Качественный и недорогой коньяк — редкость для российского сегмента. Этот напиток привлекает многих своим изысканным и многогранным вкусом, мягким ароматом карамели, иногда — мёда и фруктов с утончёнными нюансами дыма и древесины.
Недобросовестные производители могут использовать самое дешёвое сырьё и ставить на свою продукцию низкий ценник, но заявлять о превосходном качестве своего продукта и даже его принадлежности к именитым коньячным брендам. Это обман покупателей, который может привести к печальным последствиям. Разбираемся, как отличить настоящий коньяк от фальсификата.
Противоречивый СССР: борьба с пьянством и наращивание производства алкоголя. Как возник фальсификат?
Советское время. 1920-1960 гг.
В СССР производство алкоголя уверенно развивалось вплоть до перестроечных годов, пока не начала набирать обороты антиалкогольная компания. А до перестройки советские производители стремились зарабатывать на алкоголе не только путём наращивания внутреннего потребления, но и с помощью экспорта в социалистические страны.
Углубимся в прошлое. После революции, несмотря на то, что официально государство порицало пьянство и пропагандировало образ непьющего коммуниста, так как алкоголь – буржуазный пережиток, страна на нём активно зарабатывала. Так в 1928 году с продаж спиртного государство выручило 728 млн ₽, а это 12% доходной части бюджета. При этом на коньяк и водку пришлось 139 млн ₽.
После войны это противоречие только усилилось. В 1950-ые годы в кинотеатрах демонстрировали фильмы, порицающие злоупотребление алкоголем, и одновременно советская власть наращивала темпы его производства.
После 1958 года водка, как и любой другой алкоголь, вырастает в цене. В конце 1958 года ЦК КПСС принял постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Любопытно, что сам Никита Хрущёв, который преподнёс под Новый год советским гражданам такой «подарок», очень даже уважал и водочку, и коньяк.
Тем не менее купить бутылку даже самой дешевой беленькой тогда стало довольно трудно. Её цена поднялась до 21 руб. 20 коп. Ответом стал обычай «соображать на троих». Позднее, когда в 1961 году произошла денежная реформа, цену на водку установили в 2 руб. 87 коп. Теперь советские труженики «скидывались» по рублю. Сдачи с трёшки хватало еще на плавленый сырок, что история донесла до нас в множестве фильмов и анекдотов.
Юрий Поляков, писатель и редактор «Литературной газеты», отмечает большую выручку с продаж алкоголя, наряду с кинопрокатом, эти отрасли являлись мощнейшими статьями дохода. Поэтому государство, отмечает эксперт, было заинтересовано в том, чтобы увеличивать темпы производства и продаж алкоголя.
Прежде, чем мы перейдём к современному коньяку, хотим сделать оговорку. Фальсификат присутствует на любом рынке, и в сфере алкоголя он начался именно с водки — её проще всего подделать. О том, как это было, рассказываем дальше.
Особое место с 1950-х годов занимали в советском экспорте крепкие напитки — водка «Столичная», например. В других странах её можно было встретить под марками «Stolichnaya», «Stoli», которая конкурировала с эмигрантской «Smirnoff». Сбытом занимались предприятия «Союзплодоимпорт» и «Продинторг». Кроме «Столичной», на международный рынок поставлялись «Столовая», «Московская», «Крепкая», «Русская».
Русскую водку и икру поставляли в множество стран, в том числе в ГДР, Чехословакию, Китай, Австрию, Бельгию, Великобританию, Италию, Канаду, Нидерланды, США, ФРГ и другие. Экспорт продовольствия из Советского Союза к концу 1970-х достиг $1,5 млрд.
Бандит из 1950-х. Винзаводы и появление «своих ребят»
Однако ограничения на продажу алкоголя всегда стимулировали и преступную деятельность. Одно из самых громких дел в 1950-х годах было связано с потоками денег, которые лились в руки заместителя начальника крупного винзавода Николая Мирзоянца. Он руководил производством алкогольной продукции Кавказа и Молдавии. Особое положение позволяло ему получать большие деньги, не пачкая рук: он назначал на должности директоров новых винзаводов тех людей, которые «давали ему на лапу» или платили «откат». Суммы могли достигать нескольких сотен тысяч рублей.
Но гражданину Мирзоянцу было мало. Вместе с Тенгизом Алабидзе, который руководил вино-водочным заводом в Куйбышеве, была разработана новая схема обогащения: надёжная, как швейцарские часы. Ведущие предприятия получали бочки с виноматериалом, в котором содержание сахара и спирта было достаточно высоким, что позволяло производить неучтённую продукцию». Её сильно разводили водой и продавали. Лишние бутылки наравне с легальными алкогольными напитками попадали на магазинные полки и в заведения общепита. В основном, «свои» любителей лёгкой наживы, где велась «чёрная» бухгалтерия. Выигрывали от этой схемы все.
