Найти тему
3,6K подписчиков

Русская гжель и персидская минакари. Общие черты и различия.

199 прочитали

Скажи русскому человеку: "Расписная синяя керамика." Естественной ассоциацией будет гжельская роспись. Спроси тоже самое у иранца, и гордый перс ответит, что это минакари. И оба будут правы. Ведь у наших южных соседей есть похожий народный промысел, с обилием синих узоров. Давайте сравним два вида искусства и узнаем, что у них общего, а что разительно отличается.

Появление

Гжельские глины были популярны ещё при царе Алексее Михайловиче. Их поставляли в Москву для различных аптекарских и алхимических дел. А вот синий цвет на изделиях стал доминировать лишь в XIX веке. До этого периода местные умельцы активно экспериментировали с колористикой.

Гжельский фарфор. Источник: Яндекс картинки
Гжельский фарфор. Источник: Яндекс картинки

У минакари неизвестен даже примерный век появления. Так в Британском музее хранится эмалированный браслет эпохи Ахеменидов (700-330 г до н.э.) С каждой новой эпохой искусство претерпевало существенные изменения. А наибольший расцвет минакари пришёлся на Каджарскую эпоху (конец XVIII - начало XX века).

Блюдо минакари XVI века. Источник: Яндекс картинки
Блюдо минакари XVI века. Источник: Яндекс картинки

Основа

Гжельские сосуды изготавливают из особой светлой глины, которую добывают только в Подмосковье.

Посуда минакари на базаре. Источник: Яндекс картинки
Посуда минакари на базаре. Источник: Яндекс картинки

Сосуд минакари выполняется из металла. Для дорогих изделий используется золото или серебро, для массового товара - красная медь. И уже готовую металлическую основу покрывают белой глиной и отправляют в печь на отжиг. Процесс повторяют трижды, на каждом этапе используя глину лучшего качества.

Краски и роспись

Для гжельских орнаментов используют синюю краску на основе оксида кобальта, ибо только он не выгорает в печи. Готовый рисунок покрывают глазурью, после чего отжигают ещё раз. В итоге края орнамента расплываются, сглаживая острые углы.

Обжиг гжельского фарфора. Источник: Яндекс картинки
Обжиг гжельского фарфора. Источник: Яндекс картинки

Синий окрас минакари достигается за счёт использования оксида меди. Небесные и зелёные орнаменты известны персам более 1000 лет. А в начале прошлого тысячелетия в Иране появился стиль "хатаи" с использованием красных, жёлтых и коричневых орнаментов. Однако синий колор до сих пор остается доминирующим. Закрепление эмали производится также в печи.

Качество изделий

Хорошая посуда минакари не царапается и не боится термического воздействия. Если не надолго поднести открытое пламя к изделию, то появившееся тёмное пятно легко убрать влажной тряпкой.

Подлинные гжельские сосуды обязательно имеют маркировку под глазурью. Это может быть как заводское клеймо, так и автограф мастера. Если аккуратно постучать по гжельскому фарфору, то звук будет звонким. В то время как у фаянсовой подделки звук глухой.

Вот такие внешне похожие, но разные по сути народные промыслы. А вы встречались с настоящей гжельской посудой или изделиями минакари? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.