Фоке-Вульф FW.190 «Вюргер» был вторым по массовости самолетом Люфтваффе. Причем во время войны немцы пошли даже на снижение производства Мессершмиттов ради увеличения выпуска «Фоккеров». В результате при общем количестве выпущенных Bf.109 в более 30 тысяч экземпляров, поступивших в производство значительно позже FW.190 успели изготовить более 20 тысяч. Резкое расширение производства «Вюргеров» было связано с тем, что FW.190 оказался многоцелевым самолетом: он мог быть и истребителем, и истребителем-бомбардировщиком, и штурмовиком, и фоторазведчиком, и высотным перехватчиком, и ночным истребителем. Даже внешне этот «тупорылый» самолет с мотором воздушного охлаждения походил на бойца-тяжеловеса, для которого главное – нарастить мускулы. На этой машине не столько боролись за скорость, сколько усиливали вооружение, доведя его до такого состояния, когда даже один короткий залп «Вюргера» стал способен разнести в щепки любой тяжелый многомоторный бомбардировщик. Поэтому значительное количество живучих FW.190 в первую очередь применялось именно против тяжелых бомбардировщиков, в то время как «Мессеру» в основном доводилось драться с истребителями сопровождения. Однако также значительное число «Фоккеров» использовалось и для поддержки наземных войск: мощь их бортового вооружения и способность нести и использовать различные комплекты бомб делала имевшего довольно значительную бронезащиту FW.190 неплохим штурмовиком – недаром именно на этот самолет уже с середины войны массово пересаживали пилотов пикирующих бомбардировщиков Ju.87…
Самолет FW-190A представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапецевидным крылом, убирающимся шасси и закрытой кабиной. Фюзеляж – дюралевый монокок с работающей обшивкой. Капот и оружейный отсек круглые, в средней и хвостовой части – плавный переход к овалу. Передняя часть капота выполнена в виде двух круглых бронеколец толщиной 3-5 мм, защищающих двигатель и маслобак. Фонарь кабины состоял из козырька и подвижного, сдвигаемого назад колпака из гнутого плексигласа. На сдвижной части фонаря закреплен 12-мм бронезаголовник. Спереди в лобовую панель козырька фонаря вделано 55-мм бронестекло (выдерживало попадание 12,7-мм пули). Кресло пилота защищено 8-мм бронеспинкой; за ней – 5-мм бронеплита.
Крыло двухлонжеронное, не имело разъемов и при сборке стыковалось с фюзеляжем целиком. Крыло снабжалось разрезными закрылками; элероны – металлический каркас и полотняная обшивка. Хвостовое оперение свободнонесущее; дюралевый стабилизатор закреплялся шарнирно. Рули высоты и поворота имели металлический каркас и полотняную обшивку. Триммеры отсутствовали; но все управляющие поверхности имели отгибаемые на земле перфорированные пластины.
Силовая установка: двухрядный 14-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения BMW.801, снабжался металлическим трехлопастным винтом постоянных оборотов диаметром 3,3 м с автоматически регулируемым углом поворота лопастей. Управление силовой установкой было максимально автоматизировано: летчик воздействовал только на сектор газа – все остальные сложные и многообразные функции выполняли специальные устройства поста автоматического управления. Топливо размещалось в двух металлических протектированных бензобаках, установленных в фюзеляже прямо под кабиной пилота. Толстый слой протектора затягивал до 15 пробоин от пуль винтовочного калибра, или до 5 – от крупнокалиберных пуль. Система смазки была интегрирована с двигателем: радиатор и маслобак имели кольцеобразную форму и располагались в передней части двигателя под бронированным кожухом.
Шасси трехстоечное, консольно-подкосного типа с электрической системой уборки; основные стойки в убранном состоянии полностью закрывались алюминиевыми створками. Хвостовое колесо полубирающееся.
Вооружение: основной стандарт – 2х7,9-мм или 2х13-мм пулемета в фюзеляже и 4х20-мм пушки в крыльях. Модели оружия от модификации к модификации могли меняться; кроме того, самолеты могли получать дополнительное вооружение путем монтирования тех или иных вариантов «полевых наборов» - подробнее об этом будет рассказано во второй статье.
