Продолжение, статья о ранних модификациях ЗДЕСЬ
FW.190A-5 (с апреля 1943 г.)
Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.), скорость 630 км/ч., при включении MW.50 – 670 км/ч (на 1 минуту?). Потолок: 10.320 м. Дальность 850 км. Время виража: 22-23 сек. Вес: пустого 3.230 кг; взлетный 4.063 кг. Вооружение: 2х7,9-мм пулемета MG.17, 2х20-мм пушки MG-FF в консолях и 2 скорострельные 20-мм пушки MG151 в корнях крыльев.
С ноября 1942 велись работы над новой модификацией Fw.190А-5, которая пошла в войска с апреля 1943 г.; а всего до конца года с конвейеров сошло 1.500 (согласно другим источникам – 1.752) единицы модификации А-5. «Пятерка» по сравнению со своими предшественниками оказалась более пригодной для установки на ней различных приспособлений и вспомогательной оснастки. В частности, все машины модификации FW.190A-5 штатно комплектовались новинкой того времени -устройством опознания «свой-чужой» (FuG.25a).
В целом самолет был идентичен модели А-4, но стал чуть длиннее. На нем для снижения вибрации применили усиленную и удлиненную подмоторную раму, и переместили двигатель на 15,25 см вперед, опустив на 1 см его ось винта. Удлинение моторамы привело к появлению новых панелей, соединяющих фюзеляж с обтекателем мотора, и еще одной панели снизу фюзеляжа между мотором и. крылом. Так же заметным отличием А-5 стал увеличенный люк радиоотсека на левой стороне фюзеляжа.
Для регулировки отвода охлаждающего воздуха по бокам фюзеляжа вместо щелей сделали подвижные жалюзи (их опробовали еще на последних экземплярах А-4). Установка регулируемых жалюзи помогла, наконец-то, преодолеть проблему перегрева мотора и позволила контролировать его температурный режим (выходные щели на предыдущих версиях «работали» нормально в средней природной полосе; но для действий в Африке и на Севере требовалась регулировка выходящего потока). Введение подвижных жалюзи значительно снизило потери машин из-за технических неисправностей, которые ранее были почти сопоставимы с потерями, понесенными в ходе боевых действий.
По-прежнему, как и у «четверки», под вопросом остается «тема»: имелся ли на А-5 форсаж двигателя при помощи системы MW.50. В большинстве книг его просто старательно обходят стороной; но у Д.Бреффора я наткнулся на утверждение, что система MW.50 только проходила испытания на некоторых А-5; на основной же массе машин этой модификации она не устанавливалась по причине целого ряда технических проблем, и недостаточной разработки самой схемы установки.
Тем не менее, преодоление проблемы перегрева мотора и возможность регуляции его температурного режима сделали А-5 надежной машиной, что позволило этой версии стать базовой моделью для целой серии заводских подмодификаций разного назначения. Правда, они редко производились в количествах более 10 экземпляров, но зато становились подготовительным этапом для разработки более поздних и специализированных вариантов Fw.190.
A-5/U2 – дальний ночной истребитель-бомбардировщик, вооруженный только 2х20-мм пушками в корнях крыла. Выхлопные патрубки и стволы пушек – с пламегасителями, на передней кромке левого крыла – двойной прожектор. Под фюзеляжем – стойка ЕТС (по одним книгам ЕТС.501, по другим – ЕТС.250); к ней подвешивалась 1х250-кг бомба; под крыльями – 2 дополнительных бензобака по 300 л. Всего было выпущено 7 единиц;
A-5/U3 – штурмовик (часть экземпляров выпущена в «тропическом» исполнении). Пушки MG-FF демонтированы; поставлены подфюзеляжная стойка ЕТС.501 и две подкрыльевые ЕТС.50. Эта помодификация стала базовой для F-2;
A-5/U4 – разведывательный вариант, аналогичный А-3/U4 и A-4/U4, без пушек на крыльях, с двумя фотокамерами в фюзеляже;
A-5/U7 – «Zerstorer» («Разрушитель»), вооруженный 2х30-мм длинноствольными пушками МК.103 под крыльями (в районе механизма шасси), и 2х30-мм короткоствольными пушками МК.108 у оснований крыльев. Собран 1 экземпляр;
A-5/U8 – дальний истребитель-бомбардировщик со сбрасываемыми дополнительными топливными баками, идентичный A-4/U8, но с сокращенным до 2х20-мм MG.151 вооружением, что облегчило машину и несколько увеличило дальность полета. В дальнейшем A-5/U8 стал прообразом FW.190G-2;
