-то, можно сказать, случился прорыв — на производстве начали экспериментировать со старыми ёмкостями, бывшими в употреблении.
На тот момент самым лёгким и доступным решением проблемы было использование бочек из-под рыбы и уксуса. А теперь представьте, что случится с букетом бурбона, если его пропитать этими ароматами? Непотребство. Так думал и Дэвид Бим. Отказываться от этой затеи он не стал, но придумал вариант интереснее — обжигать древесину.
Опытным путём он нашёл способ избавления бочек от неприятного запаха. Так и возникла знаменитая четвёртая степень обжига, которую производители применяют и по сей день.
Бочки прожигались на 1-2 см, из-за чего поверхность меняла свою текстуру и становилась похожей на кожу крокодила или игуаны. Этот приём сформировал основной вкусовой профиль крепыша, и рабочий класс успел привыкнуть к нему. Семейство впоследствии отказалось от старых бочек, а технология осталась.
Именно это инновационное на тот момент решение сформировало вкусовой профиль Джим Бим. Но эта технология была придумана не просто так. Дело в том, что в то время перевозка американского виски на пароходах или повозках занимала очень много времени. Пока его везли, напиток впитывал эти нюансы древесины — становился тёмным и насыщенным, обретал вкус жжёной древесины и карамели. Можно сказать, что по воле случая и возникла традиция выдерживать бурбон в обожженных бочках из дуба.
Давид Бим не остановился на достигнутом. Его осенила новая идея, которая с точки зрения маркетинга была довольно удачной — это перенос предприятия в округ Нельсон. Случилось это в 1854 году, когда давняя мечта энтузиаста начинала сбываться. Расширение географии давало зелёный свет многим перспективам. В США в это время активно ведётся строительство железных дорог, и основная ветка как раз проходила через Нельсон. Новый завод возвели рядом с ней.
7 поколений традиций Бимов
В 1894 году управление компанией переходит в руки Джеймса Борегарда Бима — тот самый Джим. К тому времени бурбон Old Tub (это прежнее название известного нам сегодня Jim Beam), набирает популярность. Производство расширяется, розлив осуществляется не в бочки, а в бутылки, а продажи ведутся не только по Кентукки, но вообще по всему США.
Некоторое время развитию компании ничего не мешало, как вдруг в 1920 году ввели Сухой закон, который действовал до 1933 года. Это был сокрушительный удар по американским винокурням. Количество предприятий стремительно сокращалось.
Джим плохо перенёс это политическое решение и тоже закрыл производство, продаёт остатки активов вместе с торговой маркой Old Tub. В это время он не теряет надежд и пытается заработать на жизнь другими способами — добычей угля, выращиванием цитрусов, в общем, берётся за всё, к чему может добраться. И тишина.
В это время у Джима рождаются дети — Джереми и Маргарет Бим, которые в будущем помогут своему отцу возродить бренд.
Возрождение пришлось на 1933 год, когда сняли Сухой закон. Началось всё снова с Кентукки. В 1934 году Джереми с партнёрами открывает новую компанию — The James B. Beam Distilling Company. Бюрократия помешала использовать старое название, поэтому предприятие и торговую марку назвали в честь отца — Jim Beam.
А дальше — мрак. В 1945 году начались перепродажи компании. Сначала владельцем торговой марке стал Гарри Блум (партнёр), а в 1986 году предприятие переходит в лапы организации American Brands.
Но несмотря на смену владельцев, американский бурбон Джим Бим становится всё более узнаваемым. Особую славу он получил во время Второй мировой — напиток отправлялся ящиками солдатам, проходящим службу далеко от своей родины.
Слишком высокие темпы роста спроса вынудили компанию открыть новую винокурню в Бостоне. Случилось это в 1954 году.
А спустя 11 лет президент Линдон Б. Джонсон объявляет бурбон Джим Бим национальным продуктом США.
Ближе к нашим дням, в 1987 году, предприятие вновь продаётся — на этот раз, оно переходит во владение компании National Brands.
Удивительно, как семейство Бимов оставалось верным традициям, и даже после продажи бренда помогало его развитию. Так, например, Букер Ноэ, сын Маргарет Бим, стал технологом и управляющим винокурни в Бостоне.
Букер Ноэ — талантливый технолог. Применяя свой опыт и знания, он экспериментировал с рецептами и презентовал новые линейки Джим Бим. Так, например, возник Jim Beam Black и Booker’s, а также премиальная коллекция Small Batch Bourbon Collection и Knob Creek.
А внук Маргарет Бим, Фред Ноэ, в 2007 году стал главным мастером-дистиллером предприятия.
В 2014 году предприятие и торговая марка вновь меняют владельца, их прибирают к себе японцы — Suntory Holdings Ltd. Компания образует дочернюю организацию — Beam Suntory, которую возненавидели фанаты истинного Джима Бима за начало розлива бурбона в Испании.
Какой бурбон Джим Бим есть в России?
Сейчас линейки не пестрят разнообразием, так как неоднократно производитель заявлял о своём уходе. Но, если выпадет шанс, старый-добрый Джим Бим всё ещё можно найти на полках магазинов.
