Если понаблюдать за тем, как ребёнка кормят в детстве, можно многое довольно достоверно предположить о привычках этого ребёнка во взрослом возрасте.
Еда, она очень про жизнь. Голод — это потребность в еде. То, как эта потребность удовлетворяется, о многом может рассказать. Дело в том, что обычно то, что мешает удовлетворять одну потребность, обычно мешает удовлетворять и другие, как мы подходим к удовлетворению одной потребности, так же обычно обходимся и с другими.
Чтобы воспитать ребёнка, который будет бояться обидеть других и ловко станет наступать себе на горло, лишь бы никто не расстроился, родителям достаточно при кормлении включать манипуляцию под названием «Я так старалась, готовила, а ты не ешь. Я буду очень грустить и страдать».
Чтобы воспитать ребёнка, которому будет очень сложно бросать начатое, даже если оно ему уже поперёк горла, даже если оно ему не подходит, будь то ненавистная учёба, работа или деструктивные отношения, достаточно заставлять его доедать до последней ложки всё-всё-всё, игнорируя попытки ребёнка доказать, что он сыт или не любит то, чем его пытаются накормить.
Чтобы воспитать ребёнка нечувствительным к себе, не понимающим, как ему, что ему нравится, что не нравится, что подходит, что — нет, достаточно игнорировать все попытки ребёнка заявить о своих вкусовых предпочтениях. «Мало ли, что тебе не нравится. Ешь, что дают, и не выкаблучивайся!» Или можно добиться той же цели проще — кормить под мультики, под шутки-прибаутки, чтобы ребёнок сам не заметил, как ненавистная каша закончилась.
Чтобы ребёнок в будущем был твёрдо уверен, что любое хорошее всегда идёт в связке с очень плохим и неприятным, достаточно заставить его соблюдать правило о том, что пока суп не съеден до последней ложки, конфету нельзя. В будущем такому ребёнку очень сложно будет начинать путь к чему-то хорошему из-за страха, что перед хорошим неизбежно плохое.
Чтобы ребёнок боялся отойти хоть на шаг от типового жизненного сценария, нужно строго настрого придерживаться в питании режима и ни на йоту не отступать от него, даже если обстоятельства таковы, что логичнее продолжить прогулку, заменить сегодняшний суп пломбиром, отложить ужин на несколько часов...
Чтобы у ребёнка сформировалась толерантность к насилию и нечувствительность к нарушению границ (в обе стороны, кстати говоря), его достаточно насильно кормить.
Впрочем, идеальных родителей не существует. Большинство родителей действует в рамках своих ограничений, которые не всегда позволяют готовить каждому по вкусу, выбрасывать еду, посвящать ребёнку достаточно времени... Поэтому я больше хочу не про детей, а про взрослых.
А что про взрослых? А для взрослых у меня есть упражнение. Я предлагаю вспомнить, когда вы в последний раз продолжали есть то, что вам было невкусно. Вспомните сам эпизод и причину, по которой вы продолжали есть.
- Кто-то не отодвинул тарелку в гостях из опасений, что хозяева расстроятся, если увидят, что гость не оценил приготовленное.
- Кто-то продолжил есть в компании друзей, потому что все поголовно хвалили выбранное блюдо.
- Кто-то заплатил за еду существенную для себя сумму в пафосном ресторане, и не мог отодвинуть то, за что отдано так много денег.
- Кому-то было невозможно выбросить, потому что еду не выбрасывают.
- Кто-то выбрал наименее затратный путь — не готовить самостоятельно, а съесть то, что можно купить готовое в ближайшем магазине, пусть оно и невкусное.
- Кто-то, в принципе, не понимает, вкусно ему, не вкусно, что больше нравится, что — меньше.
Причин, как и ситуаций может быть много. Самых разных.
А теперь, когда вы точно вспомнили эпизод, когда продолжили есть то, что вам не подходит, попробуйте соотнести это со своей жизнью, вообще.
Вполне вероятно, что тот, кто боялся расстроить хозяев, не только отказом от еды боится расстроить других, а потому регулярно соглашается на то, что ему однозначно не подходит, лишь бы другие не страдали.
Вполне вероятно, что тот, кто побоялся отличаться на фоне друзей и в остальном периодически отказывается от того, что ему не подходит, лишь бы ни быть белой вороной.
Вполне вероятно, что тот, кто не смог отодвинуть то, за что заплатил очень дорого, не сможет и в остальном бросить то, во что уже вложено немало сил, времени и ресурсов, даже если давно понятно, что оно категорически не подходит.
Вполне вероятно, что тот, кто продолжил есть, потому что усвоил правило о том, что еду не выбрасывают, и в жизни опирается больше не на свои ощущения, а на правила извне.
Вполне вероятно, что тот, кто не стал лишний раз напрягаться, чтоб сделать себе вкусно, и в остальном выбирает лишний раз себя не утруждать, даже если реально улучшить свою жизнь.
Вполне вероятно, что тот, кто, в принципе, не понимает, вкусно ему, не вкусно, что больше нравится, что — меньше, не понимает не только с едой, но и с людьми, с работой, с погодой, с одеждой. Вполне вероятно, что такой человек плохо замечает свою усталость, боль, раздражение, свой интерес, своё тело, свои эмоции.
Что теперь с этим обнаруженным делать? Продолжать так же, обращая внимание на то, как устроен процесс.
Такие дела.