ПРИМЕЧАНИЕ: в заголовках к модификациям указаны месяцы не начала производства, а когда эти самолеты начали поступать в войска. Особенности изменения конструкции даются к тем модификациям, для которых они стали стандартом; но нужно учесть, что эти изменения начинали отрабатываться еще на предыдущей версии, поэтому заключительные серии предшественников уже тоже могли их иметь.
FW.190 от V-1 до V-5 (1939 г)
ТТХ FW-190V-1: Двигатель: BMW-139 (1.550 л.с.), скорость 595 км/ч; взлетный вес 1.801 кг. Вооружения не было.
От V-1 до V-5 - это прототипы будущего «Антона». V-1 внешне не очень похож на своего потомка из-за широкого кока винта. Такой необычный кок был поставлен для улучшения аэродинамики. В центре этого кока было широкое отверстие для обдува двигателя потоком воздуха. Однако система себя не оправдала: двигатель страшно перегревался, и конструкторы на последующих машинах заменили этот кок на маленький, широко открыв цилиндры мотора для обдува встречным потоком воздуха. Правда, и это помогло мало: перегревы мотора продолжались, создавая массу проблем (в том числе страшную жару в кабине летчика). При испытаниях V-5 повредили крыло, и из-за этого на него поставили другое крыло – увеличенной площади. Самолет с новым крылом получил маркировку V-5g («гроссе» - «большой»). Это крыло снизило скорость на 10 км/ч, зато улучшило скороподъемность и управляемость. И после ряда испытаний «серийники» решили оснащать именно крылом V-5g.
FW.190А-0 (осень 1940 г)
Предсерийная партия для войсковых испытаний; состояла из 28 самолетов (при заказе на 40 машин). Из них первые 14 были привлечены к заводским испытаниям и получили соответствующую маркировку «V» (от V-6); половина этих машин имела крылья «кляйне», другая половина – «гроссе». На «нулевых» самолетах поставили более надежные моторы BMW.801С-0 на 1.550 л.с., оснащенные 12-лопастными вентиляторами (взамен предыдущих 10-лопастных). Тем не менее, перегрев двигателя оставался главной проблемой самолета.
Размеры нового мотора и необходимость размещения оружия заставили отодвинуть кабину пилота назад. На левом борту появился люк радиоотсека. Над креслом пилота закрепили бронезаголовник. Проблему «клина» сдвижной части фонаря на скоростях свыше 400 км/ч решили путем установки пиропатрона. В случае необходимости покинуть поврежденную машину взрыв пиропатрона вообще срывал и отбрасывал подвижный сегмент фонаря. От разработки капультируемого кресла отказались из опасения увеличения веса машины. Вооружены все А-0 были 2х7,92-мм синхронизированными пулеметами, установленными перед кабиной и стрелявшими над мотором.
FW.190А-1 (с июня 1941) и FW-190А-2 (с августа 1941)
ТТХ FW.190A-1 и А-2: Двигатель: BMW-801С (1.600 л.с.), скорость 590 км/ч. Потолок 7.400 м. Вес: пустого 2.474 кг, взлетный 3.400 кг. Вооружение А-1: 4х7,9-мм пулемета MG.17 (или 2х20-мм пушки MG-FF и 4х7,9-мм пулемета MG.17). Вооружение А-2: 2х20-мм пушки MG.151, 2х20-мм пушки MG-FF и 2х7,92-мм пулемета MG.17.
Это первые серийные «Фоки», хотя серии были еще относительно небольшими - около 100 А-1 и 426 А-2. Внешне эти самолеты отличались от «нулевых» рядом мелких деталей, указанных на рисунке ниже; а между собой А-1 и А-2 были идентичны, различаясь только вооружением. Поначалу А-1 являлся чисто пулеметной машиной; первые 30 А-1 имели только 4х7,92-мм пулемета MG.17 (2 перед кабиной и 2 в корнях крыла; все синхронные). Однако бои показали, что «единичка» по мощи залпа оказалась вдвое слабее «Спитфайра». И на последующих А-1 стали дополнительно устанавливать в центральных частях крыльев (вне площади винта) 2х20-мм несинхронизированные пушки Эрликон MG-FF. Их установка вызвала появление на нижних плоскостях в районе расположения оружия небольших выпуклостей (патронные короба MG-FF не помещались полностью в крыле).
