Найти тему

Упражнение «Нравится — Не нравится — Озадачивает»

Оглавление

Хочу поделиться упражнением, которое я иногда предлагаю участникам своих тренингов. Оно помогает прояснить свою жизненную ситуацию: понять, на что можно опереться, а что имеет смысл менять.

Автор текста — психолог Марианна Садокова
Автор текста — психолог Марианна Садокова

Подумайте о своей жизненной ситуации — той, что есть сейчас. Возьмите лист обычной бумаги или блокнот.

Шаг 1. Напишите, что вам сейчас в вашей жизни НРАВИТСЯ

Назовите те вещи, отношения и обстоятельства, которые вы хотите укрепить. То есть, хотите, чтобы они в вашей жизни были, чтобы они расширялись, развивались, занимали больше времени и пространства.

Пишите об этом очень конкретно. Например: «Мне нравится какой-то человек, дом, где я живу, район, моя профессия, круг общения и мой режим жизни».

Называйте то, что у вас сейчас в жизни уже есть. Например: «Мне нравится, что я хожу на танцы и танцую танго по субботам». Или: «Мне нравится, что у меня есть возможность не просыпаться рано утром и никуда не идти на работу, потому что я фрилансер». Или: «Мне нравится, что у меня дома живут две кошки» :)

Общий смысл такой: описывайте не какие-то абстрактные занятия, типа «люблю читать», а конкретные обстоятельства своей жизни. Например: «Мне нравится моя домашняя библиотека и то, что я каждый вечер читаю книги не для работы, а для души». Вы, к примеру, можете подумать и написать: «Мне нравится, что у меня хорошая стабильная работа; и сумма, которую мне выплачивают в месяц, тоже нравится».

Пишите о том, что уже есть сейчас в вашей жизни, что уже сложилось, проявилось.

Шаг 2. Запишите, что вам сейчас НЕ нравится в вашей жизни, что хотели бы изменить

Что бы хотели прекратить, что вас не очень устраивает, тревожит, беспокоит?

Например: «Мне не нравится мой начальник, потому что он нервный», или: «Мне не нравится проект, которым я сейчас занимаюсь, потому что он абсурдный».

Можете написать и о своих качествах и поведении — но тоже пишите очень конкретно.

Например: «Мне не нравится, что я срываюсь и кричу на ребенка по утрам», или: «Мне не нравится, что я откладываю на неопределенное время ремонт кухни».

Шаг 3. Запишите, в чём сейчас состоят главные неопределённости в вашей жизненной ситуации

Запишите в этом пункте то, о чем вы даже затрудняетесь сказать ясно: то ли это надо оставить, то ли нужно прекратить? Развивать или устранять? Бороться или смириться?

Например: «Я не знаю, стоит ли мне переезжать в другой город», или: «Я не знаю, стоит ли мне менять режим работы», или: «Я не знаю, стоит ли мне сейчас заводить собаку».

Поскольку эти вопросы не имеют пока ответа, они забирают какое-то количество наших сил на обдумывание, но мы ещё ничего не решили.

Так и запишите — о чём вы постоянно думаете, но пока не решили: «Я не знаю, надо ли мне сейчас пройти полное медицинское обследование», «Надо ли мне родителей просить переехать в тот город, где я живу?»

Иногда бывает, что мы вроде бы знаем ответ, и понимаем, что нам надо сделать определенные вещи. Но боимся или сопротивляемся. Такие вещи тоже запишите в третий пункт.

Например: «Я знаю, что надо поменять работу, но боюсь. И для меня вопрос: может, лучше бояться по-прежнему? Может быть, я не уверен(а), что мне это действительно нужно? Может, этот страх — мудрый советчик, и я не зря боюсь и останавливаю себя в данный момент?»

Как анализировать это всё:

— Чего больше: того, что нравится, того, что не нравится, или неясностей?

— Оцените значимость каждого пункта в каждом из разделов по десятибалльной шкале. Запишите рядом с каждым пунктом оценку: если что-то из записанного можно назвать пустяком, присвойте этому 1 балл, а самым-самым важным пунктам присвойте 10 баллов.

— Посмотрите на получившиеся баллы. Составьте свой «рейтинг» и «антирейтинг».

— Выделите цветным маркером самые главные и самые значимые вопросы.

— Представьте, что этот листок с вашими записями читает ваш самый-самый близкий друг, ваш любимый человек, или просто кто-то, кто очень хорошо к вам относится. Что бы он вам посоветовал, глядя на эти записи?

— Подумайте, кому из людей вы ни за что не хотели бы показать этот список. Почему? Что в этом списке делает вас уязвимым?

— Представьте, что Дед Мороз существует, и что он прочитал этот список. Дед Мороз хочет помочь вам и приготовил для вас самый подходящий подарок. Что это был бы за подарок?

— Запишите, что вы сами можете сделать для себя, если станете сами для себя Дедом Морозом и своим самым близким другом? Какие это могут быть конкретные действия?

Составьте план, как вы себе поможете. Ну и дальше остаётся действовать по этому плану: укреплять и усиливать то, что нравится, решать неясные вопросы и уменьшать влияние того, что не нравится.

И пусть у вас это получится!

Другие упражнения: