Найти в Дзене
АвиаОбоз

Самый большой в мире самолет был уничтожен, его восстановление обойдется в $500 млн

Совершивший свой первый полет в декабре 1988 года Ан-225 «Мрия», что по-украински означает «мечта», был построен в СССР компанией «Антонов» для перевозки космического корабля «Буран». После начала спецоперации России в Украине в феврале 2022 года единственный в своем роде самолет был уничтожен.

В советские годы была заказана вторая «Мрия», но строительство осуществлялось с перерывами и после распада СССР в 1991 году было приостановлено. По состоянию на 2009 год были произведены 70% работ и он все еще не завершен.

Ан-225 с орбитальным кораблем «Буран» на Парижском авиасалоне в 1989 году. Фото: Aviation-images.com/Universal Images Group - Getty Images
Ан-225 с орбитальным кораблем «Буран» на Парижском авиасалоне в 1989 году. Фото: Aviation-images.com/Universal Images Group - Getty Images

Единственная «Мрия» дебютировала на Парижском авиасалоне в 1989 году, прилетев с орбитальным кораблем «Буран» на фюзеляже.

Легендарный самолет совершил несколько вылетов в начале 1990-х, но в основном простаивал в Украине, прежде чем в 2001 году его начали использовать в качестве коммерческого грузового самолета.

Ан-225 был верной рабочей лошадкой авиакомпании «Антонов» в течение 21 года, прежде чем был уничтожен 19 месяцев назад в хоте спецоперации России в Украине.

Фото аэропорта Гостомеля в августе, примерно в 30 км от Киева. Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net
Фото аэропорта Гостомеля в августе, примерно в 30 км от Киева. Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net

Колоссальный Ан-225 имел шесть двигателей Прогресс Д-18Т украинского производства, двойное хвостовое оперение и гигантскую носовую загрузочную дверь.

Ан-225 незадолго до уничтожения. Фото: Getty Images
Ан-225 незадолго до уничтожения. Фото: Getty Images

«Мрия» была основана на меньшем собрате - Ан-124 «Руслан», 55 из которых были построены на предприятии Антонова. Это означало, что Ан-225 имел много общего с Ан-124, что позволяло использовать те же детали при необходимости.

Носовая дверь дополняла невероятную вместимость самолета, которая была вдвое больше, чем у В747.

Внутри грузового отсека Ан-225. Фото: RONNY HARTMANN/AFP - Getty Images
Внутри грузового отсека Ан-225. Фото: RONNY HARTMANN/AFP - Getty Images

По словам производителя самолет имел полезный внутренний объем около 1300 кубических метров и мог перевозить да 250 тонн груза. Грузовой отсек имел длину около 45 м, ширину 6,5 м и высоту 4,5 м.

Грузоподъемность «Мрии» и большой внутренний объем делали ее особенно ценной для перевозки негабаритных предметов, таких как ветряные турбины, автомобили и даже танки.

Генератор массой 174 т был поднят на Ан-225 в 2009 году. Фото: Антонов
Генератор массой 174 т был поднят на Ан-225 в 2009 году. Фото: Антонов

Фактически за время своего существования «Мрия» установила более 100 мировых рекордов, начиная со своего первого полета в 1988 году, когда она официально стала самым большим самолетом в мире.

В 2009 году был установлен рекорд по переброске по воздуху самого тяжелого оборудования - генератора Alstom весом 174 тонны, который можно было доставить только самолетом в не имеющую выхода к морю Армению.

Вес гигантского самолета держат 32 колеса — 28 на главном шасси и четыре под носом.

Колеса Ан-225 сами по себе были зрелище. Фото: JACK GUEZ/AFP - Getty Images
Колеса Ан-225 сами по себе были зрелище. Фото: JACK GUEZ/AFP - Getty Images

Если попытаться представить масштабы этой гигантской птицы, от хвоста до носа и кончиков крыльев, то вы увидите, что она почти занимает футбольное поле.

Фото: Stringer/Reuters
Фото: Stringer/Reuters

Первоначально производитель надеялся запустить Ан-225 в 2030-е годы, хвастаясь лозунгом «никакое другое имя не имеет большего веса», но вскоре после февраля 2022 года появились фотографии, показывающие печальную реальность.

