Пол Слоун впервые влюбился в Пино Нуар, будучи официантом. Любовь стала еще больше в начале 1990-х, когда он был помощником закупщика вина в ресторане John Ash & Co. в Санта-Розе, Калифорния.
Именно там Слоун попробовал классику калифорнийского Пино: Calera, Joseph Swan, Williams-Selyem, Dehlinger и Mount Eden, все увлеченные проекты, посвященные местным винам небольшого производства, вдохновленным Бургундией.
Но когда покупатель пригласил Слоуна попробовать Domaine de la Romanée-Conti, считающееся одним из лучших бургундских вин, он решил сделать Пино Нуар делом всей своей жизни.
«Пино — лучшее вино, которое я когда-либо пробовал, и в то же время худшее вино», — говорит Слоун. «Нет этой золотой середины. Культовая калифорнийская классика прекрасно выдерживается и хорошо сочетается с едой, но что я заметил в великих французских винах из Бургундии, так это разницу в концентрации. У лучших вин была лучшая концентрация».
Это привело к прозрению. Чтобы когда-нибудь вырастить и сделать Пино Нуар, важно не только выбрать правильный участок с подходящей почвой, но и стремиться к получению небольших урожаев за счет более плотного расположения виноградников в европейском стиле.
Так появились бренды Small Vines, Sonoma Coast и Russian River Valley, основанные на Пино Нуар, которые он запустил вместе со своей женой Кэтрин в 1998 году.
Потребовалось еще семь лет посадки и терпения, прежде чем Слоуны сделали несколько бочек своего первого вина. Это было в 2005 году, через год после того, как популярный фильм «На обочине», основанный на винной индустрии, вызвал катастрофический толчок для калифорнийского Пино Нуар, который изменил все.
«Я всегда буду сожалеть о том, что Sideways переполняет пространство», — говорит Слоун. «Смыло все. Это было невероятно. Производители Пино Нуар [в Калифорнии] выросли с 30 до 300 [коробок], в то время как некоторые известные игроки выросли с небольшого количества до 20 000 коробок за очень короткое время».
Для Слоунов огромный рост производства Пино означал, что им было трудно раскрутить свое имя, найти дистрибьюторов для работы с ними или получить места в ресторанах.
Но, несмотря на трудности, они выстояли и нашли своих клиентов. Сегодня они выращивают 18 га Пино и производят 2500 ящиков в год.
Медленный и устойчивый темп роста и интереса к калифорнийскому Пино Нуар уже начался, конечно, отчасти благодаря новаторским усилиям Calera и его коллег.
В течение многих лет основатель Calera Джош Дженсен искал известняк в Калифорнии, вдохновленный Бургундией. В конце концов он нашел то, что искал, на горе Харлан в округе Сан-Бенито в 1974 году.
В долине Рашен-Ривер Джозеф Свон начал выращивать Пино Нуар в конце 1960-х годов. Любители бургундского Пино Нуар, Берт Уильямс и Эд Селием, основатели Williams-Selyem, помогли сделать калифорнийские пино, обозначенные виноградниками, популярными с их первым урожаем в 1981 году.
Все больше ресторанных сомелье полюбили виноград и его способность сочетаться с едой, что также помогло вызвать интерес потребителей.
Многие из этих вееров Пино начали продаваться по бургундским ценам. Глобальный рынок торговли вином Liv-ex сообщает, что его индекс Burgundy 150, который отслеживает цены на наиболее активно торгуемые вина на его платформе, вырос на 445% за последние 16 лет.
Эта разница в цене также отражена в Руководстве по покупке Wine Enthusiast, где нет ничего необычного в том, что Гран Крю Пино Нуар 2018 года из Бургундии стоит более 300 долларов. Самая высокая цена, указанная на данный момент для Пино 2018 года из Калифорнии, составляет 150 долларов.
Цифры, собранные Калифорнийским институтом вина, утверждают, что после выпуска Sideways в октябре 2004 года продажи Пино Нуар выросли на 18% менее чем за год.
Сегодня Пино является винным сортом № 5 в Соединенных Штатах по объему продаж, согласно данным исследовательской компании Nielsen, в течение 52 недель, закончившихся 1 декабря 2019 года, когда его годовой объем продаж составил чуть более 1 миллиарда долларов.
«Я думаю, нет никаких сомнений в том, что в краткосрочной перспективе Sideways был огромным благом для Пино Нуар и привел к резкому падению продаж Мерло», — говорит Адам Ли, основатель винодела Сидури, ориентированного на Пино, который он основал вместе с Дайанной Нови Ли в 1994 году.
«Но в долгосрочной перспективе, я думаю, это привело к огромному увеличению посевных площадей под Пино Нуар», — говорит он. «В 2004 году, когда вышел Sideways, было 9100 га плодоносящих и 570 га неплодородных площадей Пино Нуар.
«К 2010 году в Калифорнии было засажено 13500 га плодоносящих и 1600 га неплодородных сортов Пино, что в конечном итоге привело к большей коммерциализации», — говорит Ли. «Винодельни, которые не были в Пино Нуар, чувствовали, что должны делать Пино, и это было проблемой».
В 2004 году количество измельченного калифорнийского Пино составило 70 062 тонны. В 2018 году этот показатель составил 313 824 тонны.
Согласно статистике сельскохозяйственного производства Калифорнии, наибольшее количество посадок Пино в штате в 2018 году было в округе Сонома на площади 5150 га. Цены на Пино также в среднем составляют 4000 долларов за тонну в Сономе.
Оглядываясь назад, Ли вспоминает винтажи 2003 и 2004 годов, выпущенные как раз во время выхода фильма (2003 и 2004), как самые горячие, которые он пробовал в Калифорнии.
«В те годы содержание сахара было выше, чем в любом другом винтаже, из-за чего люди ожидали от Пино Нуар чего-то действительно отличного от нормы», — объясняет он.
Ли считает, что проблема Пино Нуар в том, что он стал мейнстримом.
Люди не раздвигают границы и не пробуют новые вещи, как это делали первые последователи с 1960-х по 90-е годы.
«Существует больше высококачественных Пино, чем когда-либо, просто раздвигающих границы и экспериментов, кажется, немного не хватает», — говорит Ли. «Дело не в том, что мы достигли конца. Пределы качества — это пределы нашего воображения, а не винограда».
Слоун соглашается: «Достигли ли мы пика? Абсолютно нет, мы просто царапаем поверхность».