A-5/U9 – еще один «Zerstorer» - с 2х13-мм пулеметами MG.131 в фюзеляже, 2х30-мм пушками МК.108 в центральной части крыльев, или 4х20-мм пушками MG.151 – «спарками» в гондолах под крыльями. Выпущен в 1 экземпляре; стал прототипом для моделей А-7 и А-8;
A-5/U10 – два построенных экземпляра этой версии получили (в связи с увеличением взлетной массы самолета из-за роста грузов, переносимых на внешних подвесках) новое подкрепленное крыло. В его консолях вместо MG-FF поставили более скорострельные MG.151; и теперь вооружение A-5/U10 состояло из 4х20-мм MG.151/20. Эта версия послужила прототипом для модели А-6;
A-5/U11 – один экземпляр для эксперимента с усилением вооружения: MG-FF были сняты, а в этом районе крыла установили подвесные 30-мм длинноствольные пушки МК.103. Точно такая же версия, но с подвеской 30-мм короткоствольных пушек Мк.108 получила обозначение A-5/U16;
A-5/U12 – два экспериментальных экземпляра «Zerstorer» с усиленным вооружением. Вместо демонтированных MG-FF на их месте под крыльями подвесили по контейнеру с парой пушек MG.151/20 в каждом;
A-5/U13 – эти три экземпляра испытывали новый электрический бомбосбрасыватель, позволявший применять бомбы по одной; A-5/U13 послужил прототипом для истребителя-бомбардировщика Fw.190G-3;
A-5/U17 – один экспериментальный экземпляр штурмовика без пушек MG-FF, оснащенный подфюзеляжной стойкой ЕТС.501 и четырьмя стойками ЕТС.50 под крыльями.
Но самыми интересными (по крайней мере, для меня) в этом нагромождении версий были подмодификации Fw.190A-5/U14 и U15. Два экземпляра A-5/U14 – стали истребителями-торпедоносцами (Jato); их оснастили подфюзеляжной стойкой ЕТС.502 для крепления торпеды LTF.5b; ради облегчения демонтировали MG-FF. Самолет имел увеличенный киль; стойка хвостового колеса была удлинена, чтобы увеличить клиренс во время нахождения самолета на земле. А такая же подмодификация A-5/U15 была приспособлена нести радиоуправляемую планирующую бомбу BV.246 «Hagelkorn». Но впоследствии, так как испытания этой бомбы посчитали неудовлетворительными, A-5/U15 приспособили под торпеду LT.950 фирмы «Блом унд Фосс». Все три самолета этих версий прошли испытания, и в сентябре 1944 г. поступили на вооружение группы II/KG.200. С норвежского аэродрома Ставангер эти легкие торпедоносцы наносили удары по кораблям и судам в Северном море, а зимой 1944-45 гг. они использовались для ударов по мостам.
FW.190A-6 (с июля 1943 г.)
Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.), скорость 630 км/ч., при включении MW.50 – 670 км/ч (на 1 минуту?). Потолок: 10.240 м. Дальность с подвесным 300-л баком - 1.350 км. Вес: пустого 3.426 кг; взлетный 4.145 кг. Вооружение: 2х7,9-мм пулемета MG.17, 4 скорострельные 20-мм пушки MG.151 в крыльях
Усовершенствования, регулярно проводившиеся от модификации к модификации Fw.190, постепенно увеличивали массу самолета. В конце концов, возросший вес потребовал подкрепления конструкции; и успешно опробовав на подмодификации A-5/U10 усиленное крыло, фирма «Фокке-Вульф» приступила к массовому производству этой новой версии, получившей маркировку FW-190A-6. В производстве модификация А-6 находилась с мая по ноябрь 1943 г., в войска она начала поступать с июля. Сколько именно было произведено FW-190A-6 остается загадкой. Разные источники называют цифры от 569 до 3.208 экземпляров; откуда они брали столь различающуюся информацию - неизвестно (ведь документация фирмы «Фокке-Вульф» почти полностью сгорела в пожарах бомбежек)…
Усиленное крыло позволило установить на А-6 лучшее вооружение, увеличив тем самым огневую мощь истребителя. Размах и форма крыла оставались прежними (внешне крылья отличались только несколько измененными съемными панелями оружейных отсеков на нижней плоскости). Но теперь конструкция крыла позволила установить четыре (2 в корнях и 2 в консолях) одинаковые скорострельные 20-мм пушки MG.151 с ленточной подачей снарядов, что увеличило емкость боезапаса и повысило вес бортового залпа.
