Найти тему
11,1K подписчиков

Спецагент Палеха в Дулёве Хренов Н.А. (1912-1994).

588 прочитали

В данной статье представляю одного из ведущих художников Дулёвского фарфорового завода периода СССР Николая Александровича Хренова (1912–1994). Мастер был родом из Палеха, родился в семье потомственного иконописца Александра Александровича Хренова. В 1929–1930 гг. учился в Артели древней живописи у Н.М. Зиновьева, народного художника СССР, проработавшего в Палехской профшколе. После окончания обучения (в середине 1930-х гг.) поступил на работу художником на Дулёвский фарфоровый завод.

Вот как описан период становления Н.А. Хренова как художника в заметке "Николай Хренов" рубрики "Художники нашего завода" в дулёвской заводской многотиражке "Новатор" от 11 сентября 1959-го года (автор Б. Белов):

"В 30-х годах группа палешан по инициативе А. М. Горького была приглашена на Дулёвский завод. Один из них послал приглашение Н. А. Хренову, вернувшемуся в это время из рядов армии. Так, почти 30 лет тому назад, приехал в Дулёво Николай Александрович Хренов и стал завод для него родным домом.
Отсюда он ушёл в действующую армию, освобождал Западную Украину, дрался с белофинами и фашистами. А когда после ранения и контузии был он демобилизован, то снова потянуло его не в Палех, а в Дулёво."

Действительно, М. Горький интересовался Палехом, как искусством, имеющим древние корни, и всячески опекал промысел.
Действительно, М. Горький интересовался Палехом, как искусством, имеющим древние корни, и всячески опекал промысел.

Палех - древнее село Ивановской области. Некоторые краеведы полагают, что известно оно чуть ли не с IX-го века. С XVII-го века село стало одним из центров русской иконописи. Принадлежало роду Бутурлиных. Считается, что манера Палеха создавалась под влиянием многих русских школ, в частности, новгородской, ростово-суздальской, строгановской и др. В любом случае, как и все перечисленные школы, корнями она уходит к иконописи Византии, которая в свою очередь являлась частью Римской эстетики, сформировавшейся под непосредственным влиянием культуры Древней Греции (Эллинская культура). Поэтому мы видим в росписи сложные вьющиеся растительные узоры (буквально - как у вьюнка или горошка), характерные тонкие и удлинённые конечности в сравнении с плотным телом у всех живых существ ("...и ускакала на длинных и тонких ногах...") и часто - многофигурные композиции. Когда в связи с жёстким отрицанием любых религий (и прежде всего - Православия!) со стороны политического послереволюционного руководства РСФСР иконописные мастерские прекратили свою деятельность, мастера иконописи в 1924-м году организовали артель по росписи шкатулок и прочих предметов из папье-маше, покрытых чёрным лаком. Известно, что М. Горький опекал промысел, и советовал художникам Палеха попробовать свои силы на поприще фарфоровой росписи.

Шкатулка "Интернационал", 1931. Автор рисунка Зиновьев Н.М., автор-исполнитель Хренов Н.А. Материалы: папье-маше, лак, темпера, золото сусальное, живопись миниатюрная. Инв. номер НЛП-285. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, Делегатская ул., д.3 (Дом графа Остермана). Не буду касаться болезненной темы - как такая роспись может трактоваться с точки зрения Православия...
Шкатулка "Интернационал", 1931. Автор рисунка Зиновьев Н.М., автор-исполнитель Хренов Н.А. Материалы: папье-маше, лак, темпера, золото сусальное, живопись миниатюрная. Инв. номер НЛП-285. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, Делегатская ул., д.3 (Дом графа Остермана). Не буду касаться болезненной темы - как такая роспись может трактоваться с точки зрения Православия...

Всё творчество Н.А. Хренова показывает перспективность палехской манеры росписи по фарфору, хотя она и упирается прежде всего в сложность обучения новых поколений художников - как следствие сложности самой манеры. Интересны послевоенные работы художника. Это сервизы, созданные на форме С-1 (автор-скульптор - Ева Штрикер). Смотрим галереи с предметами сервизов "Ветки ели" и "Украинский орнамент" от 1950-го года.

Молочник сервиза "Украинский орнамент", 1950. Роспись надглазурная, крытье, позолота, трафарет. Размеры: высота 10,0 см. Поверхность тулова синяя с красными, желтыми и зелеными цветами и листьями. Ручка-петля белая. Отводки золотом. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Фото взято из свободного доступа в интернете.
Молочник сервиза "Украинский орнамент", 1950. Роспись надглазурная, крытье, позолота, трафарет. Размеры: высота 10,0 см. Поверхность тулова синяя с красными, желтыми и зелеными цветами и листьями. Ручка-петля белая. Отводки золотом. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Фото взято из свободного доступа в интернете.

Наиболее яркий период его творчества, как видится из нынешнего далека, связан с 1950-ми годами. Как раз в это время в фарфоре приветствуется сложная роспись уровня высокого искусства. Из под его кисти выходят предметы, достойные лучших музеев мира. В эти годы Н.А. Хренов расписывает вазы, чайники-гиганты и целые сервизы.

