Найти в Дзене
Книга Грибов

Особенности сбора грибов в Цоссенском уезде Берлинской губернии

Текст и фото Виталича.

Случилось так, что я однажды потерял на время свою малую родинку в виде г. Железнодорожный, и большою Родину в виде СССР.
Вследствие этих событий, я на время переселился в этакий анклав Союза ССР - Штаб ГСВГ. Перевод этой аббревиатуры был в то время известен всем военным, а также их родственникам, то есть примерно, процентам так 50 населения: - "Группа Советских Войск в Германии".
Много десятилетий эта многомиллионная группа войск жила своей замкнутой красивой жизнью, которая очень отличалась от всей той жизни, которой жила вся оставшаяся страна. Нет, ну это же понятно - жизнь на чужбине, ностальгия по Родине должна чем то скрашиваться. Она и скрашивалась. Притом очень зело.

В 1976 году я переселился из Подмосковья в Берлинскую область, Цоссенский район. Место было неплохое. Штаб войск ГСВГ. Нормальный город с русскими людьми в меньшинстве, - с хохлами в большинстве. Слава Богу, что тогда ещё язык был один и Одесситы с Киевлянами не считали нас за москалей. Москвичей было много меньше представителей братского соседского южного народа, но тогда это ещё мы не очень замечали, но кучковались все-таки по отдельности. Единственное было исключение - одесситы. Эти были по менталитету ближе к нам, чем к хохлонутым киевлянам. (Это так, комментарий, к теме про "угнетаемый москалями братский народ" в период СССР)

Дом Офицеров, во дворике которого протекала главная жизнь старшеклассников. Справа - серая крыша бассейна и дискотеки. А слева - два кинозала и кафе.
Дом Офицеров, во дворике которого протекала главная жизнь старшеклассников. Справа - серая крыша бассейна и дискотеки. А слева - два кинозала и кафе.

Город был весьма пригодный к жизни: магазины, универмаг, буфет-пивнушка, ресторан, кинотеатр летний и два зимних, бильярд, бассейн, стадион, спортзал. Вообщем - всё для полноценной беззаботной жизни в свободное от службы время. Ну а для нас, старшеклассников, всё это было доступно каждый день. Да, с буфетом было сложнее. Но и там были варианты. Впрочем, во дворе Дома офицеров мы и так не плохо отрывались. .

А я, как заядлый грибник уже с раннего детства, в первую же весну обследовал на велосипеде все ближайшие леса. Особенно мне запали в душу дубравы со мшистыми полянами. Чистые, манящие - просто фантастика. Лесничих немецких я очень уважаю за их труд. (О них будет отдельный пост.) Потом я кое-как закончил 8-й класс на тройки, сжёг свой восьмилетний диплом, ибо я не мог маме с папой показать своё падение.

На втором этаже в правом крыле Дима провёл лучшие три года своего отрочества 1976-78. Отсюда и сюда я приезжал с грибами с полигона.
На втором этаже в правом крыле Дима провёл лучшие три года своего отрочества 1976-78. Отсюда и сюда я приезжал с грибами с полигона.

Качество образования в школе N1 ГСВГ было в разы лучше, чем в моём г. Железнодорожный. Однако Дима грустил недолго и поехал осваивать грибные лужайки вдоль бетонного забора нашего городка. Народ, вот я скажу тебе: леса дубово-березовые - это сказка! Особенно, если лесничие по весне их тщательно очищают от веток. Вот едешь по тропинке лесной и вялым взглядом осматриваешь моховые полянки вокруг.

-3

Ба! Грибок справа и два слева. Слезаешь с велика, ставишь на подножку, и не спеша идёшь по моховому ковру за одним беленьким справа и двумя слева. Закидываешь в велосипедную сумку сбор и, зевнув, не спеша, едешь дальше...

-4

И не надо в меня кидаться строчками, народ, мол что такого быть не может. Что было, то было. Если я соврал хоть на чуть - то пусть в меня первым кинет камень тот, кто ни разу в жизни не собирал полный багажник шляпок белых грибов. Ну или рыжиков. Хотя нет, не надо кидаться. Верю, что не у всех было такое счастье.

В тот год, 1976-й, была сопливая весна, но очень рано наступила майская жара. Я к тому времени, очень полюбил на велосипеде гоняться по заброшенному танковому полигону, который располагался почти вплотную к забору Штаба ГСВГ. Почва была на полигоне сплошь песчаная. И вот я однажды качусь и утыкаюсь взглядом в шикарный белый гриб на краю колеи.

