Найти в Дзене
GTLogistics

Особенности и нюансы маркировки молочной продукции

Практически каждый, кто когда-либо покупал в магазине молоко, сметану и т.п., сталкивался с тем, что молоко, например, «скисало» раньше срока. Или сметана с заявленной жирностью 20% на деле напоминала жидкий кисель. Или то же молоко, купленное для капучино, не взбивалось в пену – это говорит о низком содержании белка. Несколько лет назад произошла достаточно нашумевшая история с творогом разных производителей, когда проверка выявила массу нарушений. Все эти истории объединяет одно: молочная продукция крайне чувствительна к срокам и условиям хранения, качеству материалов, соответствию технологиям. Обеспечить это соответствие и вообще прозрачность пути товара и призвана цифровая маркировка, которая поэтапно вводится уже несколько лет. Сегодня мы расскажем о том, что это такое и как ее внедрить.

Млечный путь

Говорят, среди представителей молочной отрасли недавно появилась такая шутка:

- Что общего между маркировкой «молочки» и Млечным путем?

- Оба тянутся уже 14 миллиардов лет, и мы внутри обоих.

Конечно, на самом деле маркировка молочки стартовала всего несколько лет назад, но для отрасли они были не самыми простыми. Дискуссии о необходимости маркировки, способах ее внедрения, влиянии на отрасль и цену для конечного покупателя не утихают и, скорее всего, закончатся еще не скоро. Тем не менее, маркировка идет, а предприятия, и ретейлеры справляются с ее вызовами, в том числе благодаря цифровым технологиям. В первую очередь в этом помогает грамотное внедрение и использование WMS-решения, которое попутно упрощает работу ряда логистических и складских процессов.

Как все начиналось

Мир еще жил в счастливом неведении относительно будущей пандемии, когда в 2018 году наше правительство инициировало запуск системы маркировки и прослеживаемости товаров. Поскольку одной из основных задач нового проекта стала борьба с контрафактом и некондицией, ее назвали «Честный знак». Скоро система уже работала и все последующие пертурбации мало повлияли на ее развитие. В будущем году – да-да, уже в 2024-м – планируется, что «Честным знаком» будут маркироваться все имеющиеся группы товаров.

А очередь молочки наступила в 2022 году, при этом в процессе принимают участие и производители, и поставщики, и торговые сети и точки. Пока маркировка еще запущена не полностью, т.к. не применяется штучная маркировка тех изделий, которые имеют короткий срок годности. Но скоро и это изменится.

Уже через несколько месяцев, 1 декабря 2023 г., в «Честном знаке» будет обязательна штучная регистрация тех молочных продуктов, которые годны к употреблению в течение менее чем 40 дней. При этом УИН каждого продукта нужно будет указывать в УПД.

Что да как

Давайте разберемся, что такое маркировка и как она происходит. Начнем с того, что у производителя должно быть установлено соответствующее оборудование, программные решения и иметься регистрация в «Честном знаке».

На каждую упаковку товара – например, на пакет молока – наносится созданный в системе уникальный код. Код не получится переклеить на другую упаковку, а все товары подлежат учету – это защищает товары от подделки или, например, от использования просроченного товара при изготовлении полуфабрикатов в торговых сетях, т.к. те продукты, у которых вышел срок годности, придется вернуть поставщику или утилизировать.

Для кода производителям придется, возможно, пересмотреть дизайн упаковки, т.к. нужно выделить место размером около 1,5 см х 1,5 см для размещения этого самого кода. Коды либо наклеиваются на этикетке, либо печатаются при помощи лазерного принтера.

Уже сейчас нужно маркировать такие товары, как:

· молоко, сливки;

· кисломолочная продукция;

· сливочное масло и его производные;

· молокопродукты для питания детей от 3 лет и т.п.

И «Честный знак» нам сладок и приятен

Конечно, внедрение маркировки несет ряд сложностей. Это понимают все. Но мы считаем, то запуск сквозной системы маркировки все равно очень полезен для рынка, и дело не только в очистке от недобросовестных игроков и в пользе для потребителей, то есть каждого из нас.

Дело в том, что система маркировки помогает решить ряд других задач. Например, путь товара становится значительно более прозрачным. Для молочной продукции это очень важно. Во-вторых, это позволит избежать попадание некондиции на склад и на полки магазинов, упорядочить контроль за товаропотоком и соблюдение сроков реализации, что опять же крайне важно для «молочки».

Но как со всем этим справиться?

И тут на сцену выходит та самая WMS, о которой мы говорили в начале. Почему она нужна, ведь ее применение не обязательно? Представьте, что вам нужно разгрузить целую фуру с молоком и сметаной и проверить маркировку на всех паллетах. Что, уже покрылись испариной? А тем временем сотрудники склада с мобильными терминалами в руках уже начали проверять штрих-коды, которые попутно регистрируются в системе. Та в свою очередь уже автоматически определяет паллетам места для хранения на складе в соответствии со сроком годности, востребованностью и другими показателями и составляет к ним оптимальный маршрут.

Впрочем, не каждая WMS такое умеет, поэтому для производителей и продавцов молочной продукции мы составили короткий чек-лист по выбору WMS:

ü умеет передавать данные в «Честный знак», «Меркурий» и ЕГАИС в автоматическом режиме;

ü понимает, что такое мобильный терминал;

ü поможет в создании маршрутов по складам и владеет принципом FIFO;

ü сама контролирует сроки годности.

Еда
6,93 млн интересуются