Найти тему
Читающим между слов...

Чайная церемония как практика переживания своей истинной природы.

Чем шире круг нашего познания, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. (древнегреческое изречение).

Лет тридцать назад, один психотерапевт на семинаре поделился со мной наблюдением…Человеческое общество, расположенное на оси координат между полюсами паранойи и шизофрении, занимает в большинстве средний сектор. Отклонение от баланса и стремление к одному из полюсов, до условной границы, приближает человека к полосе гениальности, но переступая эту незримую границу человек по меркам большинства превращается из гения в психически больного.

-2

Многих непризнанных в свою эпоху гениев сожгли на костре, упрятали в психушку или игнорировали как больных. Это вечная проблема… вырвавшись за рамки среднестатистических параметров окружающей среды, расширив свой диапазон сенсорной чувствительности, попробуй доказать существование воспринятой информации. Это как слепым описывать красоту утреннего рассвета.

-3

Осознанное и контролируемое перемещение по шкале своих психических состояний, сенсорной чувствительности воспринимаемой из окружающей среды информации позволяет манипулировать выгодными в конкретных условиях состояниями. Примерно так мы переключаем скорости на коробке передач и меняем педалью газа подачу топлива при поездке на автомобиле.

Китай и Япония – две страны с уникальными культурными и философскими традициями имеют разные полюса кристаллизации прогресса.

  1. Китай – это изобретатель прорывных идей и прогрессивных форм эволюции.
  2. Япония – это дотошный оптимизатор, доводящий эти идеи до совершенства.

Китайцы изобрели бумагу, порох, чайную культуру и многие другие ништяки, которые были доведены до ума скрупулёзными и дотошными японцами. Взаимовыгодный обмен между китайским и японским методами породил среду для пользователей азиатской культуры.

Японская чайная церемония – уникальное явление восточной культуры. Чай, привезённый на японские острова в 7 веке из Китая, стал неотъемлемой частью жизни практикующих дзен-буддизм, а позже и местной аристократии. В дальнейшем монахи превратили чаепитие в утонченное действо, наполненное глубочайшим смыслом.

-4

Буддийские монахи употребляли этот напиток для сохранения внимания и бдительности во время глубокой медитации. Монах по имени Эйсай живший в 12 веке решил посадить чай в районах чуть южнее Киото и с тех пор напиток получил признание сёгуна – правителя Японии.

Вслед за этим чаепитие распространилась в самурайской среде и уж там не жалели денег на дорогие чайные принадлежности и пышные чайные приемы.
-5

В конце 13 века монах Дайсё разработал первые правила чайной церемонии взяв за образец церемонию китайской династии Сун. В дальнейшем её элементы преобразовывались, все более переплетаясь с уникальной культурой Японий. Первое поколение чайных мастеров, вышедшее из монашеской среды, противопоставляли свое понимание чайной церемонии пышности и роскоши придворных приемов. Взамен мастера превозносили стремление к простоте и естественности. Этот принцип получил название Ваби.

Особое место занимали четыре благородные истины и пути чая.

  1. Гармония – означала, со настройку участников чаепития, когда все присутствующие становятся неким внутренним однородным целом.
  2. Почтительность – предполагала, что участник чаепития должен с уважением относиться как к собравшимся в чайной комнате, так и к своему настроению, к действу и к окружающим вещам.
  3. Чистота – занимающая важное место в японской культуре и религии, олицетворяла духовное и физическое очищение человека от всех скверн.
  4. Умиротворение – являлось одной из целей чайной церемонии. Причем считается, что покой наступает постепенно, начиная с мыслей и действий и заканчивая абсолютным умиротворением свободным от своего Я.

Считается, что основатель японской церемонии Мурата Дзюко заложил основы внешней и внутренней части чайного действа. Он отрицал красоту всего совершенного и видел превосходство простых вещей, посуды, предметов, интерьера, самого отношение к церемонии, в которую были заложены принципы дзен-буддизма, так популярного в Японии.

-7

Однако не ему было суждено стать человеком, с которым напрямую ассоциируется японская чайная церемония. Самым выдающимся мастером в истории чая, который довел японскую чайную церемонию до совершенства стал Сэн-но Рикю.

Путь чая для него – это поклонение красоте в сером свете будней. Ранее, я освещал о принципе Ваби-Саби, именно он стал главным для мастера Рикю.

Ваби – это умение видеть и ценить красоту, которая скрыта в обыденных несовершенных предметах и проявлениях нашей жизни. Красота живет не только в очевидном радостным и ярком. Она заключается в принятии реальности, готовности видеть вещи такими, какие они есть. Рука об руку с Ваби идет принцип

Саби, выражающий чувства безмятежной красоты, возникающие с течением времени. Это тонкое ощущение того, как все сущее изменяется, исчезает, оставляя легкое чувство мимолетности и красоты жизни.

Сэн-но Рикю изменил культуру чая превратив её из поклонения богатству, в поклонении естественности и простоте, именно он определил этикет и последовательность чайного ритуала, а также разработал порядок использования чайной утвари. Благодаря мастеру было положено начало садово-парковому искусству. Помимо чайного домика, где проходила чаепитие, стали создавать примыкающие к нему садик и дорожку.