Просто стоит этакий шикарняк-болетус просто тупо в песке. Я оглянулся вокруг и увидел ещё несколько штук. У меня зазвенело в голове и спёрло дыхание: я метнулся в разные стороны и набрал за полчаса обе сумки на заднем колесе велосипеда. Это просто было для меня шоком. Все "ребяты" стояли в песке и были абсолютно чистыми. Без червяков. Я никогда в жизни (ну типа, за 15 лет) не видел столько белых разом. Собрав ещё небольшую горку грибков, засыпав их ветками и листвой, я бешено закрутил педали в направлении дома. Ссыпав грибы в кухне в ванну, я помчался обратно на полигон.

Фото Старого Солдата, такие же примерно грибы, но в смоленском лесу обрушились на него однажды...
Фото Старого Солдата, такие же примерно грибы, но в смоленском лесу обрушились на него однажды...

Не удивляйтесь. В Германии каких только не было забавных квартир. Ну и вроде нашей тогда: три комнаты, три печки изразцовых, кухня с ванной и кладовкой, туалет неотапливаемый с окном в пол стены. Весёлый народ, немчура...

Питерцы тоже странные)Ванна на кухне в старых домах 0- обычное дело...
Питерцы тоже странные)Ванна на кухне в старых домах 0- обычное дело...

Примчался я обратно на полигон и начал снова набивать сумки беленькими. Они были немного для меня странными, ибо шляпки их были довольно бледные. (Лидия наверняка знает почему).

Белый гриб сетчатый  потому и кажется "странным", что это совершенно отдельный вид грибов, не подвид, не сорт, не раса - а отдельный вид.
Белый гриб сетчатый потому и кажется "странным", что это совершенно отдельный вид грибов, не подвид, не сорт, не раса - а отдельный вид.

Увлекшись сбором, я довольно близко на велосипеде подъехал к вышке стрельбища. И тут увидел мужика в форме, который шёл ко мне. Мужик в звании майора подошёл ко мне и сказал: "Пацан, ты чего тут шарашишься?"

У майора были грозные глаза, толстое пузо и зеленая корзина, полная белых. Я у него спросил, мол, а что нельзя? Майор, посмотрев на мои сумки с грибами, ответил кратко, мудро, по военному: "Это военный объект и я отвечаю за него. Вали отсюда." Поняв, что моё присутствие здесь далее неуместно, я чётко кивнул головой, сел на велосипед и поехал в сторону асфальта, который шёл вдоль полигона. Товарищ офицер что-то почувствовал и закричал мне в след: "Не думай даже, чтобы вернуться!"

Лесное озеро вид с высокого берега.
Лесное озеро вид с высокого берега.

"Ага, как же..." - сказал я себе и, выехав на шоссе, дёрнул в сторону дальнего конца полигона, находящегося около любимого всеми школярами "Лесного" озера. Заехал я на полигон с дальнего края, и устремился к ближайшим соснякам-островкам посреди песчаных дюн-траншей.

Лесное озеро. Точнее его одна треть. Метрах в ста левее головы девочки, я мчался по шоссе на дальний край полигона.
Лесное озеро. Точнее его одна треть. Метрах в ста левее головы девочки, я мчался по шоссе на дальний край полигона.

Однако Дима не ошибся. Росли! Росли красавчики вокруг сосёнок. Я быстро заполнил свободные пространства сумок багажника, и начал наполнять заплечный рюкзак. Когда процесс был близок уже к завершению, я услышал невдалеке гул машины. Вскочив и осмотревшись, я увидел в метрах 300-х от меня, приближающийся УАЗик. Не раздумывая долго, я закинул рюкзак за плечи, сел на велик и поехал в сторону леса. Расстояние между УАЗиком и мной катастрофически уменьшалось. Я начал петлять как заяц между колеями, чем сильно сбавил скорость машины.

Зато теперь я явственно слышал все непотребства и ругательства от толстопузого майора, которые он извергал в мой адрес из своего окна. После очередного моего пируэта из колеи в колею, УАЗик как-то страну реванул двигателем, потом майор взвизгнул и машина замолчала. Я остановился и посмотрел назад. Картина была эпичная: машина притёрлась к сосне и зависла правыми колесами над колеёй. Майор что-то стенал в кабине и матерился. Но тут вдруг выскочили из машины два солдата и побежали в мою сторону. Ну нет, так я не играю, - подумал я, быстро въехал в лес и стремительно, по лесной дорожке, исчез за горизонтом событий этого дня.

Вечером я рассказал папе о своих "приключениях" дня и спросил об этом странном майоре. Папа засмеялся и ответил: -"Майор, наверное, "бессмертный", прикомандированный из дальнего гарнизона. Не бери в голову, сын. " Однако я задумался тогда, а что же тогда такие майоры вытворяют в своих гарнизонах? Ужас-ужас!

Но юношеская память такова, что уже утром я всё забыл. А вспомнил только года два назад, на этом канале "Книга Грибов".

А сейчас и написал.

Всем привет, с вами был Виталич.

Рассказы Виталича о более раннем детстве -