А огневую мощь новой модификации А-2 усилии еще больше, превратив его уже в четырехпушечный самолет. Это сделало «двойку» одним из самых мощных истребителей того времени! Оставив два пулемета MG.17 перед кабиной, пулеметы в корнях крыльев сменили на длинноствольные 20-мм синхронизированные пушки MG.151. Их установка вызвала появление на верхних плоскостях на стыке крыла и фюзеляжа выпуклой панели, ставшей стандартной и для последующих серий «Фокки». А в центральных частях крыльев оставались несинхронные 20-мм пушки MG-FF (которые в случае необходимости облегчения машины легко снимались). В результате вес залпа А-2 возрос до 5,22 кг/сек., что превзошло даже залп знаменитого многоствольного «Разрушителя» Bf.110 (2,94 кг/сек)!
Заводские малосерийные подмодификации FW.190А-2
Истребительная версия А-2 была использована для создания трех новых заводских подмодификаций (они обозначались индексом «U»), выпускавшихся малыми, почти единичными «тиражами» для особых миссий:
A-2/U1 - всепогодный истребитель, оснащенный автопилотом PKS.11 (изготовлен 1 экземпляр).
A-2/U3 – штурмовик с усиленной бронезащитой и центральной подфюзеляжной стойкой ETC.501, несшей дополнительный топливный бак или бомбы (крыльевые пушки MG-FF на этой версии были демонтированы).
А-2/U4 – разведывательный самолет, также без пушек MG/FF, но с фотокамерами в нижней задней части фюзеляжа, защищенными обтекателями.
FW.190A-3 (с февраля 1942 г.)
ТТХ FW.190A-3: Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.), скорость 630 км/ч. Потолок 10.600 м; дальность 800 км. Вес: пустого 3.225 кг, взлетный 3.995 кг. Вооружение: 2х7,9-мм пулемета MG.17, 2х20-мм пушки MG-FF в крыльях и 2х20-мм пушки MG.151 в корнях крыльев.
На этой модели (выпущено около 580 экземпляров) установили более мощный двигатель BMW.801D-2 на 1.700 л.с., работавший на бензине с октановым числом 96 (вместо предыдущих 87). Борясь с постоянным перегревом мотора, конструкторы на А-3 сделали в бортах фюзеляжа сразу за капотом (над передней частью крыла) щели для выхода горячего воздуха. Вооружение истребительной версии А-3 полностью соответствовало «двойке». Однако, в отличие от А-2, «тройка» уже изначально конструировалась как возможный истребитель-бомбардировщик (Jagdbomber, сокращенно Jabo). Поэтому некоторая часть FW.190А-3 выпускалась в виде подмодификаций с различными подвесками вооружения.
Заводские подмодификации FW.190А-3
A-3/U1 – истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжной стойкой ЕТС.501. Она позволяла крепить дополнительный сбрасываемый топливный бак на 300 л, или нести бомбовую нагрузку (1х500 кг бомбу, или 2х250 кг бомбы, или 4х125 кг бомбы, закрепляемые при помощи адаптера ER4). Но стрелковое вооружение на этой версии для облегчения самолета было уменьшено – демонтировали крыльевые пушки MG-FF. Кроме того, увеличившийся вес заставил усилить шасси; на всех машинах с подфюзеляжной ЕТС.501 дополнительные створки ниш шасси отсутствовали. Подвеска бомб снижала максимальную скорость самолета на 45 (у земли) – 55 (на высоте 6.500 м) км/ч.
A-3/U3 - истребитель-бомбардировщик, идентичный A-3/U1, но с подфюзеляжной стойкой ЕТС.250, к которой можно было подвешивать только бомбы весом до 250-кг. Зато на этой версии были оставлены крыльевые пушки MG-FF. Правда, в других книгах говорится, что на этой подмодификации стояла ЕТС.501, крыльевых MG-FF не было, а на их месте подвешивались подкрыльевые бомбодержатели ЕТС.50 (там же утверждается, что A-3/U1 был выпущен только в одном экземпляре).
A-3/U4 – фоторазведчик с двумя фотокамерами в хвостовой части фюзеляжа и без крыльевых пушек MG-FF.
А-3 стал первой модификацией FW-190, попавшей на советско-германский фронт (появились в СССР летом 1942 г.). Кроме того, 60 (по другим сведениям от 73 до 75) «троек» немцы продали Турции; эти экспортные машины имели облегченное вооружение (4х7,92-мм MG.17 и 2х20-мм MG-FF), и обозначались как FW.190Aа-3.
