Мы привыкли ассоциировать чувство голода с желудком, но, оказывается, наша кожа тоже может проголодаться. В психологии есть даже термин «голод по прикосновениям» (англ. skin hunger, touch hunger).
Поверхность нашей кожи покрыта множеством нервных окончаний. Еще недавно считалось, что все они выполняют одинаковую, информационную функцию — мы касаемся, ощупываем предметы, чтобы понять, собрать впечатления. Эти нервные окончания реагируют на температуру, давление, боль, зуд и другие ощущения. Они помогают мозгу определить положение тела в пространстве и быстро сориентироваться, столкнувшись с чем-то незнакомым.
Но есть и другая, небольшая разновидность нервных волокон на коже — они считывают только медленные и нежные прикосновения, поглаживания (1-10 см в секунду), и в ответ в мозге возникают приятные ощущения, похожие на эйфорию бегуна, — вырабатываются «гормоны счастья» эндорфины, серотонин и окситоцин.
Этот недавно открытый тип волокон передает сигнал мозгу в 5-10 раз медленнее, чем первый, информационный. Поэтому, например, мы не сразу чувствуем на языке остроту перца чили — вещество капсаицин в его составе действует как раз на медленные нервные окончания.
Ученые заметили, что сигналы от быстрых информационных волокон обрабатываются в сенсорном отделе мозга, а от медленных — в отделе, отвечающем за распознавание эмоций. То есть их функция — не просто информировать, но и вызывать чувства.
По сути, прикосновения к коже несут больше эмоциональной информации, чем речь. Поэтому разговор или письменное общение никогда не могут передать в полной мере чувство любви, как это доступно нам через касания.
Главное назначение второй разновидности нервных волокон — вызывать удовольствие, таким образом поощряя наши социальные связи и укрепляя чувство привязанности.
«Голод по прикосновениям» означает нехватку физического контакта с окружающими — дружеских, заботливых, медленных и бережных касаний, которые вызывают приятное чувство расслабления, тепла, безопасности, ощущение, что нас принимают и любят, что нам рады.
Человек, которому не хватает физического контакта с другими (речь не идет о сексе, это совсем другое), погружается в состояние сродни депрессии: говорит плоским, лишенным интонаций голосом, у него потухший или измученный взгляд, повышенная тревожность или, наоборот, агрессивность. Стрессовые ситуации его опустошают и восполнить силы до конца никак не удается.
К сожалению, мы все чаще общаемся в соцсетях и все меньше — в реальной жизни. Круг наших виртуальных друзей и знакомых растет, но с ним — чувство одиночества, дефицит физического контакта с близкими по духу людьми.
Повезло тем странам и культурам, в которых принято прикасаться друг к другу. Например, эксперименты показали, что французы, и взрослые, и дети, чаще касаются друг друга в дружеском общении, чем американцы, поэтому уровень агрессивности во французском обществе заметно ниже.
Больше всего от дефицита прикосновений страдают дети и пожилые люди — дружеские, заботливые, бережные прикосновения и объятия нужны им в первую очередь. Доказано, что ребенок вырастает более стрессоустойчивым и уверенным в себе, если с раннего возраста его обнимали, заботливо гладили. Пожилые люди, к которым ласково прикасаются, меньше болеют, у них крепче иммунитет.
© Владимир Мардинский