В масштабах Советского Союза бутлегеры заработали астрономические суммы, по разным данным их доход составил от 10 до 200 млн ₽. Но теневой бизнес всё же довольно быстро обратил на себя внимание правоохранительных органов, и вскоре все были арестованы. В 1952 году состоялся суд.
Ближе к нашим дням. Попытки сдержать «Страну подполья».
В народе сложилось устоявшееся мнение, что водка, продаваемая за рубеж, была намного качественнее той, которая продавалась внутри страны.
Это привело к тому, что ближе к 1990-му оборот продаж советской водки вышел на объёмы $3,5 млн в год.
Когда водка и шампанское стали дорожать, началась жёсткая антиалкогольная кампания, предприимчивые граждане стали готовить самогон — подпольно, тайно. Потому что даже за разобранный аппарат могли сделать в лучшем случае выговор.
Метод подделки коньяка был придуман ещё в СССР и используется до сих пор. По всем характеристикам получаемый продукт может быть идентичен трёхлетним коньякам. Недобросовестный производитель покупает бочку качественного алкоголя, из которой берёт условную одну единственную каплю, чтобы добавить её в свой, созданный по ускоренному методу коньячный дистиллят, полученный при высокой температуре на дубовой щепе.
Свобода контрафакта. 1990-ые
С 1990-х началось развитие подпольных водочных предприятий. Свобода предпринимательства и безработица толкали многих на неожиданные и порой не самые честные способы заработка. Тогда пили все: и интеллигенция, и работяги. В то время особой популярностью пользовался Владимир Брынцалов — владелец фармацевтической компании «Брынцалов-А», который позже даже баллотировался на пост президента России, а в период 1995-2003 гг. был депутатом Государственной Думы. Он производил треть лекарств в стране, а также водку «Ферейн». А самым его популярным продуктом была спиртовая настойка «Боярышник». Она не облагалась НДС и продавалась в свободном доступе. Стоила она дёшево, поэтому и пользовалась спросом.
А водка к тому времени почти исчезла с полок, магазины стояли пустыми. Спиртные напитки продавались в строго определённое время, а люди в очередях могли терять своё достоинство, лишь бы получить «змеиный эликсир». Ситуация изменилась, когда Борис Ельцин снял госмонополию на производство водки. И её стали делать, завозить, продавать все желающие – были бы деньги. Оживилась при этом и Грузия, которая наладила поставки дешёвого спирта из Турции, а затем переправляла его в Россию.
Дешёвый спирт не отличался высоким качеством и позволял сократить производственные затраты. Самый известный пример — «Royal», продававшийся в литровых бутылках. Вокруг этого бренда ходит множество слухов, наибольшей популярностью пользуются две версии: что он принадлежит американской компании «Cabo Distributing Company», которая увидела перспективы в российском рынке, и вторая, что наши «умельцы» эффективно подделывали продукцию американского бренда с использованием дешёвого спирта. Аналогичная ситуация была с немецкой водкой «Rasputin», которую наши «умельцы» подделывали. И в сети можно даже найти рекламу, которая об этом сообщает через главного персонажа, маскота — «водка Распутин стала настолько популярная, что кое-кто стал использовать моё имя и копировать этикетку…»
С водки тогда всё и началось. Контроль алкоголя ближе к распаду СССР и после него ослаб, не было таких надзирательных органов, как сейчас, которые могли бы этому препятствовать. А если и были, проблему решали взятки. Меры предприняли поздно, когда подпольные организации уже разрослись — начались «облавы», громкие дела.
В среднем на одного жителя России в 90-ые приходилось 24 л спиртосодержащих напитков в год. Для сравнения, в 2021 году на одного человека приходилось 9 л алкоголя — почти в три раза меньше.
Контрафакт как на водку, коньяк, как и на любую другую алкогольную продукцию расцветал семимильными темпами. И водка — лишь базовый пример. На подделках коньяка до сих пор многие зарабатывают большие суммы денег, но в то время, когда контроль был минимальным, этих случаев было гораздо больше. А маржа была огромной, и остаётся высокой сейчас.
Подделка коньяка сейчас. Как это происходит?
Проблема подделок коньяка и других спиртных напитков решается в последние годы с переменным успехом. Такие организации, как «Роскачество», «Честный Знак» и система «ЕГАИС» позволяют контролировать поступающую в магазины продукцию.
