Найти в Дзене
Истории тётушки Юлии Рысь

ГМО: продукты-мутанты или обычная еда?

Постоянные читатели моего канала знают, что периодически я провожу ревизию в своих архивных материалах. Чаще всего просматриваю черновые заметки статей прошлых лет, в поисках свежей идеи для текущей.

Статья, которую вы сегодня читаете, одна из таких. Лет десять назад я собирала много материалов для большой журнальной статьи. Оригинал, к сожалению не сохранился, он был ещё на "старом", первом компьютере. Да-да, на том самом сгоревшем жёстком диске. А вот черновые выжимки, которые я готовила для публикации в блоге, вполне себе дожили в электронном виде до текущего дня в облачном хранилище.

Помню, что когда я собирала материалы, тема ГМО была, как бы сейчас сказали — "на хайпе". Люди, делились на приверженцев и ярых противников использования генной инженерии в сельскохозяйственной отрасли. Ещё я помню, что именно в то время начались первые подвижки в сертификации и товарной маркировке использования в продуктах питания генномодифицированного сырья.

Многие люди искали привычные продукты питания с заветной меткой "Без ГМО".

Так видит генную инженерию нейросеть Kandinsky 2.2
Так видит генную инженерию нейросеть Kandinsky 2.2

Предлагаю вспомнить, как всё начиналось и к чему мы пришли на текущий момент.

А началось всё, с казалось бы безобидных лабораторных опытов, которые проводила американская компания "Монсанто"...

Для справки: В 1987 году «Монсанто» провела первые полевые испытания генетически модифицированных растений.
В 1994 году компания получила разрешения на первый биотехнологический продукт на территории США для использования в молочном животноводстве — трансгенный бычий гормон роста. Позже от применения гормона отказались многие компании.
В 1996 году впервые в мире вышла на рынок с семенами генетически модифицированных важнейших сельскохозяйственных культур — сои и хлопчатника. © Справочные материалы

Благородная идея заключалась в создании целого ряда растений, обладающих невероятными свойствами — высокой продуктивностью, невосприимчивостью к заболеваниям и сорнякам. Не прошло и десяти лет, как рынок наводнился новыми продуктами питания, в основу которых легли ГМО — организмы-мутанты, приученные расти и развиваться в определённых условиях ускоренными темпами.

Прежде чем перейти к проблеме, ещё немного справочных материалов, которые объясняют, что это такое и с чем его едят, в прямом и переносном смысле:

Для справки: генно-инженерно-модифицированный организм — организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов; © Федеральный закон от 05.07.1996 N 86-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", Статья 2

Убыточная сельскохозяйственная отрасль увидела в генной инженерии луч света в конце тоннеля кризиса.

Посудите сами: не нужно тратить из скудного бюджета средства для естественной защиты растений и животных, поскольку все эти процедуры уже изначально заложены генетиками. В связи с этим продукты, возделанные и выращенные на основе ГМО, прочно вошли в нашу жизнь.

Ещё одна тематическая картинка по запросу ГМО, созданная нейросетью Kandinsky 2.2
Ещё одна тематическая картинка по запросу ГМО, созданная нейросетью Kandinsky 2.2

Снова немного статистики:

К самым популярным ГМО культурам относятся: соя, кукуруза, хлопчатник, рапс и люцерна.
К 2018 году почти 78% всей выращенной в мире сои приходилось на генномодифицированную. Такую сою разрешено импортировать в 18 стран мира © По материалам СМИ

В итоге более 40 % пищевых продуктов, которые можно видеть на прилавках магазинов и супермаркетов, содержат ГМО.

А теперь — внимание!!! По закону ни один продукт питания, содержащий более 0,9 % ГМО, не должен выпускаться на рынок без соответствующей маркировки. В результате мы видим на прилавках магазинов батареи баночек, бутылочек, тетрапаков, пластиковых контейнеров и дой-паков с яркой надписью на этикетке — «Без ГМО». Поскольку все люди, естественно, хотят покупать продукты, не содержащие организмы-мутанты, производители клеят заветные этикетки куда надо, и куда нет.

Желание привлечь покупателей натуральными продуктами, выращенными без вмешательства генной инженерии, иногда доходит до полного абсурда. Так вожделенная надпись «Без ГМО» появляется на продуктах питания, к которым генным инженерам даже не придёт приложить руки, потому что это невозможно!

Простой пример — минеральная столовая вода. Согласитесь, как можно проделать какие-то манипуляции с генами воды, добываемой из скважин Юрского горизонта? Разве что, какому-то совсем помешанному на науке генетику придёт в голову идея пролезть в скважину, проползти по трубе несколько сотен метров, добраться до воды, быстренько изменить генный код, потом проделать путь обратно, честно прийти к производителю минералки и признаться в содеянном грехе. А все ради того, чтобы потом написать на бутылке с минеральной водой — "Содержит ГМО"?