Под фюзеляжем части машин (в основном командирских) появилась кольцевая антенна радиостанции FuG.16Z-E (в других книгах ее называют антенной радиопеленгатора). В консоль левого крыла вмонтировали фотокинокамеру для фиксации степени поражения противника. Система повышения мощности двигателя MW.50 стала наконец-то штатной для всех машин этой модификации. Вновь была усилена бронезащита – главным образом моторного отсека. Многие машины несли бомбодержатель ETC.501, который обычно использовался для подвески 300-литрового бензобака. В результате А-6 стал еще тяжелее своих предшественников: его общий вес достиг 4.140 кг; это заставило усилить на А-6 и стойки шасси. Одновременно полностью отказались от дополнительных створок ниш шасси, в убранном положении прикрывавших колеса – их и раньше снимали с машин, на которые подвешивали стойку ЕТС.501, теперь же самолеты изначально изготавливались без них.
К весне 1943 немцы навыпускали столько подмодификаций FW.190 разного назначения, что сами запутались в их обилии. (Как и я при работе над этими статьями – даже разбор версий «стодесятки», заставивший вспомнить фразу из фильма «Я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть», сейчас мне кажется легким развлечением на детском уровне…) И в апреле 1943 немцы наконец-то ввели новую, более понятную систему обозначений «Вюргера», основанную на боевом назначении каждой конкретной модели. Отказавшись от многоцифровых подмодификационных «U», немцы оставили обозначение литерой «А» только истребителям FW.190; высотные истребители с разными системами повышения высотности получили литеры «В» и «С»; разрабатывавшиеся машины с моторами Jumo-213 обозначили как «D». Самолеты, изначально строящиеся как штурмовые версии, теперь решили отмечать литерой «F», а истребители-бомбардировщики – «G».
Но пока запущенных в массовое производство штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков еще не хватало, а машины этого назначения требовались «здесь и сейчас», для истребителей А-6 (чтобы вновь не путаться в заводских подмодификациях «U») спешно разработали полевые наборы («Rustsatze»), обозначавшиеся специальным индексом «R». Они быстро монтировались на самолеты в полевых условиях - прямо на аэродромах, при необходимости превращая на время истребитель в штурмовик, или обратно. Причем эти «Rustsatze» иногда приспосабливали даже на некоторые более ранние и менее прочные А-4 и А-5. Созданный как временная мера, «Rustsatze» оказался настолько универсален и подходящ для разных случаев, что его продолжали использовать в истребительных частях и на последующих модификациях «А», уже после того, как «F» и «G» массово появились в войсках. Но так как наборы «Rustsatze» для FW.190А использовались и на более поздних модификациях, постепенно пополняясь, подробнее о них будет рассказано ниже – в конце статьи.
FW.190A-7 (с ноября 1943)
Модификация Fw.190А-7, появившаяся в войсках в ноябре 1943-го, стала очередным шагом к увеличению веса залпа. По образцу экспериментальной подмодификации A-5/U9 на А-7 вместо фюзеляжных 7,92-мм пулеметов MG.17 поставили 13-мм MG.131. Это заметно изменило внешний вид самолета, так как под крупные пулеметы пришлось сделать объемные выпуклости на крышке оружейного отсека. Так же усиленная конструкция крыла позволила устанавливать в консолях как 20-мм, так и 30-мм пушки, обладавшие мощным разрушительным действием (30-мм пушками оснастили около половины выпущенных А-7). Из других нововведений на А-7 можно назвать упрощенную систему электроснабжения и замену старого прицела Revi-12d новым Revi-16d. В остальном А-7 был идентичен А-6: имел усиленное шасси, систему повышения мощности мотора MW.50 (но в других книгах наличие на А-7 MW.50 остается под вопросом), систему распознавания «свой-чужой» FuG.25А, и на каждой машине можно было подвесить дополнительный 300-литровый бензобак.
Один экземпляр Fw.190А-7 ради эксперимента модифицировали, назвав его «Doppelreiter» («Двойной наездник»). Его оснастили дополнительными топливными баками объемом 227 литров, установленными в обтекателях, по одному на каждом крыле. Самолет неплохо вел себя на испытаниях, однако продолжать это направление не стали. Да и вообще Fw.190А-7 выпустили немного - по разным сведениям от 50 до 80 экземпляров. Все они поступили в авиачасти Западного фронта – для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками, бомбившими Германию. А уже в конце 1943 вместо А-7 в производство запустили Fw.190А-8, который стал самой массовой модификацией «Вюргера» - истребителя.
