Сюжет. Люк и Кейт вместе работают в небольшой крафтовой пивоварне в Чикаго, они хорошо ладят, иногда немного флиртуют, любят пиво и свою работу, частенько вместе выпивают и весело проводят время в компании коллег. Но однажды они решают провести уик-энд вместе со своими половинками в лесу в уединённой хижине на берегу озера, не забыв прихватить с собой изрядное количество пива, и там всё немного выходит из-под контроля…
Автор этого фильма - Джо Сванберг, весьма талантливый независимый кинематографист из Чикаго. Он известен и как очень популярный в кругах любителей авторского кино режиссёр и сценарист фильмов, снятых в зародившемся относительно недавно жанре мамблкор, и как продюсер, а также как оператор и монтажёр. Очень часто он появляется и на экране, снимаясь как в своих картинах, так и у своих приятелей режиссёров.
В основном его фильмы это бытовые драмеди, сосредоточенные на персонажах и их отношениях. Но вот его актёрская карьера пошла немного в другую сторону, там он больше известен по фильмам ужасов. Так, к примеру, его можно увидеть у Тая Уэста в фильмах "Последние каникулы 2" (Cabin Fever 2: Spring Fever, 2009) и "Таиснтво" (The Sacrament, 2013) и у Адама Вингарда в "Ужасном способе умереть" (A Horrible Way to Die, 2010) и "Тебе конец!" (You're Next, 2013). Также он и сам поставил сегмент "Второй медовый месяц" (Second Honeymoon) для хоррор-антологии "З/Л/О" (V/H/S, 2012).
Также к заслугам Сванберга можно отнести и то, что он "открыл" актрису, а в последствии и весьма успешного режиссёра Гретту Гервиг, чья последняя режиссёрская работа "Барби" (Barbie, 2023) установила несколько громких кассовых рекордов, собрав в мировом прокате почти $1,5 млрд. Гервиг впервые снялась у Сванберга в фильме "ЛОЛ" (LOL, 2006), после чего она ещё неоднократно работала с ним, а пару лет спустя они вместе поставили фильм "Ночи и выходные" (Nights and Weekends, 2008).
Мамблкор - это поджанр независимого кино, возникший в начале 2000-х годов. Для него характерны очень маленький бюджет, предельно натуралистичная актёрская игра, импровизация и реалистичные сюжетные линии, в которых основной акцент приходился на персонажей и их взаимоотношения. Термин "мамблкор" был придуман кинокритиком Эриком Масунагой для описания малобюджетных фильмов, основанных на диалогах, снятых такими режиссерами, как Эндрю Буджальски, Джо Сванберг и братья Дюпласс.
Получив от жены на свой день рождения в подарок набор для домашнего пивоварения, Сванберг быстро увлёкся этим занятием. "Это было идеальное хобби помимо кино,- рассказывал режиссёр. - Мне очень нравилось заниматься этим в свободное время. И, конечно, как только я начал варить пиво, я начал пить гораздо больше пива - не только своего, но и других людей. У меня такое ощущение, словно последние пару лет я был участником пивной одиссеи, и это вполне естественно привело к желанию снять фильм в этом мире."
Оставив мир крафтового пива в качестве фона, он решил свой новый фильм сделать романтической комедией, но немного не в том виде, как все привыкли видеть в большинстве голливудских фильмов: "Мне было очень интересно попробовать рассказать романтическую комедию с точки зрения двух пар и того как они решают свои проблемы в привычной для обычного человека обстановке. Шутки и флирт из романтических комедий, и реальность того, что есть другие люди, которым подобные ситуации могут причинить боль."
Все ситуации и герои которых Сванберг решил показать в фильме были вполне реальными, и взяты они были из его личного опыта. Персонажи Джейка и его девушки Джил были основаны большей частью на самом Сванберге, его жене Кристин и их отношениях сразу после свадьбы. Прототипами для Кейт стали подруги режиссёра Кейт и Эйми, также работавшие на пивоварнях. А вот персонажа бойфренда Кейт по имени Крис, Сванберг изначально представлял по-другому, и он был существенно изменён после того, как на эту роль был выбран Рон Ливингстон. Весь сценарий фильма умещался всего на 45 страницах, на которых было всё кроме диалогов. Как и в предыдущих фильмах Сванберга все диалоги тут были сымпровизированы на съёмочной площадке.
К тому моменту фильмы Сванберга, количество которых уже насчитывало около полутора десятков, стали уже довольно популярны не только у ценителей авторского кино Чикаго, но и за его пределами. Его новым фильмом заинтересовались начинающие продюсеры Пол Бернон и Сэм Слэйтер, ранее довольно успешно занимавшиеся продажей недвижимости. Решив сменить сферу деятельности, они как раз подыскивали для себя первый полнометражный проект, после того как их первая спродюсированная короткометражка "Учитель года" (Teacher of the Year, 2010) получила очень неплохие отзывы и была номинирована как "Лучший короткометражный фильм" на кинофестивале Tribeca.
На новый проект продюсерам удалось раздобыть бюджет размером в $500 тыс. Сумма на первый взгляд более, чем скромная, но учитывая, что на предыдущие свои фильмы Сванберг тратил максимум $50 тыс., для него эти деньги казались просто фантастическими. "Должен сказать, для меня всё это очень роскошно, - делился он своими впечатлениями. - Всё, о чем я просил, я получал, и это был очень непривычно. Это было здорово. У нас было много времени, у нас было много ресурсов. 15 различных функций, которые мне приходилось выполнять в фильме стоимостью $10 тыс., здесь выполняли 15 разных людей. Масштаб проекта позволил мне просто быть режиссёром, сосредоточиться на работе с актёрами, и это доставляло мне истинное удовольствие каждый день."
