Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации «Вюргера» FW.190 (03). Ударные варианты

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Как только новый самолет FW.190 начал поступать в строевые части, сразу же обнаружилось, что он обладает более широкими возможностями, и может применяться не только как средневысотный истребитель, но способен решать и другие боевые задачи. Быстро выяснилось, что если использовать «Вюргер» как ударный самолет, то он может полностью или частично заменить собой штатные штурмовики: и устаревший биплан Hs.123, и быстро устаревающий Ju.87. Поэтому к 1942 г. министерство авиации разработало требования по перепрофилированию FW.190 в самолет непосредственной поддержки войск, а инженеры фирмы «Фокке-Вульф» приступили к созданию специализированных модификаций под требования авиаторов.

Исходными образцами для этих модификаций послужили малосерийные экспериментальные заводские подмодификации истребительных вариантов FW.190А, описанные в предыдущих статьях. Причем общей главной проблемой при разработке версий штурмовика и истребителя-бомбардировщика стало значительное увеличение веса самолета, что явилось следствием установки бомбового вооружения и дополнительной брони для защиты от наземного огня. Бронеплиты поставили в нижней части фюзеляжа - под двигателем и топливными баками. Планировалось так же боковое бронирование кабины, но от этого пришлось отказаться из-за чрезмерного увеличения веса.

-2

Для снижения веса потяжелевшего самолета демонтировали консольные 20-мм пушки, а с трудом выдерживавшие возросший вес машины старые стойки шасси заменили новыми усиленными (однако в книге Ю.Борисова утверждается, что усиленные стойки шасси не использовали, а просто поставили на старые стойки более жесткие пневматические амортизаторы).

Развитие серийных модификаций истребителя FW.190А сказывалось и на развитии ударных модификаций – ведь в качестве основы новых «ударников» брались истребительные новинки FW.190А, вполне подходившие для такой адаптации. Версии FW.190, выпускавшиеся в штурмовом варианте, обозначались литерой «F» («Фридрих»), а в варианте истребителя-бомбардировщика – литерой «G» («Густав»).

Штурмовики FW190F («Фридрих»)

FW.190F-1 (с декабря 1942 г.)

-3

Первая версия штурмовика, появившаяся в конце 1942 г., фактически была переименованной подмодификацией истребителя Fw.190A-4/U3. На Fw.190F-1 усилили бронирование, удалили консольные пушки MG-FF, убрав с нижней поверхности крыльев выпуклые люки для их обслуживания, а проемы закрыв плоскими панелями. На вооружении остались 2х7,92-мм фюзеляжных пулемета MG.17 и 2х20-мм пушки MG.151 в корнях крыльев. Под фюзеляжем смонтировали «на постоянную» бомбодержатель. А дальше начинается путаница, в разных источниках освещаемая по-разному. В одних книгах говорится, что бомбодержатель был типа ЕТС.501, к которому подвешивались или бомба SC.500, или переходник ER4 для четырех 50-кг бомб; а под крылом можно было дополнительно подвесить 2 бомбы по 250 кг. В других же книгах утверждается, что на F-1 стоял ЕТС.250, и бомба на него подвешивалась калибром не более 250 кг. Про бомбы под крыльями в тех книгах не упоминается. А если вспомнить, что крылья подкрепили только на Fw.190А-6, то информация про подкрыльевые подвески бомб на ранних моделях вообще вызывает сомнения. Мне кажется наиболее вероятным мнение Ю.Борисова, что теоретически подвеска предусматривалась, но на практике не использовалась – из-за слабости крыла. В связи с постоянной установкой подфюзеляжной ЕТС дополнительные подвижные створки, закрывавшие колеса шасси в убранном положении, на всех F были демонтированы. Самолет был выпущен в небольшом количестве: различные источники называют цифры от 20 до 40 экземпляров Fw.190F-1.

FW.190F-2 (с весны 1943 г.)