С одной стороны это вызывает улыбку. С другой... навевает грусть. Особенно когда понимаешь, что такие "перлы креативизма", появляются по двум причинам:

  1. Чтобы максимально привлечь внимание потребителей к нужным товарам, и...
  2. Отвлечь внимание большой надписью от мелкосимвольной маркировки, потому что там можно прочесть "истинный состав" продукта. Если, конечно, сможешь разглядеть.

Как рекламщик со стажем и профдеформацией, я вредный покупатель. Это такие зануды, как я (а теперь ещё и мой муж) стоят у полок, читают состав и сверяют сроки годности. И дело не только в том, что продукт может потенциально содержать ГМО. Помимо него есть не менее вредные для здоровья компоненты в виде красителей, стабилизаторов, ароматизаторов и прочих усилителей вкуса, цвета и запаха.

И снова палка о двух концах. С одной — свод законов и правил на государственном уровне, которые обязуют всех поголовно производителей писать на этикетках "только правду и ничего, кроме правды". На другом конце — законопослушные компании. Они и пишут честно, но только очень мелкими буквами (бывает ещё и цветом, который сливается с упаковкой) и... мягко говоря, завуалировано.

Вот банальный пример: берём с полки банку с рандомным кетчупом, на которой ярким клеймом красуется гордое "Без ГМО", переворачиваем её и внимательно читаем состав. Могу дать рубль за сто, что в состав кетчупа войдет "модифицированный крахмал". То есть, не что иное, как сырьё полученное из картофеля, в ген которого когда-то кто-то уже влез и слегка подкорректировал в нужную сторону.

Модифицированная кукуруза по версии нейросети Kandinsky 2.2
Модифицированная кукуруза по версии нейросети Kandinsky 2.2

Конечно, производитель может вам возразить, что он кристально чист перед законом и не положил в тару больше разрешенных 0,9 %. А поскольку рецептура не указывается, под предлогом сохранения технологической тайны производства, то доказать, что в купленном вами кетчупе ГМО не превышает предельно допустимые нормы нереально. И так во многих продуктах.

Если вы считаете, что это касается только продукции растениеводства, поспешу вас разочаровать. Животные на откорме, то есть "будущее мясо" питаются ГМО гораздо в больших количествах, чем мы. Почему? Все просто — животным всё равно что есть. Они не задумываются о том, съели они стопроцентно модифицированный продукт или только наполовину. И самый главный фактор, ГМО корма обходятся намного дешевле. А если вспомнить, что кукуруза, рапс и люцерна (которая считается универсальной кормовой культурой) в пятерке лидеров по вмешательству в генный код и валовому производству, то... вывод напрашивается сам собой.

Во время подготовки материалов для статьи самым неприятным для меня открытием стало то, что и с детским питанием не всё так чисто и прозрачно. На законодательном уровне, конечно же существует строгий запрет на использования ГМО. Но, если посмотреть правде в глаза, то организмы-мутанты просто Не могут туда Не попасть.

Опять-таки потому что нельзя физически проверить, используется ли модифицированный продукт или нет. По внешнему виду это сделать невозможно, а чтобы проверить всё детское питание, без исключений, то на лабораторные опыты никакого бюджета страны не хватит.

К слову, некоторые крупные корпорации мирового масштаба по производству детского питания (не буду называть их, чтобы это не расценивалось как пиар) вкладывают немало денег в дальнейшее развитие генной инженерии. Как думаете, зачем им это нужно? Из любви к науке?

Признаюсь, мне очень хотелось бы закончить статью на мажорной ноте, но не получается. Даже если закрыть глаза на глобальную проблему под названием ГМО, проблема сама по себе не исчезнет.

Можно сказать даже больше. Никакая активная борьба "против" модификации генома и "за" натурпродукты — положительного результата не даст. Хотя бы потому с момента внедрения прошло уже немало лет. Количество опытов с вмешательством в ген и количество выращенной на их основе еды просто огромное. Разобраться сейчас, какая еда "появилась из пробирки", условно говоря вчера, у какой предки были из пробирки, а какая сама по себе выросла – нереально.

А ведь это я ещё до семенного фонда не добралась! По нему, скорее всего учёные-генетики тоже прошлись широким охватом.

Хотим мы этого или нет, я, моя семья, и вы тоже, ежедневно употребляем в пищу продукты содержащие модифицированное сырьё. И пока последствия этого неизвестны никому: ни Высшим силам, ни науке.

Не знаю как вам, мне хочется верить в радужное будущее. Оставлю футуристические прогнозы о том, кем мы можем стать, питаясь ГМО в качестве идей для писателей-фантастов. В моих книгах точно будет счастливый финал: люди приобретут суперспособности, появится V группа крови, или ещё что-то придумаю хорошего и полезного, того, что подарит надежду...

Впрочем, это уже совсем другая история...