Завершает цикл о модификациях многоцелевого самолета Люфтваффе FW.190 ставшая уже традиционной статья о некоторых асах, летавших на описываемой машине.
Асы истребителей FW.190
Kittel Otto (267 побед на Востоке)
Унтер-офицер Отто Киттель участвовал в воздушных боях с лета 1941 г.; в составе JG-54 воевал под Ленинградом. В декабре 1942 эскадра перевооружилась с Bf.109 на FW.190А, и в январе 1943 Киттель одержал первую победу на этом самолете (30-ю в его личном списке). В октябре 1943 за 100 заявленных побед летчик получил Рыцарский крест и офицерское звание, после чего его перевели на инструкторскую работу. Вновь на фронт Киттель вернулся в марте 1944 - стал командиром эскадрильи 3/JG-54. Вскоре он был сбит и попал в плен, но через несколько дней сбежал; после возвращения получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. В августе Киттель заявил о 200-й победе, и был награжден Рыцарским крестом с Мечами. В феврале 1945 погиб при атаке на группу советских штурмовиков Ил-2; к тому времени на его счету были записаны 267 сбитых самолетов.
Rudorffer Erich (222 победы на Западе и Востоке)
Эрих Рудорффер вступил в войну весной 1940 г., и до того, как в ноябре 1942 пересел с Bf.109 на FW.190, одержал на Западе 48 побед, за что получил Рыцарский крест Железного креста. Отправившись вместе со своим полком в Африку, командир эскадрильи 6/JG-2 Рудорффер одержал над песками Туниса еще 26 побед, причем летчик заявил, что 15 из них были сбиты всего за два дня. Летом 1943 назначенный командиром полка II/JG-54 Рудорффер оказался на советско-германском фронте. Воюя под Ленинградом, Рудорффер продолжил заявлять о серийных победах: по 7, 8, и даже 13 сбитых советских самолетов за день. Однако документальных подтверждений этим победам нет; так что, насколько реальны были объявленные летчиком успехи, сказать трудно. Тем не менее в апреле 1944 за записанные ему 134 победы Рудорффера наградили Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Продолжая в том же духе, Рудорффер в октябре доложил о своей 200-й победе. В январе 1945 он был удостоен Мечей к Рыцарскому кресту и назначен командиром воевавшей на Западе группы I/JG-7, вооруженной реактивными истребителями Ме.262. До окончания войны Рудорффер сбил на «реактивщике» еще 12 самолетов, доведя свой счет до 222 побед (136 на советско-германском фронте, 26 – в Африке и 60 – на Западе).
Bär Heinz(220 побед на Западе и Востоке)
Судьба Хайнца Бэра довольно оригинальна. Сын крестьянина, мечтавший стать летчиком, он в 1930 г. получил лицензию частного пилота и нанялся на работу в гражданскую авиафирму Люфтганза. В 1935 был призван в военную авиацию и стал пилотом военно-транспортного Ju.52. Желая доказать начальству, что способен переучиться на истребителя, Бэр выполнил на этом тяжелом «трехмоторнике» мертвую петлю, за что получил «нагоняй» и направление в школу истребителей. Начало Второй мировой войны фельдфебель Бэр встретил рядовым пилотом Bf.109 эскадрильи 1/JG-51; первую победу одержал в сентябре 1939 г. А к середине 1943, когда повоевавшего над Францией, Англией, СССР, Средиземноморьем и Африкой майора Бэра перевели в ПВО Германии - летать на FW.190, на его счету числились уже 174 сбитых самолета. При этом карьера летчика развивалась неровно: его то повышали за заслуги, то понижали - Бэр не раз шел на конфликт с начальством, и отрицательно относился к национал–социализму (однажды он даже подрался с функционером НСДАП). Командуя истребительным полком II/JG-1, а затем авиадивизией JG-3, Бэр сбил над Германией 22 четырехмоторных бомбардировщика В-17 и В-24. В начале 1945 подполковник Бэр добровольно перевелся рядовым пилотом в отряд JV-44 опального генерала Галланда, который воевал на реактивных истребителях Ме-262, и до конца войны одержал на «реактивщике» 16 побед. Всего за войну Хайнц Бэр совершил более 1000 боевых вылетов и заявил, что сбил 220 самолетов противника (из них 96 советских, и 124 – французских, английских и американских); сам был сбит 18 раз.
Weiss Robert (121 победа на Западе и на Востоке)
Роберт Вайсс в 1939 г. был призван на службу в зенитную артиллерию, но вскоре перевелся в авиацию. В январе 1941окончивший летное училище Вайсс стал пилотом 6/JG-26, и принял участие в боях над Ла–Маншем. Первой победы он добился только после того, как в сентябре пересел вместе со своей эскадрильей с Bf.109 на FW.190. Весной 1943 Вайсс возглавил воевавшую на советско-германском фронте эскадрилью 3/JG-54, так же оснащенную FW.190. Ею Вайсс руководил до октября, пока его не назначили командиром 10/JG-54. В марте 1944 за 98 подтвержденных побед Вайсс был удостоен Рыцарского креста Железного креста, а в июле его назначили командиром полка III/JG-54.