Чайник-гигант (доливной) в росписи "Бабочки в цветах" 1951-го года. Находится в Государственном музее керамики в Кусково. Инв. номер ФР 18224.
Чайник-гигант (доливной) в росписи "Бабочки в цветах" 1951-го года. Находится в Государственном музее керамики в Кусково. Инв. номер ФР 18224.
Ваза "Жар-птица", 1960. Автор росписи Н.А. Хренов, автор формы П.В. Леонов. Государственный Центральный музей истории России (бывш. Музей Революции, Москва, Тверская ул., 21). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ваза "Жар-птица", 1960. Автор росписи Н.А. Хренов, автор формы П.В. Леонов. Государственный Центральный музей истории России (бывш. Музей Революции, Москва, Тверская ул., 21). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ваза "Садко", 1961. Автор росписи Н. Хренов, автор формы П.В. Леонов. Данное изображение уже приводилась в статье, посвящённой дулёвскому фарфору 1950-х гг. (периода СТАЛИНСКОГО АМПИРА). Хотя ваза создана в 1961-м году, но в эстетике ближе к "пятидесятым". Государственный Центральный музей истории России (бывш. Музей Революции, Москва, Тверская ул., 21). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ваза "Садко", 1961. Автор росписи Н. Хренов, автор формы П.В. Леонов. Данное изображение уже приводилась в статье, посвящённой дулёвскому фарфору 1950-х гг. (периода СТАЛИНСКОГО АМПИРА). Хотя ваза создана в 1961-м году, но в эстетике ближе к "пятидесятым". Государственный Центральный музей истории России (бывш. Музей Революции, Москва, Тверская ул., 21). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Очень интересна роспись предметов столового сервиза 1956-го года, хранящихся в Новосибирском государственном художественном музее.

Блюдо "Охота", 1959.

Блюдо "Охота", 1959. Роспись  - в чисто палехской иконописной манере: многофигурная композиция со всадниками на конях, скачущих "на длинных и тонких ногах", оленями, и  с роскошным растительным узором. Государственный центральный музей современной истории России (бывш. Музей революции, Москва, Тверская ул., 21).
Блюдо "Охота", 1959. Роспись - в чисто палехской иконописной манере: многофигурная композиция со всадниками на конях, скачущих "на длинных и тонких ногах", оленями, и с роскошным растительным узором. Государственный центральный музей современной истории России (бывш. Музей революции, Москва, Тверская ул., 21).

"Три поездки Ильи Муромца" - это не набор из трёх блюд, как некий читатель мог бы подумать - это название народного сказа, в котором есть, кроме всего прочего, и вот такие строчки: "Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: "Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть". Призадумался Илья Муромец: "На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, некому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!" И поехал он по дороге, где убитому быть..." Вдохновлённый данным эпизодом сказа, Н.А. Хренов создаёт серии блюд, тарелок и панно с похожим рисунком... Смотрим галерею ниже...

В похожей эстетике сделана роспись "Морозка" (по известной сказке)

Считается, что Н.А. Хренов поднаторел в росписи на темы, навеянные сказками А.С. Пушкина. Ещё в 1930-е годы он расписал сервиз по сказке "Золотой петушок". Всего было сделано 16 рисунков - свой для каждого из предметов сервиза. Затем были работы "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Золотая рыбка", "Сказка о царе Салтане"... К сожалению, изображений этих работ я в нете не нашёл или нашёл, но не надлежащего качества. Это не значит, что их не сохранилось, и в качестве доказательства (и практически чуда!) один из читателей (с ником "андрей ч.") предоставил фото двух предметов от Н.А. Хренова из собственного собрания в росписи сказок. В обоих произведениях очень хорошо просматривается палехская школа. Читатель не уточнил, к каким именно сказкам (сказам) роспись относится. Но догадаться несложно. Смотрим (галерея ниже)...

Следующая работа - панно под названием "Иван-царевич" 1960-х гг. Подобное панно (вариант) было оценено в 10000$. Под высоким сказочным деревом сидит Иван-царевич с пером от Жар-птицы в руке, и с изумлением глядит на Жар-птицу, парящую над деревом. Слева видны дворцовые постройки. Справа - сказочные растения.

Панно "Иван-царевич", 1960-е. Размеры: 91*62*1 см. Инв. номер П-200. Муниципальное автономное учреждение культуры "Новокузнецкий художественный музей". Фото взято из свободного доступа в интернете.
Панно "Иван-царевич", 1960-е. Размеры: 91*62*1 см. Инв. номер П-200. Муниципальное автономное учреждение культуры "Новокузнецкий художественный музей". Фото взято из свободного доступа в интернете.

А это - блюдо "Жар-птица", 1974.

 Жар-птица, 1974. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Жар-птица, 1974. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Интересна роспись сервиза "Изумрудный", созданного Н.А. Хреновым на фасоне "Тюльпан" в 1972-м году, о чём свидетельствует авторская маркировка. Подглазурное крытьё синего кобальта соединяется со сложной надглазурной росписью и богатой позолотой.

Предметы росписей "Дачный" и "Малинка" 1980-х годов.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .

"Слово о полку Игореве" (набор из семи тарелок), 1974. Автор - Н.А. Хренов. Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств".
"Слово о полку Игореве" (набор из семи тарелок), 1974. Автор - Н.А. Хренов. Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств".