Слово "рюмер" русским человеком воспринимается как "самец рюмки". И это недалеко от истины: ведь рюмка маленькая, а рюмер (на самом деле "рёмер") - весьма вместительный бокал!
Очень красивые кубки нежного зелёного цвета украшают огромное количество натюрмортов голландских мастеров 17-18 вв.
Эти прекрасные зелёные бокалы так и называют - "голландское стекло". При этом исторически основную массу зелёного стекла производили вовсе не в Нидерландах, а в северной части Германии. По данным некоторых источников - ещё со времён Римской империи. И зовётся оно там не голландским, а лесным стеклом (нем. Waldglas).
Лесное стекло, известное ещё римлянам, пользовалось огромной популярностью как раз из-за своей диковинности и, как это ни удивительно, прочности. Для его изготовления нужны были особенный кварцевый песок с небольшим содержанием ила, который водился только у лесных озёр, рек и ручьёв. И породы дерева, которые росли именно в дождливой и холодной части Европы.
Характерный зелёный цвет получался благодаря природному содержанию оксида железа в древесном пепле, который при плавлении песка добавляли в смесь. При этом, чтобы получить 1кг специального белого пепла (дерево жгли, а древесный пепел промывали с помощью проточной воды, чтобы получить именно поташ - карбонат калия), нужно было сжечь 750 кг древесины. Таким образом, всего лишь одна стеклодувная изба в лесу расходовала на отопление, изготовление пепла и стекла от 20 до 30 гектаров леса в год! Неудивительно, что стоила такая посуда баснословно дорого.
С развитием "оседлого" кустарного производства лесного стекла в Европе стали появляться типичные для того или иного региона изделия. И если обычные бокалы для напитков имели самую простую форму, более дорогие варианты украшались налепкой в виде капель или листиков. Например, так называемый краутштрунк (Krautstrunk) обязан своему названию внешним видом из-за цвета и налепов в виде вытянутых листьев. Потому что в переводе с немецкого 'краутштрунк' означает - травяной стебель. Этот бокал использовался в хозяйстве для распития вина или пива в 15 в. и производился на территории сегодняшней Германии.
За Краутштрунком последовала более утончённая форма бокала под названием Беркемейер (нем. Berkemeyer) — бокал для вина с цилиндрическим основанием и конусообразной чашей, распространённый в Германии и Нидерландах 16-17 вв.Это имя происходит от немецкого слова Birke - берёза, потому что изначально бокалы такой формы изготавливали из неё. Вот, например, ниже в работе Питера Класа "Натюрморт с большим беркемейером и золотыми карманными часами", изображён типичный средневековый Беркемейер с налепами в виде капель, вытянутых как листики у Краутштрунка на ножке.
Налепы эти имели как декоративную функцию, так и практическую, чтобы бокал не выскальзывал из жирных от еды пальцев (если помните, есть столовыми приборами - вилкой и ножом - в Италии начали около 17 в., а в остальной Европе только в 19 в.
На смену Беркемейеру пришёл так называемый Рёмер (нем. Römer - в переводе с немецкого означает 'римлянин') — бокал для вина на ножке из лесного стекла. Ниже типичный Рёмер из лесного стекла изображён на картине Питера Класа. Первоначально разница между Беркемейером и Рёмером была незначительной. Своим названием Рёмер обязан форме кубков, которые использовали богатые римляне для вина - такая своебразная дань Античности.
Надо заметить, что у подобных кубков даже специальная позолоченная подставка имелась - держатель для руки. На картине «Натюрморт с серебряным кувшином», Виллема Кальфа рёмер стоит именно в ней. И бравый горожанин 17 в. с картины Бартоломеуса ван дер Гельста тоже держит именно его!