Уничтоженный Ан-225 Мрия 2 апреля 2022 года. Фото: Вадим Гирда/AP Photos
Уничтоженный Ан-225 Мрия 2 апреля 2022 года. Фото: Вадим Гирда/AP Photos

На первых фото видно, что от самолета мало что осталось.

Фото: Вадим Гирда/AP Photos
Фото: Вадим Гирда/AP Photos

Все, от крыльев и хвоста до гидравлики и топливных насосов, было разрушено.

Демонтаж Ан-225 на аэродроме Гостомель, апрель 2023 года. Фото: Максим Марусенко/NurPhoto через Getty Images
Демонтаж Ан-225 на аэродроме Гостомель, апрель 2023 года. Фото: Максим Марусенко/NurPhoto через Getty Images

New York Times сообщила, что операция по восстановлению началась в марте 2023 года, а на апрельских фото видно, что обломки убраны, а территория существенно очищена.

Остатки Ан-225 в апреле. Фото: Владимир Тарасов/Future Publishing - Getty Images
Остатки Ан-225 в апреле. Фото: Владимир Тарасов/Future Publishing - Getty Images

«В начале мая было принято решение начать восстановление ангара и разборку крыши над «Мрией», чтобы она не обрушилась», — рассказал пилот «Мрии» Дмитрий Антонов в интервью Aerotime Hub в июне 2022 года.

Теперь, спустя 19 месяцев, свежие изображения показывают прогресс в отношении сохранении всего возможного, оставшегося от Ан-225.

Так Ан-225  выглядел в августе 2023 года. Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net
Так Ан-225 выглядел в августе 2023 года. Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net

Игорь Лесив в августе посетил аэропорт Гостомель, чтобы ознакомиться с состоянием Ан-225, сообщив нашему изданию, что его «разбирают для хранения».

Двойное хвостовое оперение, двигатели, несколько шин и крылья с тех пор с самолета сняли, остался только гигантский корпус «Мрии».

Так Ан-225 выглядел в августе. Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net
Так Ан-225 выглядел в августе. Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net

Теперь самолет окружен строительными лесами.

Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net
Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net

На других фотографиях, среди прочего, изображены крылья без двигателей и несколько разрушенных силовых установок.

Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net
Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net

По мнению специалистов, некоторые детали можно сохранить, особенно двигатели.

Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net
Фото: Игорь Лесив/aerovokzal.net

"Двигатели Д-18Т всегда переставлялись между Ан-225 и Ан-124, поэтому сейчас они используются на "Русланах", - сказал Игорь Лесив.

Заместитель генерального директора «Антонова» Максим Саноцкий сообщил изданию Deutsche Welle в апреле 2023 года, что три из шести двигателей Ан-225 были отремонтированы, а два поступили в парк Ан-124 на запчасти.

Несмотря на случившееся, и президент Владимир Зеленский, и Антонов заявили, что намерены восстановить легендарную «Мрию» — в этом, возможно, сможет помочь Ан-225, строительство которого было уже начато.

Вторая Ан-225 на авиазаводе "Антонов" в Киеве в сентябре 2016 года. Фото: Сергей Супинский - AFP через Getty Images
Вторая Ан-225 на авиазаводе "Антонов" в Киеве в сентябре 2016 года. Фото: Сергей Супинский - AFP через Getty Images

"У людей должна быть надежда", - заявил в марте New York Times главный инженер "Антонова" Владислав Власик. "Все должны знать, что этот самолет не брошен. Да, предстоит проделать большую работу, но сделаем это".

Производитель оценил стоимость ремонта примерно в $500 млн — но с этим придется подождать, пока не не наступит мир, сообщает Times.

В своем ноябрьском посте Твиттере Дмитрий Антонов сказал, что "слишком рано говорить о завершении работы" и что дополнительная информация станет доступна гораздо позже.

"Самолет будет оснащен модернизированными двигателями", - сообщил CNN в апреле Валерий Костюк, конструктор "Антонова". "На самолете будет установлено новое электронное оборудование, а участие в этом примут известные компании ".

Источник: Insider

Перевод: АвиаОбоз

Читайте еще на канале