И хотя история кофе насчитывает более 1000 лет, нас больше всего интересует как кофе оказался… в Эрмитаже!
В России кофе появился еще при дворе царя Алексея Михайловича, но именно Петр I считается главным популяризатором напитка. Сохранились документы, в которых говорится, что он буквально силой заставлял приближенных и сподвижников «пить горькое пойло». Дочь Петра — принцесса Елисавет — тоже пила кофе, не уступала ей и Анна Иоанновна. Но настоящей поклонницей кофе и первой кофеманкой страны считается, конечно, Екатерина II. В приходно-расходных книгах указано, что на литр напитка тратился фунт кофе. А фунт — это 400 грамм!
Недавно один петербургский бариста решил провести расследование и сварить «екатерининский кофе». Дело в том, что по современной технологии на литр воды допустимо положить только 55 грамм зерен. Его эксперимент показал, что первый кофе, снятый с фунта молотого порошка — чрезвычайно крепкий и ароматный напиток, он смолистый, жесткий и даже немного острый. Затем бариста заваривал этот же кофе еще 8 (!) раз. Но и в последней заварке кофе все еще был вкусным и сохранял цвет. То есть у Екатерины II очевидно было очень крепкое сердце и особая страсть к горечи. Есть упоминание о том, что императрица сдабривала кофе со взбитыми сливками, вместе с напитком подавались ей миндальные гренки и бисквиты.
Кофе стал обычным при дворе напитком именно со времени Екатерины II. Наверное поэтому для эрмитажных сотрудников двойной эспрессо или ристретто — это «екатерининский кофе» или «кофе-по эрмитажному».
Продолжаем!
Матисс, Анри (1869-1954)
Арабская кофейня
Франция, 1913 г.
«Арабская кофейня» — самая значительная композиция, марокканского цикла работ. Она исполнена в начале 1913 г. и в апреле этого же года приобретена С. И. Щукиным, тонко почувствовавшим заключенный в картине медитативный характер.
Полотно Матисса — воплощение абсолютной внутренней тишины, созерцательной отрешенности неподвижных фигур, утративших ощущение собственного тела. Есть два смысловых и композиционных центра, вокруг которых художник группирует немногочисленных действующих лиц "Арабской кофейни": стеклянный аквариум с золотыми рыбками и музыкальный инструмент. Они же, и это главное, являются источниками того медитативного состояния, во власти которого находятся персонажи картины.
Картина рождалась медленно. Вначале в ней было больше конкретных наблюдений за натурой, больше цветового разнообразия. Но постепенно ушло все лишнее, и в выразительном лаконизме нашло воплощение матиссовское романтическое выражение Духа Востока
Всех кофеманов поздравляем с Международным днем кофе!