Дорожка родзи, ведущая от входа в сад к чайному домику, заслуживает отдельного описания. Она выложено камнями разного размера, естественно вписываясь в общую картину. Название рози в буквальном переводе означает землю покрытою росой…

Чайная церемония начинается ещё со вступления в сад… по задумке мастера с каждым шагом в родзи происходит преображение внутреннего состояния участника церемонии. Человек как бы попадает в другую реальность, лишенную мирских забот.

-8

Хозяин встречает участников церемонии в садике Тяни-Ва и провожает по каменной дорожке к небольшому колодцу с бассейном, где с помощью специального ковша они могут совершить омовение рук и рта.

Сам же домик является чрезвычайно простым, наподобие крестьянской хижины. Вход в него строится очень низким около 90 сантиметров пройти через который можно только становясь на колени. Такое архитектурное решение имеет глубокий философский смысл. Каждый, кто хочет приобщиться к искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться. В чайной церемонии все равны… обстановка комнаты, где проходит чаепитие отличается такой же скромностью. Ничто не должно отвлекать участников от сосредоточения на церемонии.

Окружающая аура создает настроение спокойствия, направляет внимание на скрытую красоту вещей, звуков и действий…

Сама церемония представляет чётко установленный ритуал. Каждая деталь, каждое действие имеют скрытый смысл. Из украшений в комнате только цветы и каллиграфическая надпись – философское изречение на стене, выбранное хозяином для предстоящей церемонии.

Хозяин и гости сидят на татами на коленях. В начале церемонии падают кайсэки – легкую простую еду, которая нужна для того, чтобы гости не ощущали дискомфорт от чувства голода.
Хозяин и гости сидят на татами на коленях. В начале церемонии падают кайсэки – легкую простую еду, которая нужна для того, чтобы гости не ощущали дискомфорт от чувства голода.

Процесс приготовления чая проходит в полном молчании. Гости слышат лишь звуки которые исходит при соприкосновении утвари и кипения воды. Самым необходимым атрибутом ритуала является чаши тяван. Согласно правилу керамическая чаша для чаепития должно быть ручной работы, она уникальна, что представляет особый интерес для участников церемонии.

Чай в японской церемонии тоже необычный – листья чая после сбора и сушки проходят процедуру перемалывания до состояния порошка, который при правильном приготовлении напитка имеет особенный вкус.
Чай в японской церемонии тоже необычный – листья чая после сбора и сушки проходят процедуру перемалывания до состояния порошка, который при правильном приготовлении напитка имеет особенный вкус.

Такой зеленый чай получил название – матча или маття, что означает протёртый чай.

Чай, предварительно измельченный в порошок и просеянный, содержится в небольшой лакированной деревянной коробочке надсума. Она используется именно для подачи чая к церемонии.

Ещё один неотъемлемый предмет церемонии тясэн – это венчик, сделанный из единого куска бамбука, которым смешивают воду и чайный порошок.

Чай сбивается венчиком до образования плотной пены пузырьки воздуха, образующиеся при взбивании, придают чаю более мягкий и тонкий вкус.

Наконец не менее важный элемент хишаку – длинный бамбуковый ковш с помощью которого наливают воду из чайника в чашу. Он выглядит подобно ковшам для омовения, которые можно увидеть у входа в храмы и святыни в Японии.

После того, как гость получил от хозяина чашу с чаем, начинается беседа – это действие наполнено особым смыслом… Искусство обсуждения фразы из свитка в нише, чтение стихов вот, то, о чем идет речь во время церемонии.

Конечно, с течением веков чайная церемония изменялась, новые мастера привносили новые принципы, само общество переживала трансформации, которые естественно отражались на культуре чая.

В 17 веке, например в моду вошло употребление заваренных листьев сентер – зеленого чая, прошедшего паровую обработку. Сейчас он является наиболее популярным сортом чая в Японии.

Чуть позже сложились и новые правила организации церемонии. В девятнадцатом веке некоторые мастера стали проводить церемонии, участники которых сидели на стульях, за столами, примерно в это же время женщины, наравне с мужчинами начинают участвовать в церемониях, и какая-то часть из них становится мастерами своего дела.

Искусство пути чая прошло долгий путь развития, вобрав в себя многие аспекты японской культуры, особенности религиозного мировоззрения, социального уклада и жизни людей.

🈴 Чайное действо довольно сложно, но в своей сущности оно похоже на медитацию в форме чаепития.

Ритуал — это одновременная игра и постижение себя самого. Действие только внешне выглядит как чаепития по своей природе — это средство для изменения состояния сознания.

-11

Сатори понятие буддийской школы дзэн хорошо описывает основное намерение и плод настоящего чайного пути. Переживание своей истинной природы – вот для чего, собственно, и существует чай…

Для того чтобы выяснить кто я на самом деле, а не кем пытаюсь казаться…

О состоянии потока.
Шаман Тайга30 мая 2023

Таким образом мир вокруг меня или моя проекция окружающей реальности становится комфортнее и дружелюбнее. Путь влияет на того, кто его практикует.

Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Выше предлагаю два своих молодых канала с более узкой тематикой.
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!