Ко мне часто приходят злые дети, не желающие усыновлять или удочерять своих родителей, страдающие дети, заботящиеся о своих родителях, но испытывающие голод по теплу и вниманию, а также обиженные родители, недовольные тем, что им мало места в жизни их ребенка. Причем, степень недовольства родителей совершено не зависит от степени вовлеченности взрослых детей в их жизнь. Так как недовольство родителей зависит только от одного: сколько бы ребенок не заботился о своем родителе он не может дать ему то тепло, которое ему необходимо, а поэтому в нем всегда будет недостаток, сколько ни дай.
Парентификация – так называется процесс, в котором родители нарушают семейную иерархию и усыновляются или удочеряются к собственным детям, возлагая на них не только ответственность за удовлетворение своих потребностей, но и заставляя заботиться и отвечать за свое эмоциональное состояние.
Задача родителя - быть устойчивым и контейнировать эмоции своего ребенка, помогая ему справляться с ними и проживать их. Но, если родитель сам неустойчив и эмоционально незрел, не справляется с эмоциями и чувствует себя беспомощным, то это нарушает у ребенка ощущение безопасности и вызывает тревогу.
Для выживания ребенку необходим родитель. Желательно, уверенный в себе и спокойный родитель. Если родитель из своей родительской роли выпадает, то ребенок ищет и находит способ себе такого родителя организовать: успокаивает, становиться удобным, отказывается от себя, лишь бы взрослый снова стал взрослым.
Но родитель ведь не просто так неустойчив и не справляется. Когда-то он сам был травмирован своими родителями и не получил достаточно любви, поддержи или заботы. У него много тревоги, вероятно стыда, он часто ощущает себя беспомощным и иногда одиноким. И соблазн закрыть свои дефициты за счет ребенка, особенно когда тому плюс-минус 7 лет, когда он становиться очень эмпатичен и заботлив, когда он уже что-то может, но пока ещё не умеет отстаивать свои границы, потому что любит и нуждается в своем родителе, а потому не может ему отказать, очень велик.
Так постепенно родитель и ребенок меняются ролями. И вот уже ребенок успокаивает родителя и контейнирует его эмоции.
Нужно ли объяснять, что для ребенка это непосильная, слишком ответственная, ноша, отнимающая много ресурсов, которые, в силу возраста, ему просто неоткуда брать? Он только накапливает их, и они необходимы ему для собственного развития, а он оказывается вынужденным тратить их на родителя.
И – это очень важный момент! – как бы ни казалось, что ребенок берет на себя ответственность за родителя, потому что сочувствует и понимает, как тому тяжело, на самом деле он это делает это для себя, потому, что ему самому плохо и тревожно без взрослого.
Именно поэтому родителю все равно недостает настоящего тепла и заботы. Он хочет безусловной любви, которую ему могут дать только его собственные родители, и не может дать ребенок, как бы он ни старался. А ребенок, в свою очередь, чувствует вину и стыд за то, что он не может удовлетворить потребность своего родителя в полной мере.
И сам при этом остается в таком же дефиците безусловной любви и поддержки. Не получив любви от родителей, он продолжит искать её в других отношениях, используя привычный паттерн: забота в обмен на любовь.
И, если у него в принципе остается после родителей свободное место для личной жизни, то из него, в большинстве случаев, получается гиперопекающий родитель. У гиперопекающих родителей в большинстве случаев получаются не желающие взрослеть дети, которые потом пытаются усыновиться/удочериться к собственным детям. И так по кругу.
Конечно, родителю может быть и плохо, и тяжело. Но он должен сам, как взрослый, определять объемы необходимой ему поддержки и сам просить о ней. И гораздо эффективнее просить поддержку у других взрослых, нежели у детей.
Удочеряясь и усыновляясь к детям, родители лишают полноценной жизни и себя, и своего ребенка. И того самого пресловутого стакана воды в старости, так как он будет наполнен всегда не тем, что им действительно нужно.
© Юлия Ивлева
#психология #сепарация #дети #взросление #страх #стыд #родители #вина #отношения #семья