-4

Пошедшую в производство весной 1943 версию Fw.190F-2, созданную на базе Fw.190A-5/U3, некоторые книги называют «первым настоящим вариантом штурмовика». Учитывая, что бронезащитой и стрелковым вооружением F-2 никак не отличался от предшественника, я склонен поверить, что на F-1 действительно стоял более слабый держатель ЕТС.250; а вот «первый настоящий штурмовик» уже точно оснащался ЕТС.501. Этот держатель позволял вешать под фюзеляж или 500-кг бомбу, или 250-кг, или 4х50-кг бомбы (через переходник ER4). Про подкрыльевые подвески бомб на F-2 информация абсолютно идентична со сведениями о F-1: т.е. одни книги утверждают, что подвеска была, другие – что планировалась, но не применялась из-за слабости крыла. Часть Fw.190F-2 была выпущена с тропическими фильтрами; они в основном использовались в Африке, на Средиземноморье и южном участке советско-германского фронта.

FW 190F-3 (с лета 1943 г.)

-5

ТТХ Fw.I90F-3/R1. Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.). Скорость: без внешних подвесок — 547 км/ч у земли, 630 км/ч на высоте; с 250-кг бомбой — 520 км/ч у земли, 588 км/ч на высоте. Потолок: 7.250 м. Дальность без бомб 745 км; с 250 кг бомбой — 530 км. Вес: пустого 3.711 кг; взлетный 4.425 кг; максимальный 4.925 кг. Вооружение: 2х7,9-мм пулемета MG.17 и 2х20-мм пушки MG.151 в корнях крыльев. Подфюзеляжный держатель ЕТС.501 на 1х500-кг бомбу (по другим книгам ETC.250 на 1х250-кг бомбу) и 4х50-кг бомбы под крыльями на четырех держателях ETC.50.

Как и предыдущие модели штурмовиков, Fw.190F-3 разрабатывался на основе очередной истребительной версии – на этот раз на базе Fw.190A-6, имевшего подкрепленные крылья. Поэтому подавляющее большинство самолетов этой версии было выпущено в варианте F-3/R1 – укомплектованными подфюзеляжной ЕТС.501 и по паре бомбодержателей ЕТС.50 под каждым крылом, позволявшими подвесить дополнительно 4х50-кг бомбы. Стрелковое вооружение оставалось прежним: 2х7,92-мм пулемета MG.17 и 2х20-мм пушки MG.151. Правда, в трех экземплярах изготовили противотанковую версию F-3/R3, под крыльями которых вместо бомбодержателей установили по гондоле с 30-мм пушками МК.103. Но в серию эта подмодификация не пошла из-за резко ухудшившейся маневренности и выявившейся неспособности МК.103 пробить броню Т-34.

Fw.190F-3 начали поступать в войска с лета 1943; много этих самолетов выпустили с тропическими фильтрами. Внешне F-3 был неотличим от F-2 (как и истребитель Fw.190A-6 от Fw.190A-5), что часто приводит к путанице этих типов в иллюстративном материале: единственным малозаметным отличием F-3 от F-2 может служить только наличие/отсутствие на крыльях небольших стоек бомбодержателей.

-6

Штурмовики серий F-1 - F-3 производились до начала осени 1943, после чего заводы переключились на производство ставших немцам более необходимыми дальних истребителей-бомбардировщиков Fw.190G (для прорыва британской ПВО и нанесения ударов по Англии). Сколько всего изготовили штурмовиков F-1 - F-3 вопрос запутанный: по книгам гуляют цифры 247, 271 и 550 самолетов. Причем цифру 271 относят то к F-2, то к F-3, а то и к их общему числу (хотя общее количество выпущенных F-1 - F-3 все-таки 550 самолетов). Эти штурмовики широко использовались на театрах военных действий в Средиземноморье и на Восточном фронте. В октябре 1943 в связи с массовым перевооружением групп пикировщиков (StG - Stukagruppen) с Ju.87 на FW.190F они были переименованы в штурмовые (SG - Shlaehtgruppen).

FW190F-8 (с апреля 1944 г.)

-7

ТТХ FW.I90F-8/R-1. Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.). Скорость: 520 км/ч с бомбой 250-кг у земли. Потолок: 7.250 м. Дальность: без подвесных баков – 615 км; с баками - 1.370 км. Вес: пустого 3.786 кг; взлетный 4.533 кг, максимальный 5.400 (?) кг. Вооружение: 2х13-мм пулемета MG.131, 2х20-мм пушки MG.151 в корнях крыльев. Подфюзеляжный держатель ЕТС.501 на 1х500-кг бомбу, и 4 подкрыльевых держателя ETC.50 для 50-кг бомб.

