Сегодня дегустирую интересный пшеничный бурбон из Кентукки. Но прежде чем налить виски в стакан, хочу разобраться: почему у него такое странное название – “Larceny” / “Воровство” или “Кража”? Почему на горлышке бутылки оказалось изображение ключа, а на этикетке замочной скважины? И, наконец, кто такой Джон Е. Фитцджеральд, имя которого соседствует с “воровством-кражей”?
Согласно легенде, в 70-е годы XIX века в Кентукки жил уважаемый джентльмен Джон Е. Фитцджеральд.
Этот самый Джон Е. питал слабость к виски, не ко всякому, только к лучшему. Какая же это слабость, спросите вы, если для джентльмена это верный признак хорошего вкуса? Спросите и ошибетесь. Дело в том, что пить хороший виски для него было хобби, а по роду деятельности Джон Е. контролировал производство крепкого алкоголя в родном штате. Служил джентльмен агентом казначейства. В рамках действовавшего в то время законодательства, г-н Фитцджеральд был единственным обладателем ключей от всех рикхаусов (складов с бочками бурбона) в Кентукки. Со временем уважаемый агент так увлекся хобби, что стал совмещать его работой. Пользуясь привилегированным положением (и ключами от складов в кармане) Джон Е. повадился тайно “инспектировать” рикхаусы ночами и отливать виски из поднадзорных бочек в личный кувшин.
Все тайное становится явным, не стало исключением вольное обращение агента с чужой собственностью. Когда пришло время отгружать виски заказчикам, часть бочек оказалась заметно легче остальных. Поиски причин этого феномена вывели на господина Фитцджеральда, которого ждали увольнение с позором и скамья подсудимых.
Во время разбирательства дела выяснились два любопытных обстоятельства. Первое: вкус виски в “бочках Фитцджеральда” превосходил вкус того виски, что сохранился в нетронутых им бочках. Джон Е. Фитцджеральд конечно же вор, но он вор с хорошим вкусом. Менее искушенным любителям виски следует придерживаться вкусовых предпочтений нечистого на руку агента. Второе факт – бурбон, который Джон Е. отливал в свой кувшин, оказался пшеничным.
Благодаря этой криминальной истории и как дань уважения к превосходному вкусу опозоренного госслужащего, на этикетке виски соединились: слово Larceny – Воровство, имя вора – John E. Fitzgerald и уточняющая характеристика – Wheated Bourbon – пшеничный бурбон.
На самом деле, всё это не более чем легенда. Талантливые маркетологи родились раньше, чем собственно термин маркетинг. К их числу (талантливых маркетологов) несомненно относится и Соломон К. Хербст. В 1884 году в городе Милуоки, штат Висконсин, Хербст создал марку виски Old Fitzgerald. Для продвижения “Старины Фитца” он выдумал историю о разборчивом воре, дав ему имя персонажа другого скандала, случившегося несколькими годами раньше. Реальный Джон Фитцджеральд работал сборщиком налогов и в 1869 году попал на скамью подсудимых, но не за воровство бурбона, а за присвоение денег, собранных у производителей виски.
В 1937 году владельцем марки Old Fitzgerald стала винокурня Stitzel-Weller. Она, в свою очередь, продала бренд бурбона (вместе с рецептом и легендой) винокурне Heaven Hill в 1992 году. Новый владелец в 2012 году и создал марку пшеничного бурбона Larceny.
На своем сайте производитель делится информацией об отличительных особенностях бурбона Larceny. Делается акцент на составе сусла: 68% кукуруза, 20% пшеница и 12% соложеный ячмень. Отдельно подчеркивается, что доля пшеницы на 25% выше, чем в “других пшеничных бурбонах”.
Выпускают Larceny малыми партиями. При купажировании смешивают дистилляты из 100 бочек, которые созревали в 55 рикхаусах на 6 разных площадках. Возраст дистиллятов от 6 до 12 лет. Содержание алкоголя 46% об.
Цвет насыщенный, с медным отблеском.
Аромат: пшеничный хлеб, кленовый сироп, лаково-древесные нотки. После нескольких минут, проведенных в стакане, в аромате Larceny раскрываются ноты нуги и цветочного меда.
Вкус округлый, мягкий, с нотками сладкой карамели, ванили, корицы и имбиря.
Пикантное согревающее послевкусие средней продолжительности.
Larceny мгновенно завоевал популярность у экспертов, барменов и потребителей. Первые отметили вкусовые характеристики. Оценки бурбона на конкурсах расположились в узком диапазоне 93-95 баллов. Плюс в копилке Larceny оказалась внушительная коллекция наград: две золотых медали на SIP Awards 2019; золотая медаль San Francisco World Spirits Competition 2020: победа в номинации “Виски года” на конкурсе Whisky Advocate 2020.
Барменам пришелся по душе большой объем продаж Larceny.
Потребителям “воровской” бурбон угодил не только вкусом, но и доступной ценой. В розничных магазинах в США бутылка 0,7 л стоит $25-27. До последнего времени в российской рознице такую же бутылку можно было купить за 3200 рублей.
Спасибо всем дочитавшим обзор. Завершаю традиционной духоподъемной цитатой “в тему”.
Благодарю за подписку на канал, лайки, комментарии, репосты и предложение тем для обзоров.