Увидеть их можно в «Перекрёстке», «Красном и Белом», «Ленте», «Метро» и «Бристоль». Надолго ли — сказать не можем.
Базовый бурбон Jim Beam с белой этикеткой
В продаже есть стандартный Jim Beam 40%, выдержка 4 года. Дегустаторы с опытом отмечают, что разлитый в Испании Джим Бим стал совсем плох по сравнению со старыми образчиками. Поддерживаете ли вы это мнение, дорогие читатели?
Сейчас можно с оговоркой на другие образчики сказать, что для новичков это не самый плохой, в меру мягкий и насыщенный американский виски. Стоимость доступная, но поскольку сейчас цены стремительно растут, в рамках этого бюджета можно найти образчики поинтереснее.
- В аромате ощутима лёгкая спиртуозность, которая сменяется нюансами обожжённой бочки и кукурузы, на второстепенных ролях играют фруктово-ореховые ноты. Плотность — ниже среднего.
- Во вкусе кажется мягким, несмотря на сравнительно небольшую выдержку. Но спирты всё равно выражают свою дерзость и покалывают язык. Первые ноты — подгорелая древесина, едва заметные ореховые тона. Послевкусия почти нет. Весьма посредственный букет, в котором нет ничего выдающегося или фантастического. Тем не менее, новичкам может понравиться.
- Цена вопроса за 0,7 л — 1 999 ₽.
Бурбон Джим Бим Ред Стаг
В продаже также можно обнаружить Jim Beam Red Stag, который в полном смысле слова бурбоном не является. Здесь в составе сахарный сироп, экстракт коры дуба, лимонная кислота и куча других интересных для изучения ингредиентов. Да и в целом это больше похоже для состав настойки.
А если выражаться более профессиональными терминами — это скорее спиртной напиток на основе вискового зернового дистиллята. О выдержке, к слову, на этикетке вообще не написано. Удивляет разве что наличие малинового экстракта.
- В аромате очень спиртуозный и дисбалансированный. Проступают оттенки черешни, ванили и какой-то сахарной приторности. Зато плотность высокая — невооружённым глазом заметно, что этот «бурбон» достаточно густой.
- С первого глотка создаётся впечатление, будто пьётся растопленный леденец. Во вкусе ощутима едва уловимая свежесть, затем раскрываются оттенки ванили и черешни, сопровождаемые акцентами дыма и… высокая приторность. Очень много сахара.
- Со второго глотка ощущается дерзость и характер спиртов на фоне тонов карамели и черешни. Послевкусие отсутствует, если не брать в расчёт высокую сладость.
По всем характеристикам Джим Бим Ред Стаг напоминает ликёр, а не бурбон.
- Зато цена на него приличная — 2 1999 ₽ за 0,7. Стоит ли оно того? Ждём ваших мнений в комментариях!
Настоящий бурбонный виски Джим Бим Рай
Ну и последний образец, внушающий надежду — Джим Бим Рай (Rye). Оптимизм связан с тем, что конкретно его создавали по старинной рецептуре, которую придумали ещё до упомянутого Сухого закона. Срок выдержки — 4 года. В составе только зерновые спирты и смягчённая вода.
Посмотрим, как проявит себя этот, на первый взгляд «классический» образчик.
- В аромате спиртуозность, по сравнению предыдущим Бимом, невысокая — примерно такая же, как у первого упомянутого бурбона. На первом плане раскрываются оттенки карамели в лёгком облаке специй, распознаются акценты дубовой бочки, лёгкие штрихи ржаного хлеба и ванили. Чуть позже проступают фруктовые тона. На удивление, сбалансированный аромат.
- Вкус вызывает ассоциации с лимонадами из детства — здесь играют интересные ноты яблока и карамели, сопровождаемые дубовыми акцентами. Мягкий, ненасыщенный, сладковатый, с ощутимыми акцентами специй. Однако, к сожалению, бочки не чувствуется. На фоне ощутимы фруктовые нюансы и кукурузная сладость. Послевкусие радует акцентами дыма и ржаного хлеба.
В отличие от остальных рассмотренных образов, бурбон Джим Бим Рай — довольно неплохой напиток с приятными и запоминающимися нюансами ржаного хлеба.
- Но цена поражает — 2 139.99 ₽. Всего лишь год назад он стоит 1 400 ₽. Ощущаете разницу?
Ассортимент Jim Beam в магазинах сократился, а цены на него возросли в связи с переменами в рынке алкоголя. Тем не менее, фанаты у данного бренда до сих пор остались, и он всё так же пользуется популярностью у россиян.
Дорогие читатели, пробовали ли вы когда-нибудь Джим Бим? Ощущаете ли разницу между испанским и американским розливами? Какой американский виски вам больше всего импонирует?
И если вам нравится то, что делает наша Редакция, подписывайтесь на наш канал. Это важно для алгоритмов Дзена. Спасибо!
А также заглядывайте в наш Телеграм и YouTube – там вас ждут розыгрыши, конкурсы, подкасты, новости и многое другое.
Напоминаем: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Будьте осознанными!