Так сложилось, что во многих школах не хватает учителей.
Нельзя сказать, что эффективно, но худо-бедно эта проблема решается за счет увеличения нагрузки или переподготовки имеющихся кадров. Да, страдает качество преподавания. Да, у педагога не хватает времени на полноценное общение с учениками, на дополнительные занятия, на внеклассную работу… Однако эта проблема хоть и очень серьезная, но все же она, скажем так, человеческая. То есть администрация школы понимает, что в данный момент у нее нет другого выхода; родители принимают подобное положение вещей; ученики получают положенный набор знаний. Все стороны, что называется, входят в положение друг друга, а это и есть тот самый человеческий подход к делу и человечность в отношениях. И вот именно человечность потихоньку уходит из школы. Вернее, её «уходят». Всевозможные обезличенные срезы знаний, показатели результативности и эффективности, не учитывающие особенностей личности – вот что страшнее всего. И с каждым днем подобного формализма становится больше.
Простой пример: в сентябре в класс пришел ребенок из бывшей союзной республики, по-русски говорил, но не писал. К концу года пишет, но все еще не понимает разницы между мужским и женским родом, не различает «И» и «Ы», «Ш» и «Щ» и т.д. Как быть при выставлении итоговой оценки? С точки зрения знаний – они где-то в промежутке между «2» и «3», но русский язык для ребенка не является родным, да и прогресс налицо. Учитель уверен, что надо оценить достижения ученика, поддержать оценкой, поставить на балл больше. Но…
Есть процедура ВПР, есть независимые эксперты, оценивающие зашифрованные работы. Эксперты видят ошибки и выставляют баллы исходя из количества неправильностей, и им невдомек, что для конкретного ребенка 10 орфографических ошибок на 100 слов – это отличный результат, так как в начале года у него тоже было 10 ошибок, но на 5-6 слов.
Становится обидно, что, загоняя школу в рамки ВПР, ТИМСС, ПИЗА, НИКО, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.п., из процесса обучения выводят именно человечность. И эта проблема более важна, чем нехватка кадров…
Кстати, тему «подкинули» пятиклассники, которые сегодня задали вопрос о двойных стандартах в оценивании… Если честно, они меня поставили в тупик. Пообещала вернуться к разговору, когда будет свободное время, а пока «не успеваем пройти программу, новая тема».