За комментарием к текущей ситуации на современном рынке коньяка мы обратились к эксперту — заместителю начальника отдела по виноградарству и винодельческой промышленности Минсельхоза Краснодарского края, Эмилю Минасову. Он отметил следующее:
«В России производят 10 млн дал коньяков в год, из них 8 млн дал — не понятно, из чего».
При этом сырьё может использоваться как отечественное, так и импортное. Согласно оценке эксперта, в Армении коньяка производят в 2 раза больше, чем выращивают винограда. При этом он остаётся одним из самых популярных в России.
Как отличить настоящий коньяк от поддельного?
Качество настоящего коньяка определяют следующие факторы: естественная природа коньячного дистиллята, выдержка в дубе и её продолжительность, а также крепость от 40%. Нормативными документами не подразумевается использование для выдержки эмалированных ёмкостей. Коньяк созревает либо в дубовых бочках или бутах, либо в резервуарах с дубовой клепой.
В традиционном французском коньяке используются автохтонные сорта винограда — Уни Блан, Коломбар, Фоль Бланш. В армянском — Кангун, Ркацители, Воскеат, Бананц и другие.
Особенный вкус коньяку придают компоненты, которые образуются во время брожения и дистилляции, и развиваются в течение выдержки в дубовых бочках. Как во Франции, так и в Армении существуют свои строгие регламенты, по которым производится коньяк.
Поддельный и настоящий коньяк, на самом деле, не так сложно отличить друг от друга визуально.
С большей вероятностью и не во всех случаях, этикетки на поддельных коньяках будут наклеены криво, может быть другой дизайн и другое название, похожее на звучание любимого бренда. Такие производители будут экономить на пробках. Некоторые производители используют фирменную гравировку на своей продукции, которую можно прощупать через «наклейку».
Подделка коньяка может визуально напоминать оригинал, но она будет отличаться более дешёвым дизайном. Подпольным организациям и нечистым на руку производителям невыгодно тратить большие суммы на качественную тару, печать этикетки, пробку, оболочку. Как правило, всё делается из самых доступных материалов в обход нормативных документов.
Итак, настоящий коньяк:
- Сертифицирован;
- Зарегистрирован в системе ЕГАИС;
- Выдержан не менее 3 лет;
- Обладает тягучей консистенцией.
Как уже было сказано, недобросовестным производителям невыгодно делать качественную подделку. Это просто фальсификат, который лишь отдалённо напоминает коньяк — его консистенция будет более жидкой, в нём могут присутствовать различные примеси, а о вкусовых и ароматических свойствах и говорить нечего. Более того, подделка может быть опасна для здоровья, если в составе окажутся опасные вещества, например, метанол.
Как государство решает вопрос?
В последние годы в России наладилась система регуляции алкогольной продукции. Действуют различные организации, которые могут подтвердить её качество: например, «Роскачество», «Честный Знак», система ЕГАИС, Росалкогольрегулирование (с 1 сентября – Росалкогольтабакконтроль). Государством были также введены меры, позволяющие проверять алкоголь прямо на месте в магазине. Например, в июле 2023 запустили сайт «Единого социального портала алкогольного рынка», на котором можно проверить информацию о любом алкоголе, сообщить о нарушении, а также проверить сведения, нанесенные на федеральные специальные и акцизные марки.
По данным одного из последних исследований «Роскачества», у 12 из 23 исследованных коньяков (52%) присутствовали признаки фальсификации спиртами невиноградного происхождения, что является нарушением ФЗ № 171.
Продукция 12 марок не соответствует нормативным документам и Стандарту Роскачества. Среди них коньяки трёхлетней выдержки «Старейшина», «Киновский», «МВКЗ», «Три звёздочки» (Нижний Новгород), «Три Звёздочки» (Татарстан), «Золотые купола», «Альтаир», «Шато Темрюк», «Крепость Кизляр», «Император», «Шустов» (2015 г. урожая), а также коньяк пятилетней выдержки «Father’s Old Barrel».
Эксперты отмечают, стоимость — не главный критерий отличия настоящего коньяка от поддельного. Недорогие образцы могут быть произведены на российском сырье и соответствовать требованиям ГОСТа. По результатам исследования наиболее качественными оказались коньяки Ставрополья, Крыма и Дагестана.
Поделитесь своим опытом, довелось ли вам сталкиваться с поддельным алкоголем? Попадались ли вы в «ловушку»? Что думаете о российском, армянском и французском коньяках?
Дорогие читатели, ваши лайки, мнения и комментарии помогают делать наш контент лучше. Делитесь своими мыслями и впечатлениями, мы с нетерпением ждём их!
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе новостей в мире алкоголя.