Зимой 1943-1944 г. в связи с расширяющимся наступлением советских войск Германии для обороны понадобилось резко увеличить количество штурмовиков; удары по Англии стали менее актуальны. И немцы вместо Fw.190G вновь запустили в производство Fw.190F. Новая версия штурмовика основывалась на модели истребителя Fw.190А-8, и получила обозначение Fw.190F-8 (разрабатывавшиеся ранее версии с разным оборудованием от F-4 до F-7 так и остались на бумаге).

Производство Fw.190F-8 началось почти одновременно с Fw.190А-8 (А-8 в феврале, F-8 в марте 1944), и продолжалось параллельно с этим истребителем (в войска новые штурмовики пошли с апреля). Соответственно, и внешние отличия F-8 от основанного на истребителе А-6 штурмовика F-3 были те же. Трубка Пито переместилась с середины правого крыла на его оконечность; крышка оружейного отсека за мотором стала выпуклой, так как 7,92-мм пулеметы MG.17 были заменены на 13-мм MG.131 (в основаниях крыльев сохранились 20-мм пушки MG.151/20). Часть машин получила выпуклый фонарь кабины. Эта версия была оснащена устройством «grosse Bombenelektrik», позволявшим пилоту осуществлять бомбометание по выбору: одиночными боеприпасами или залпами.

-8

Fw.190F-8 строился до конца войны и стал самым массовой модификацией штурмовиков «Фокке-Вульф» (правда, точное число построенных «Фридрихов-8» по указанным выше причинам неизвестно). Стремясь максимально «выжать из этой машины все, на что она способна, конструкторы разработали несколько заводских подмодификаций (F-8/U), и рассчитанных специально на «штурмовую восьмерку» особых полевых наборов (F-8/R). Так, заводские подмодификации F-8/U-2, /U-3 и /U-5, выполненные в 1-2 экземплярах, представляли собой варианты штурмовика-торпедоносца с различным оборудованием, на основе которых затем были созданы полевые наборы F-8/R-14, /R-15 и /R-16. Заводская подмодификация ночного штурмовика F-8/U-4, оснащенного всепогодным оборудованием, вылилась в полевой набор F-8/R-13. Так же создали противотанковый набор F-8/R-3 с двумя подкрыльевыми 30-мм пушками МК.103, но его использовали только на двух машинах. А самым распространенным стал набор F-8/R-1 с подфюзеляжной стойкой ЕТС.501 и парой стоек ЕТС.50 под каждым крылом.

-9

Кроме бомбового вооружения Fw.190F-8 в последние месяцы войны относительно широко использовали и различные ракеты. Они наносили штурмовые удары по противнику из установленных под крыльями ракетных пусковых установок 88-мм «Panzerschreck», 55-мм «Panzerblitz», и даже крупнокалиберной 320-мм ракетой Wfr.Gr.28/32 (которая, впрочем, имела очень низкую точность попадания).

На Востоке в связи с победами советских войск немцы были вынуждены использовать в основном именно ударные версии «Фокке-Вульфов». Так летом 1944 г. на советско-германском фронте действовали всего два полка истребителей FW.190A, и девять штурмовых полков, оснащенных самолетами FW.190F и FW.190G. Эффективные как штурмовики, ввоздушных схватках Fw.190F все же несли потери: утяжеленным бомбодержателями и дополнительной броней, в маневренных боях им уже было трудно на равных противостоять вертким советским истребителям.

FW.190F-9

-10

FW.190F-9, представлявший собой переделанный в штурмовик малосерийный истребитель FW.190А-9, стал последней моделью «Фридрихов». Оснащенный мотором BMW.801TS мощностью 2000 л.с., он внешне почти не отличался от F-8; разве что деревянным пропеллером с более широкими лопастями, и «пузыреобразным» фонарем кабины, установленным на всех F-9. Самолет пошел в серию в начале 1945 г., и хотя число выпущенных FW.190F-9 неизвестно, почти наверняка он был произведен в небольшом количестве.