FW.190A-8 (с февраля 1944 г.)
Мотор: BMW 801 D-2 мощностью 1.700 л.с. Скорость: 568 км/ч у земли; 643 км/ч на высоте 5.500 м; с включенным MW.50 - 652 км/ч. Потолок: 10.300 м; с включенным GM-1 – 11.400 м. Дальность (без дополнительных баков): 800 км; с подвесным 300-л баком 1.450 км. Вес: пустого 3.475 кг; взлетный 4.385 кг; максимальный 4.900 кг. Вооружение стандартное: 2х13-мм пулемета MG.131 в фюзеляже; 4х20-мм пушки MG.151/20: две в основаниях крыльев и две в консолях.
Самая массовая модификация «Вюргера» разрабатывалась с ноября 1943, в войска поступала с февраля 1944, и производилась до конца войны (из-за сгоревшей документации фирмы точное число изготовленных А-8 неизвестно; в разных книгах приводятся цифры от 1.500 до 7.000, и даже до 10.000 экземпляров). Fw.190А-8 фактически представлял собой тот же А-7 с некоторыми усовершенствованиями. В книгах, утверждающих, что на А-7 не было MW.50, говорится, что все А-8 ее получили. Другие же авторы считают сведения о наличии на А-8 системы MW.50 ошибочными, доказывая, что штатной системой повышения мощности на этой модификации сделали GM-1 – систему впрыска в двигатель закиси азота. Это повышало не только мощность, но и высотные характеристики мотора; и замену модели А-7 на А-8 данные авторы связывают именно с массовым внедрением системы GM-1. Но, как бы там ни было, одна из этих систем повышения мощности на А-8 точно имелась: для используемой ею смеси за кабиной пилота стоял 115-литровый бак, которой мог использоваться и как дополнительный топливный. Чтобы компенсировать нарушенную этим центровку самолета, подфюзеляжную стойку для подвесного бака (ставшую для всех А-8 обязательной) передвинули вперед на 20 см. Другим, более заметным внешним отличием А-8 стал перенос трубки Пит с центра передней кромки крыла (рядом с консольной пушкой), на кончик крыла. Кроме того на верхней плоскости крыла в районе казенника консольной пушки появилась выпуклая панель, которой не было на А-7. Она повысила удобство обслуживания оружия и ускорила время замены 20-мм пушки на 30-мм (или обратно). Правда, так как машина получилась довольно тяжелой, иногда консольные пушки вообще снимались ради улучшения маневренности (из-за этого вес залпа падал с 7,69 кг/сек до 4,564 кг/сек). Кроме того, установка радиостанции FuG.16ZY добавила к кольцеобразной подфюзеляжной антенне радиопеленгатора, имевшейся теперь на всех А-8, еще и штыревую антенну типа «Moran» под левым крылом.
На истребителях Fw.190А-8 очень широко использовались полевые наборы «Rustsatze», о которых будет рассказано отдельно. Сейчас же хочется остановиться на двух заводских подмодификациях «восьмерки». С января 1944 начался выпуск двухместного Fw.190S (S - школьный), прообразом которому послужили три Fw.190А-8/U1. На них задняя часть фюзеляжа была приподнята (чтобы инструктор позади мог контролировать рулежку курсанта по взлетке), обе кабины были закрыты одним фонарем. Сегмент передней кабины открывался направо, а задней - сдвигался назад. Переоборудовать таким образом можно было любой самолет серии А.
Другая, экспериментальная версия (2 экземпляра) получила обозначение Fw.190А-8 SG.116 «Zeilendusche». Она разрабатывалась для атак бомбардировщиков с нижней полусферы огнем стрелявших вверх трех пушек МК.103, крепившихся почти вертикально в задней части фюзеляжа истребителя с небольшим наклоном назад. Каждый ствол был заряжен одним снарядом, а залп происходил от импульса фотокамеры, установленной перед стволами. Эксперименты проводились с разными пушками и с разным количеством стволов; но в серию эта версия так и не пошла.