В августе-сентябре 1944 группа Вайсса первой в Люфтваффе перевооружилась на самолеты FW.190D–9. Но 29 декабря 1944 г. Вайсс был сбит в воздушном бою в районе Мюнстера и погиб. Посмертно представлен к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями. Всего за время боевых действий Вайсс совершил 471 боевой вылет и сбил 121 самолет противника (в т.ч. 90 – на советско–германском фронте).
Buhligen Kurt (112 побед на Западе)
Курт Бюлиген участвовал в боях с июля 1940 г.; к ноябрю 1942, когда его II/JG-2 пересела с Bf.109 на FW.190А и отправилась в Тунис, на счету Бюлигена числилось 32 сбитых британских самолета, за что он был награжден Рыцарским крестом Железного креста. За 5 месяцев боев в Тунисе Бюлиген добился еще 40 побед. После поражения немцев в Африке вернулся на Западный фронт, и в июне 1944 одержал 100-ю победу. Всего Бюлиген сбил 112 британских и американских самолетов (из них 24 – четырехмоторных бомбардировщиков), а сам был сбит 3 раза. Закончил войну кавалером Рыцарского креста с Мечами и командиром эскадры JG-2.
Priller Jozef (101 победа на Западе)
Йозеф Приллер воевал на разных модификациях Bf.109 с сентября 1939 года. На рубеже 1941-1942 эскадра JG-26 первой перевооружилась на FW.190А; Приллер к тому времени возглавлял группу III/JG-26 и имел на счету 58 сбитых самолетов. С тех пор до конца войны он летал только на истребителях «Фокке-Вульфа» модификаций от А-2 до D-9, которые неизменно несли его персональную эмблему: карту «туз червей». В январе 1943 Приллер возглавил всю эскадру JG-26. Воевал только на Западном фронте. Закончил войну Йозеф Приллер со счетом в 101 победу (из них 11 – над четырехмоторными бомбардировщиками), и кавалером Рыцарского креста с Мечами.
Пилоты Та-152
Истребитель Та.152 был выпущен слишком поздно и в слишком малом количестве – этими самолетами успели вооружить лишь несколько звеньев, и участвовали в боях они слишком короткое время, чтобы добиться существенных успехов. Первые 6 истребителей Та.152 поступили в штабное звено эскадры JG-301 в начале марта 1945 г. В оставшиеся восемь военных недель пилоты этих Та.152 участвовали в боевых вылетах как на Западе, так и на Востоке. Они провели ряд воздушных боев с американскими, британскими и советскими истребителями, потеряв в схватках два самолета, и сбив не менее 12 машин противника. Пять из них — на счету обер-фельдфебеля Йозефа Кайля, который стал единственным асом Та.152; четыре - на счету обер-фельдфебеля Вальтера Лооса, а еще три самолета сбил обер-фельдфебель Вилли Решке.
Обер-фельдфебель Йозеф Кайль из штабного звена JG.301 участвовал в воздушных боях на FW.190 с 20 февраля 1945 г., и до того, как в марте пересел на Та.152, успел сбить над Германией 5 американских четырехмоторных бомбардировщиков В-17. На Та.152 он до окончания войны одержал еще 5 побед. Таким образом, имея на личном счету всего 10 сбитых самолетов, Йозеф Кайль стал единственным асом истребителя Та-152.
Обер-фельдфебель Вальтер Лоос служил в эскадрах JG.3 и JG.300, и до того, как его перевели на инструкторскую работу, одержал 38 воздушных побед (в том числе 22 – над четырехмоторными бомбардировщиками В-17). За эти успехи 20 апреля 1945 г. Лоос был награжден Рыцарским крестом Железного креста, и направлен в штабное звено JG.301. В этой части Лоос за последнюю неделю войны успел сбить 4 советских истребителя Як-9, став вторым по результативности пилотом истребителя Та.152.
Фельдфебель Вилли Решке все из того же штабного звена JG.301 до перевода в эту часть летал на Bf.109G-6 и FW.190A-8. На Та.152 Решке одержал первую победу 14 апреля 1945 г. – сбил британский «Темпест». Затем 24 апреля над Берлином Решке сбил 2 советских истребителя Як-9, доведя свой счет за войну до 27 воздушных побед. Из них 20 были одержаны над бомбардировщиками американцев и англичан.
Асы штурмовых версий FW.190
Alfred Druschel
Альфред Друшель участвовал в боях с сентября 1939 г., штурмуя наземные войска на устаревшем биплане Hs-123 в Польше, во Франции, на Балканах, а с июня 1944 г. – в СССР. Отряжая атаки советских истребителей, сбил 7 самолетов. В конце 1942 сменил устаревший биплан на штурмовой вариант FW-190. В июне 1943 г. Друшель стал командиром штурмовой авиадивизии Schl.G-1; к тому времени он уже был кавалером Мечей к Рыцарскому кресту. Сражался на Курской Дуге, под Харьковом и Изюмом. В ноябре 1943 г Друшель был переведен в инспекторы дневной штурмовой авиации; в декабре 1944 вернулся к боевой работе, возглавив штурмовую эскадру SG-4. А 1 января 1945 г. в ходе операции «Боденплатте» при штурмовке английских и американских аэродромов Друшель был сбит зениткой и погиб. К этому времени совершил 1.000 боевых вылетов.