Истребители-бомбардировщики FW.190G («Густав»)

Даже бросив свои основные силы против Советского Союза, немцы не забывали о борьбе против Великобритании. Стремясь подорвать экономику этого государства, немцы вели усиленную борьбу с британским судоходством, обеспечивавшим островную Англию привозными ресурсами. Другими важными целями в Великобритании, подлежавшими уничтожению, немцы считали английские аэродромы и особенно радиолокаторы, заранее предупреждавшие британцев о появлении в воздухе германских самолетов. И в связи с быстрым устареванием пикировщика Ju.87, который легко перехватывался и уничтожался британскими «Спитфайрами», немцы стали заменять «Юнкерсов» дальними истребителями-бомбардировщиками FW.190G «Jabo-Rei» (Jgdbomber Reichweite). Они на малой высоте, в полете «над самыми волнами» могли незаметно для локаторов приблизиться к цели, и стремительно поразить ее бомбами, а в случае перехвата истребителями вступить с противником в бой «на равных». Однако, хотя «Густавы» изначально задумывались для борьбы с англичанами, из-за нехватки штурмовиков они активно использовались и на советско-германском фронте.

Серия G представляла собой те же F, которые для облегчения и увеличения дальности полета лишили дополнительной брони, стоявшей на штурмовиках, а так же и пулеметов; их стрелковое вооружение состояло только из 2х20-мм пушек MG.151 в корне крыла. Все модификации «Густавов» снабжались автопилотом PKS.11, крайне необходимым в дальних перелетах (по другим книгам PKS.11 получили только G-3 и G-8). Поначалу «Густавы» производились параллельно с «Фридрихами», но с осени 1943 и до марта 1944 им был отдан приоритет – в производстве находились только истребители-бомбардировщики.

FW.190G-1 (производство с апреля 1943 г.)

-11

Эта модификация «Jabo Rei» представляла собой A-4/U8; т.е. была стандартной машиной, только оснащенной автопилотом, и с ограниченным оборонительным вооружением. Под крыльями самолета были установлены заключенные в обтекатели стойки фирмы «Junkers» для сбрасываемых дополнительных топливных баков; под фюзеляжем находился стандартный бомбодержатель ЕТС.501. С ним G-1 мог нести 1х500-кг бомбу SC.500, или 1х250-кг бомбу SC.250, или переходник для 4х50-кг бомб SC.50; плюс два подкрыльевых бака на 300 л топлива. С двумя баками под крыльями Fw.190G-1 имел дальность полета 1.480 км, с одним баком под фюзеляжем — 1.030 км.

Всего было выпущено 49 экземпляров G-1 (а так же переименованы в «Густав-1» еще 50 изготовленных до этого A-4/U8). Затем производство переключили на сборку FW.190G-2, основанного на более совершенной модели A-5/U8.

FW.190G-2 (производство с мая 1943 г.)

-12

Так как FW.190G-2 в реальности представлял собой A-5/U8, он был немного длиннее «Густава-1» и имел на панели за мотором не щели для выхода воздуха, а регулируемые жалюзи. Оборудование, стрелковое и бомбовое вооружение практически не изменились, лишь замки подвесных топливных баков на G-2 ставили фирмы «Мессершмитт»: они имели меньшее лобовое сопротивление, чем замки «Юнкерса», и способствовали пусть небольшому, но увеличению скорости самолета.

-13

Кроме стандартной модели в небольшом количестве изготовили ночной вариант истребителя-бомбардировщика под обозначением FW.190G-2/N. Он отличался установкой пламегасителей, защищавших глаза летчика от вспышек выхлопных газов, и посадочными фарами в передней кромке левого крыла. В отличие от «Густава-1» FW.190G-2 производился более массово; согласно некоторым источникам, было выпущено от 468 до 601 единицы этой модели.

FW.190G-3 (производство с августа 1943 г.)

-14

ТТХ Fw.I90G-3. Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.). Скорость: 568 км/ч на высоте. Потолок: 7.500 м. Дальность: без подвесных баков – 775 км; с баками - 1.500 км. Вес: пустого 3.329 кг; взлетный 4.587 кг, максимальный 4.800 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки MG.151 в корнях крыльев. Подфюзеляжный держатель ЕТС.501 на 1х500-кг бомбу, и 4 подкрывльевых держателя ETC.50 для 50-кг бомб.