Собрать для съёмок такую сумму на авторский фильм, для которого даже не было привычного сценария, удалось во многом благодаря согласившимся в нём сниматься актёрам - голливудским звёздам Оливии Уайлд и Анне Кендрик, а также менее известному, но очень хорошему характерному актёру Рону Ливингстону. каким образом Сванбергу удалось заполучить в свой фильм этих людей он не уточнял, но говорил, что все они проходили у него не совсем обычное для стандартного фильма собеседование по Skype. Поскольку в сценарии не было никаких диалогов, режиссёр просто рассказывал о том, какие идеи он хотел бы отразить в своём фильме, и спрашивал актёров, чем бы они хотели заняться, какой фильм им хотелось бы снять. В процессе такого разговора он понимал, подходит ли ему актёр или нет.
Оливия Уайлд изначально не была уверена, стоит ли сниматься в этом фильме, поскольку ей никогда не приходилось импровизировать полностью весь фильм. Согласилась она, поддавшись на уговоры своего жениха актёра Джейсона Судейкиса, как оказалось хорошо знакомого с творчеством Сванберга. Судейкис начинал свою карьеру в театре импровизации и был очень хорошо знаком с этой актёрской техникой. Когда актёр заехал в Чикаго проведать свою невесту на съёмках фильма, оказалось, что некому было играть босса её героини, и тогда Уайлд предложила ему это сделать. Джейсон согласился и без какой-либо подготовки отыграл эту роль.
Кстати с персонажем Судейкиса связана небольшая забавная история. Приятель Сванберга режиссёр Дэвид Лоури в это же время снимал фильм "В бегах" (Ain't Them Bodies Saints, 2013) и они решили, что "... в обоих фильмах должен быть один и тот же персонаж, просто в качестве взаимного признания. В его [Лоури] фильме есть полицейский по имени Джин Дентлер, а Судейкис играет Джина Дентлера в нашем. Табличку с именем на столе Судейкиса, на которой написано «Джин Дентлер», мы отправили в Шривпорт, и [Лоури] тоже снял её в своём фильме."
Съёмки фильма стартовали 28 июля 2012 года и прошли в Чикаго на настоящей пивоварне, на которой работала одна из приятельниц Сванберга, и на озере Мичиган. Не только для Уайлд было впервой полностью импровизировать реплики и поведение своего персонажа в кадре, остальные актёры тоже делали это впервые, по крайней мере в таком объёме. Но вполне возможно, что помогал актёрам тот факт, что в кадре они пили настоящее пиво. "Мы были поддатые весь фильм, потому что там было настоящее пиво, потому что пиво там было дешевле воды, потому что мы снимались в пивоварне," - рассказывала Уайлд.
В сценарии не было прописано, что героиня Уайлд должна появится в кадре обнажённой - это была её инициатива. Она решила это сделать, потому что в тот момент ей показалось это "невероятно органичным". Анна Кендрик рассказывала, что позволила себе напиться всего в одной сцене - когда герои играли в игру на выпивание.
Премьера фильма в США состоялась 13 марта 2013 года на кинофестивале South by Southwest, где он был номинирован на приз зрительских симпатий. Там же права на его прокат на территории США приобрела кинокомпания Magnolia Pictures, которая выпустила его 25 июля в сети Интернет, а месяцем позже организовала ограниченный кинопрокат в 33 кинотеатрах. Итоговые сборы в США составили $343 тыс., ещё $63 тыс. фильм заработал в остальных странах. Но с учётом продажи прав на его распространение не думаю, что создатели оказались в убытке, даже несмотря на то, что итоговый бюджет был немного превышен и составил около $650 тыс. Неплохо фильм продавался и на физических носителях - прибыль от продажи DVD и Blu-Ray с ним только в течение первых нескольких недель составила более $500 тыс.
Отзывы критиков практически все были восторженными - на Rotten Tomatoes у фильма 84% свежести на основании 123 рецензий. Все называли его остроумным и смешным и хвалили актёрские работы Оливии Уайлд и Джейка Джонсона. Квентин Тарантино добавил его в свой топ-10 фильмов 2013 года, где он занял почётное пятое место. А вот мнения рядовых зрителей разделились на диаметрально противоположные - кому нравилась эта импровизационная техника, кого наоборот сильно раздражала.
Фильм однозначно не для всех, многие сочтут малопривлекательными его сымпровизированные диалоги и открытый финал, поскольку это немного выходит за рамки обычного развлекательного кинематографа. Я и сам не любитель подобных фильмов, но творчество Джо Сванберга мне как-то приглянулось, есть в нём что-то искреннее и близкое по духу. И если ранние его фильмы внешне совсем уж тяжело отличить от обычного Home Made Video, то эта относительно высокобюджетная постановка с замечательными профессиональными актёрами, смотрится очень даже хорошо. По сути это лучший фильм постановщика, на мой взгляд, вобравший всё лучшее из двух совершенно разных подходов к кинематографу - коммерческого и творческого.
В сети можно отыскать копию фильма с одного из зарубежных Blu-Ray дисков в Full HD качестве, из переводов мне попадался только многоголосый с нашего лицензионного DVD, но был раньше и любительский многоголосый вариант, и одноголосый от некоего Vano.