Как маленький городок Белёв стал родиной традиционного лакомства.
Белевская пастила больше похожа на маленький бисквит, чем на привычную всем пастилу. Возможно, именно по этой причине лакомство полюбилось русской знати, дворянам и императорской семье. В производственных масштабах белевскую пастилу стали выпускать лишь в конце XIX века, да и выпускали ее недолго: с образованием Советского Союза эта сладость практически пропала с прилавков магазинов. Но все же у белевской пастилы длинная история в несколько сотен лет.
Белёв — это небольшой городок в Тульской области, его население около 13 тысяч человек. Именно тут впервые придумали нестандартный рецепт пастилы и стали готовить на собственных кухнях.
Пастила была традиционным лакомством для русской кухни: о других древних десертах вы можете узнать вот тут. Первое упоминание пастилы относится еще к XIV веку, и у многих регионов был свой рецепт этого лакомства. К примеру, в Советском Союзе вообще появилась белая пастила, больше похожая на зефир, именно ее сегодня чаще всего можно встретить в магазинах.
Что касается пастилы из Белёва, то ее рецепт появился совершенно случайно. Говорят, что история этого десерта началась в петровскую эпоху, когда купец Прохоров возил с берегов Оки в Петербург лыко, из которого делали лапти и домашнюю утварь. Петр I за хорошую работу отблагодарил Прохорова деньгами. На эти деньги купец купил антоновские яблони и высадил на берегу реки. Этот сад принадлежал семье Прохоровых много лет, со временем он разросся до очень больших размеров. К XIX веку здесь насчитывалось 40 тысяч деревьев, и часть из этих деревьев все так же принадлежала семье Прохоровых.
Яблоки активно перерабатывали, делали из них варенье и другие десерты, а вот белёвская пастила, которую мы знаем сегодня, получилась совершенно случайно. Однажды в семье Прохоровых запекли слишком много яблок, пришлось думать, что делать с лишним яблочным пюре. Его перемешали с сахаром, яичными белками и высушили. Лакомство оказалось очень вкусным, и рецепт стал традиционным для семейства.
Позже Амвросий Прохоров, потомок того самого Прохорова, который когда-то на берегу Оки высадил яблони, построил большую сушильную машину. В ней сушили ягоды, грибы, яблоки на нужды русской армии. Здесь в 1888 году он и начал делать пастилу в промышленных масштабах. Семейный рецепт многим пришелся по вкусу, и вскоре пастила из кухни Прохоровых попала в Санкт-Петербург, Москву, Киев, Тбилиси, а затем даже доехала до Парижа, где появился небольшой магазинчик Прохоровых. Так продолжалось до установления советской власти. Потом фабрику упразднили и превратили в Белёвский сушильный завод.
В СССР пастилы на сушильном заводе производили очень мало, а к девяностым годам белёвскую пастилу вообще перестали делать. К счастью, исчезла она для того, чтобы возродиться вновь в XXI веке. Несколько лет назад к этому региональному десерту появился новый интерес, и теперь в Белёве снова открылось производство пастилы. Сегодня тут работает сразу несколько предприятий. Однако десерт в Белёве делают не только в производственных масштабах: местные жители традиционно сами готовят пастилу по семейным рецептам.
Узнайте также, как дореволюционные кондитерские лавочки превратились в крупнейшие советские концерны.