«Густав-3» создавался на базе истребителя FW.190А-6, имевшего подкрепленное крыло. Конструктивно и внешне он был практически идентичен G-2, за исключением стоек-замков под крыльями, которые на этот раз были сконструированы на самом заводе «Фокке-Вульф». Эти стойки имели регулируемые узлы крепления, позволявшие подвешивать не только топливные баки, но и бомбы (обычно SC.250). Это позволяло составлять различные комбинации в зависимости от характера поставленной задачи: для отдаленных целей - два дополнительных топливных бака под крыльями и одна бомба под фюзеляжем; для атаки близкой цели - две бомбы и один бак, или три бомбы. Часть G-3 была оснащена «тропическими» воздушными фильтрами. Имелся и вариант G-3/N с глушителями пламени на выхлопных трубах и дополнительными фарами на передней кромке левого крыла. Некоторые самолеты (G-3/R1) оснащались мощными прожекторами, крепившимся под крыльями на стойках ЕТС.50.

-15

Точное количество выпущенных единиц этой версии «Густава» неизвестно: они производились одновременно с другими моделями «Антона»; кроме того, некоторые старые машины приспосабливали для повторного использования и модифицировали их в самые разные версии. К тому же значительная часть документации фирмы «Фокке-Вульф» сгорела в огне при бомбежках… Поэтому можно лишь довольно условно констатировать, что FW.190G-3 было построено не менее 1.000 экземпляров.

FW.190G-8

-16

Варианты G-4 - G-7 проектировались, но до их постройки дело не дошло. Последней пошедшей в серию версией «Густавов» стал FW.190G-8, разрабатывавшийся на основе истребителя FW.190А-8. Фактически этот самолет представлял собой тот же штурмовик F-8, у которого для облегчения демонтировали кроме дополнительной брони еще и пулеметы (хотя крышка опустевшего оружейного отсека осталась выпуклой). Как и на А-8 трубка Пито на правом крыле переместилась с середины на законцовку, а топливный бак перенесли за кабину пилота. Образовавшееся пространство использовали для установки системы повышения мощности мотора GM.1. На G-8 также устанавливали «пузыреобразный» фонарь кабины, улучшавший пилоту обзор. Подфюзеляжная стойка ЕТС.501 (как и на А-8) была несколько выдвинута вперед, а под крыльями монтировали две стойки ЕТС.503 или четыре стойки ЕТС.71 для 50-кг бомб.

Хотя первый экземпляр FW.190G-8 заложили в сентябре 1943, испытания, после которых и начинается серийное строительство, он прошел только в ноябре. А уже в феврале 1944 производство G-8 было прекращено ради расширения выпуска истребителей А-8 и штурмовиков F-8. Так что FW.190G-8 было выпущено относительно немного. Внешне же он был совершенно неотличим от FW.190F-8, что лично для меня стало проблемой: сколько я ни копался в книгах и интернете, мне так и не удалось найти ни одного изображения, подписанного как FW.190G-8. Рассудив, что возможно из-за абсолютной схожести машин авторы книг изображения G-8 могли подписать как F-8, я выбрал для иллюстрации наиболее подходящий не то F, не то G, служивший в II/SG-10, где использовались обе эти версии.

FW.190F и G в последние месяцы войны

-17

В конце войны в лихорадочных поисках «Оружия возмездия» немцы испытывали на последних ударных версиях FW.190F-8 и G-8 множество самых различных экспериментальных систем вооружения. Это были и планирующие бомбы BV.246, и вращающиеся мины-бомбы SB.800RS. И система SG.113 в крыльях штурмовиков, состоявшая из двух блоков по две пушки МК.108 установленных вертикально, и стрелявших вниз по танкам по сигналу датчика магнитного поля. И закрепленный под фюзеляжем огнемет Gero-II, распылявший над землей воспламеняющуюся жидкость. Иногда на «Фокке-Вульфах» использовали даже казалось бы «неподъемные» для этого самолета 1000-кг, и даже 1.800-кг бомбы. Их весной 1945 сбрасывали на мосты; именно 1.800-кг бомбами FW.190G из SG-20 пытались 7.03.1945 разрушить Ремагенский мост, чтобы не допустить переправу американцев через Рейн. Да и немногочисленные торпедоносные варианты FW.190F, применявшиеся немцами против британского судоходства и для ударов по мостам, так же были единственными в своем роде легкими торпедоносцами…

Модификации «Вюргера» FW.190 (01): ранние версии истребителя

Модификации «Вюргера» FW.190 (02). Парад вариантов

Модификации «Вюргера» FW.190 (04): «Длинноносые»

Асы «Фокке-Вульфов» FW.190

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.