FW.190А-9 и FW.190А-10
FW.190А-9 - последняя версия «Антона», выпущенная в количестве около 200 единиц (в производстве с поздней осени 1944 года). На «девятку» планировалась установка мотора BMW.801F-1 мощностью 2.000 л.с.; но его производство сорвалось, и А-9 оснастили двигателями BMW.801TS, с которыми они развивали скорость до 704 км/ч. Капот мотора А-9 был несколько длиннее из-за более крупного кольцеобразного масляного радиатора двигателя с более толстой броней. Внешне А-9 отличался от А-8 только увеличенным фонарём кабины, таким же, как на штурмовике FW-190F-8. Вооружение было тем же, что и на А-8; его можно было модифицировать с использованием «Rostsatze». Кроме того, планировалось в марте 1945 приступить к выпуску самолёта FW.190А-10 с двигателем BMW-801F; но окончание войны помешало это сделать.
Полевые модификационные наборы «Rustsatze»
R1 – 20-мм пушки MG.151 монтировались по две в подкрыльевых гондолах (боезапас - в крыльевых отсеках). Возросшая сила огня была исключительно эффективна против бомбардировщиков; но делала самолет практически непригодным для боя с истребителями. Поэтому набор широко не использовался.
R2 - 30-мм пушки Мк.108 в консольных оружейных отсеках (отверстие для выброса звеньев ленты на нижней плоскости рядом с пушкой увеличено). Пушки Мк.108 - исключительно эффективное оружие: для уничтожения В-17 хватало попадания всего трех снарядов. Но короткий ствол и низкая начальная скорость снаряда обусловливали малую прицельную дальность.
R3 - 30-мм длинноствольные пушки МК.103 в подкрыльевых гондолах. Дальность стрельбы выше, чем у МК.108, однако подкрыльевая подвеска ухудшала маневренность, и потому вариант R3 применялся редко.
R6 – под каждым крылом закреплена пусковая установка 210-мм ракеты. В случае необходимости пусковая труба вместе с крепежом могла сбрасываться прямо в полете. Прицельная стрельба по отдельным самолетам была почти невозможна, но взрыв ракеты посреди строя бомбардировщиков приводил к их многочисленным повреждениям разной степени тяжести и рассыпанию строя, что облегчало охоту за отдельными самолетами. Набор R6 имел большой успех и широко применялся против групп В-17 и В-24.
R7 - навеска дополнительного внешнего 15-мм бронестекла на 55-мм лобовое бронестекло, и 30-мм бронестекла на боковые элементы козырька – для защиты пилота при атаках плотных боевых порядков бомбардировщиков с близкого расстояния.
R8 – аналогичен R7, но имел дополнительно навеску 30-мм бронестекла на боках фонаря и 5-мм листы внешней брони на бортах кабины; сочетался с комплектом R2 – в консолях крыла стояли 30-мм пушки МК.108 вместо MG.151/20. За приборной доской – 4-мм и 20-мм бронеплиты; боекомплект МК.108 прикрыт такими же бронеплитами. Из-за тяжести брони для компенсации ее веса на некоторых машинах с R8 фюзеляжные пулеметы снимались.
Наборы R7 и R8 применялись на так называемых «раммягерах» - самолетах штурмгрупп, комплектовавшихся только добровольцами и штрафниками, желавшими «искупить кровью свои преступления». Эти пилоты должны были подходить к бомбардировщикам на минимальное расстояние, чтобы стрельба была наиболее точной; если же она окажется неэффективна, «раммягеры» обязывались таранить противника. Их бронированные самолеты так и прозвали «Sturmbock» («Таран»). Это был наиболее эффективный истребитель для борьбы с американскими бомбардировщиками.
Особо остановлюсь на варианте «Rustsatze» - R-11, который использовался на двух модификациях: FW.190A-6 и FW.190A-8. По маркировке он вроде бы относится к полевому набору; но, на мой взгляд, вряд ли установка и наладка работы радара и его сложной антенной системы была возможна на полевых аэродромах, без участия заводских специалистов. На обоих «ночниках» в качестве радиолокатора использовались радары «Neptin J»; на А-6 - FuG.217 «J-2», а на А-8 - FuG.218 «J-3». Это определило разницу в антенных системах, которая видна на приводимом рисунке. В остальном же оба «ночника», чтобы не ослеплять пилота яркими вспышками, использовали одинаковые пламегасители на стволах пулеметов, и «крылышки» над выхлопными патрубками. Такие же самолеты с маркировкой R-12 отличались только 30-мм пушками МК.108 в консолях (вместо 20-мм MG.151).
Модификации «Вюргера» FW.190 (01): ранние версии истребителя
Модификации «Вюргера» FW.190 (03). Ударные варианты
Модификации «Вюргера» FW.190 (04): «Длинноносые»
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.