Прямо в канун пандемии мы были в Глазго и поизучали там наследие Чарлза Ренни Макинтоша. В Шотландии он примерно как Пушкин у нас, человек, которого знают все. Макинтош — гений местного арт-нуво, большой эксцентрик, который родился в Глазго и много чего там построил. Ну а поскольку у нас продолжается чайная неделя, то посмотрим сегодня на его чайную Willow Tea Rooms.
Автор: Анастасия Ромашкевич Фотографии: Willow Tea Rooms
Чай по однажды заведенному ритуалы пьют не только англичане, в Шотландии этим тоже промышляют. По моим наблюдениям, не только в пять часов — можно хоть на завтрак туда прийти. А вот что неизменно — это подаваемая к чаю фарфоровая “горка” с сэндвичами, сконами и пирожными. Нередко помимо чая в дело идет еще и шампанское. Ну и в целом все очень нарядно.
Заказ на Willow Tea Rooms Макинтош получил в 1903 году. Дом на Сошихолл-стрит уже был построен, но архитектор изрядно его перелицевал, придав фасаду узнаваемый арнувошный облик. Внутри все было сделано по проекту архитектора — и витражи, и стулья с фирменными высокими спинками, и даже посуда.
Уже в XXI веке чайная, искалеченная ремонтами, была выставлена на продажу и спасена от возможного разорения Селией Синклер. Она купила Willow Tea Rooms и собрала десять миллионов фунтов на реставрацию. Сравните старые фотографии с современными — интерьеры выглядят в точности как сто с лишним лет назад.
Мастеров искали по всему королевству. Мебельщик Келвин Мюррей воссоздал четыре сотни утраченных предметов мебели, а мастерам Даю и Дженни Воан пришлось временно уйти с пенсии — Синклер убедила их заняться копией панно, которое было сделано для чайной женой Макинтоша Маргарет Макдональд (оригинал дошел до наших дней, но хранится в музее).
При чайной сейчас действует сувенирный магазинчик, а организованный Синклер фонд ведет образовательную работу, но если будет случай, лучше использовать чайную по назначению.
Подробная история о реконструкции чайной есть на BBC.