Heinz Frank
Хайнц Франк с сентября 1939 г., летая на устаревшем биплане Hs-123 в составе штурмовой эскадрильи 5/LG-2, участвовал в Польской и Французской кампаниях. С июня 1941 - на штурмовой версии Bf.109E-4/B - в боях на советско–германском фронте. В начале 1942 Франк возглавил эскадрилью 3/Schl.G-1, и участвовал с нею в боях под Харьковом и Керчью. В сентябре 1942 после 500 боевых вылетов Франк был награжден Рыцарским крестом Железного креста, а в январе 1943 за 700 вылетов – Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. С марта по сентябрь 1943 Франк руководил подготовкой пилотов для эскадр непосредственной поддержки войск, а в октябре возглавил вооруженный версиями FW-190F и G полк II/Schl.G-1 (вскоре переименованный в II/SG-2), Летом 1944 его перевели командиром во вновь формирующийся полк IV/SG-151. В октябре 1944 Франк был ранен случайным выстрелом из пистолета, и умер в госпитале от большой потери крови. Всего за время боевых действий Франк совершил более 900 боевых вылетов на штурмовки, и сбил от 6 до 9 (по раным источникам) самолетов противника.
Hermann Buchner
Герман Бюхнер воевал с февраля 1942 г. на южном участке советско-германского фронта - в составе полка II/Schl.G-1, оснащенном бомбардировочными Bf-109Е-7/В и устаревшими бипланами Нs-123. После Сталинградского сражения полк перевооружили на штурмовые версии FW-190. В 1943 г. во время Курской битвы обер-фельдфебель Бюхнер был уже командиром звена. В январе 1944 г его полк, получивший после реорганизации название II/SG-2, отступил в район Кировограда, а позже - в Крым. Все это время Герман Бюхнер занимался штурмовками наступающих советских частей, нанося им ощутимые потери. После освобождения Крыма советскими войсками Бюхнер со своей частью перебрался в Румынию.
За время участия в боях Бюхнер был 5 раз сбит и дважды ранен. За время штурмовок советских войск он заявил об уничтожении 46 танков, 1 бронепоезда, 46 советских самолетов, сбитых им в воздушных боях. Это принесло Бюхнеру Рыцарский крест Железного креста и звание лейтенанта. В конце войны Бюхнера перевели в истребительный полк III/JG-7, летавший на реактивных Ме-262. Участвуя в обороне Рейха, Бюхнер уничтожил еще 12 американских четырехмоторных бомбардировщиков, заработав Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Всего совершил 631 боевой вылет (из них 27 – на реактивном истребителе), и заявил о 58 воздушных победах.
August Lambert
Инструктор летной школы Август Ламберт попал на фронт только в апреле 1943 г. В составе II/Schl.G-1 (впоследствии переименованной в II/SG-2), недавно пересевшей на штурмовую версию FW-190А-5/U3, он участвовал в Курской битве, а затем в боях на Крымском полуострове. В Крыму пилот 5/SG-2 Ламберт не только занимался штурмовками, но и постоянно ввязывался в воздушные бои, заявив за 3 недели более 70 побед (то и дело сообщал об уничтожении за день по 12, 14 и даже 17 советских самолетов). В мае 1944 за 90 воздушных побед Ламберту вручили Рыцарский крест. После падения Крыма Ламберт вернулся к работе инструктора, и вновь на фронт он попал только в последние недели войны – в качестве командира эскадрильи 8/SG-77. Погиб 17 апреля 1945 под Дрезденом: при попытке штурма пехотной колонны его эскадрилья была перехвачена 60-ю американскими истребителями Р-51 «Мустанг», и полностью уничтожена. К моменту своей гибели Август Ламберт совершил около 350 боевых вылетов, и на его счету числилось 116 воздушных побед.
Hans Ulrich Rudel
Ганс-Ульрих Рудель считается самым результативным асом германской штурмовой авиации. Практически он всю войну, вплоть до февраля 1945 г., провоевал на пикировщике Ju.87. Я уже рассказывал об этом летчике в статье Асы разных модификаций пикировщика Ju-87. Поэтому здесь я даю только изображение штурмового варианта его FW.190D-9, на котором Рудель в апреле 1945-го совершал вылеты на штурмовки с протезом вместо оторванной советским зенитным снарядом ступни левой ноги…
Модификации «Вюргера» FW.190 (01): ранние версии истребителя
Модификации «Вюргера» FW.190 (02). Парад вариантов
Модификации «Вюргера» FW.190 (03). Ударные варианты
Модификации «Вюргера» FW.190 (04): «Длинноносые»
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.