Современные бетономешалки являются неотъемлемой частью любого строительного процесса, но первые образцы подобных машин с установленной емкостью с бетонным миксером появились в СССР в 1938 году, когда в Киеве на базе шасси ЯГ-6 был создан проект С-49.
В процессе эксплуатации новинки строительной техники выявилось множество различных недостатков, включая неравномерность перемешивания и низкую подвижность машины.
Началась эпоха доработок, новых идей и проектов, которые привели к появлению самых распространенных в СССР бетономешалок.
СБ-92 на базе КрАЗ и МАЗ
СБ-92 была доработанным вариантом модели СБ-83. На базе КрАЗ эта бетономешалка имела емкость в 4 куб. метра, а при использовании на шасси МАЗ объем увеличивался до 5.5 куб. метров.
На тот момент технология уже позволяла готовить жесткие бетонные смеси, которые быстро доставлялись на строительные площадки благодаря надежным грузовикам.
Смешивание бетона обеспечивалась 50-сильным мотором. Впервые внутреннее оперение барабана было выполнено с винтовым профилем и плоскими лопастями.
В конце 70-х годов СБ-92 перекочевала на шасси грузовика КамАЗ-5511 в формате СБ-92-1, которое отличалось большей практичностью в эксплуатации и надежностью.
Емкость составляла 4 куб. метра. Показатель ежегодного производства авто-цементовозов вырос до показателя в почти 500 единиц.
Развитие отрасли и появление Туймазинского завода
В 1977 году впервые заработал Туймазинский завод, который полностью профилировался на выпуске цементовозов с бетономешалками.
Тогда же была выпущена тестовая модель СБ-113. С 1980 года завод начал массовое производство строительной техники различных моделей со смесителями для разных типов растворов.
Параллельно на Каменском механическом заводе началось производство лицензионной копии немецких машин компании «Штеттер».
Преимущественное большинство продукции предназначалось для зарубежного рынка – ежегодно до 1000 единиц уезжало заграницу, тогда как на внутренний рынок поставлялось около 200 единиц техники.
Наиболее распространенными и востребованными моделями были СБ-159 с гидравлическим приводом на базе КамАЗ-5511 и СБ-127 на базе КрАЗ-6505.
Последний отличался повышенной емкостью, которая достигала шести кубов и активно использовалась на масштабных стройках.