FW.190A-4 (с июня 1942 г.)
ТТХ FW.190A-4: Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.), скорость 630 км/ч.; при включении MW.50 – 670 км/ч (на 10 минут?). Потолок 10.360 м. Время виража: 26 сек. Вес: пустого 3.060 кг; взлетный 3.792 (?) кг. Вооружение: 2х7,9-мм пулемета MG.17, 2х20-мм пушки MG.151 в корнях крыльев и 2х20-мм пушки MG-FF в крыльях.
Этот самолет производился с весны, а поставлялся в войска с июня 1942-го; но уже в начале следующего года его производство было прекращено, после того как с конвейеров сошли более 900 (920 или 976?) таких машин. А-4 имел тот же мотор BMW.801 D-2, что и «тройка». Однако теперь двигатель был приспособлен к работе с системой впрыскивания водно-метаноловой смеси MW.50. Система MW.50 форсировала мощность мотора до 2.100 л.с.; правда, всего на 10 минут (по другим книгам – вообще всего на 1 минуту), при этом ее работа значительно сокращала ресурс мотора. Но эти недостатки оправдывались резким увеличением скорости до 670 км/ч – больше, чем у новейшего для того времени Мессершмитта Bf.109G-2 с тем же MW.50! Вот только многие исследователи сомневаются: действительно ли данная система стояла на «четверках»? Они считают, что MW.50 только предполагалась к установке – ведь эта система только-только (с задержками) пошла в производство, и пока имелась в малом количестве. К тому же она устанавливалась и на Bf.109G-2; а считавшемуся в Люфтваффе основным истребителем Мессершмитту отдавалось предпочтение. Но вот англичане при испытаниях трофейной «четверки» зафиксировали на форсаже достижение 668 км/ч – получается, что хотя бы на некоторых А-4 MW.50 все же стояли?
Внешне «четверка» стала заметно отличаться от «тройки» антенным устройством: на вертикальном оперении появилась небольшая стойка антенны, сама антенна теперь состояла не из одной, а из двух жил. Это было связано с заменой радиостанции: вместо старой FuG.7 на А-4 поставили FuG.16Z большего радиуса действия. Так же бронеплита за сиденьем пилота несколько увеличилась в размере.
Заводские подмодификации FW.190А-4
Как и предыдущие «Фокки», А-4 служил базовой моделью для различных заводских подмодификаций, которые редко выпускались в большом количестве, но использовались для разработки последующих версий и вариантов самолета. Среди них наиболее важными были:
A-4/U1 – истребитель-бомбардировщик (производился в небольшом количестве). Пушки MG-FF демонтированы, по центру фюзеляжа - стойка ЕТС.501. Из-за проблем с поставками мотора BMW.801 D-2 на A-4/U1 ставили С-2.
A-4/U3 – штурмовик; также без пушек MG-FF, с усиленной бронезащитой, с подфюзеляжной стойкой ЕТС, лишившей самолет дополнительных створок ниш колес шасси. Всего изготовлено около 30 единиц; позже A-4/U3 послужил базовой моделью для производства штурмовика Fw 190F-1.
A-4/U4 – самолет-разведчик, очень похожий на A-3/U4, также без пушек MG-FF, с фотокамерами внизу хвостовой части фюзеляжа.
A-4/U8 – еще один вариант скоростного истребителя-бомбардировщика, с усиленной бронезащитой общей массой 138 кг: два бронекольца спереди перед капотом двигателя стали толще, кабина пилота помимо бронеспинки защищена сзади дополнительной бронеперегородкой. Самолет оснащался тремя стойками ЕТС.501 (одна под фюзеляжем и две под крыльями), на которых крепились сбрасываемые топливные баки емкостью по 300 л. Для облегчения перетяжеленной машины пушки, и даже пулеметы за капотом были демонтированы. Впоследствии A-4/U8 использовался как базовая модель для будущего Fw.190G-1 – легкого бомбардировщика дальнего действия.
Модификации «Вюргера» FW.190 (02). Парад вариантов
Модификации «Вюргера» FW.190 (03). Ударные варианты
Модификации «Вюргера» FW.190 (04): «Длинноносые»
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.