Коллеги из Global Japanese Tea Association опубликовали традиционный обзор японских чайных новостей за прошедший месяц. Самой интересной в этом обзоре оказалась статистика трат на зеленый чай — ну то есть, в случае с Японией, практически на чай вообще — японских домохозяйств в разных городах.
Оказалось, что в 2022 году больше всего на чай тратились в Сидзуоке. Среднее домохозяйство — под которым понимается семья из двух и более человек — накупило там чая в прошлом году на 8459 йен — это примерно 4700 рублей по текущему курсу. В этих тратах учитывается как покупка традиционного чая, так и чая в бутылочках — который в Японии весьма популярен. На втором месте и с большим отрывом город Кагосима — там домохозяйства потратили в прошлом году на чай по 5611 йен — это примерно 3120 рублей.
На самом деле, довольно любопытно хотя бы прикинуть, как все эти йены переводятся в граммы. Ну то есть оценить семейное потребление чая в Японии. По глобальной статистике, потребление чая на душу населения в Японии сейчас составляет примерно 600 граммов в год — и постоянно снижается. А что получится, если оценить потребление чая, отталкиваясь от трат на него?
Для такой оценки нужно знать примерные розничные японские цены на чай. И тут возникает первая сложность, вынуждающая делать довольно вольные допущения. Разброс цен на традиционный чай в Японии весьма велик, самые низкие японские розничные цены на чай, которые я встречал, были в районе 200 йен (111 рублей) за 100 грамм. Самые высокие, если мы говорим о классическом рассыпном чае — на уровне 35000-40000 йен (это что-то около 21000 рублей) за 100 грамм. И это, повторюсь, навскидку, без внимательного изучения рынка.
Statista утверждает, что розничная цена на японский чай — чуть меньше 500 йен за 100 грамм. Коллеги из Японии (Александр, спасибо большое) эту среднюю цену подтвердили. Так что в дальнейших расчетах я буду исходить из нее. 500 йен — это примерно 280 рублей. За 100 грамм, повторюсь. Если хочется более фиксированной цены, можно исходить из того, что в прошлом году жестяная 190-миллилитровая баночка зеленого итоеновского чая Oi Ocha — одного из самых популярных в Японии, если не самого популярного — стоила 115 йен. То есть 64 рубля.
Получается, что на все затраченные в прошлом году средним домохозяйством в Сидзуоке деньги можно было купить всего 73 маленьких баночки RTD-чая. Или одну бутылку «Киото Удзи Тенча» от запредельно пижонского проекта Royal Blue Tea. Или 1700 грамм усредненного зеленого чая.
Но это, повторюсь, если оперировать среднеяпонскими ценами — потому что по реально собранной, а не по расчетной статистике в той же Сидзуоке среднее домохозяйство потребляет в год примерно 1400 грамм чая, а вовсе на 1700. Ну то есть конкретно в Сидзуоке люди пьют более дорогой чай, чем в среднем по Японии — не по 500, а по 600 йен за сто грамм.
Сидзуокский чайный феномен — то есть значительно более высокие по сравнению с остальной Японией траты на чай — требует если не четких объяснений, то хотя бы правдоподобной гипотезы. Японские журналисты объясняют сидзуокский чайный феномен не только тем, что в префектуре Сидзуока развита чайная индустрия — таких префектур в Японии больше, чем одна. Но еще и целенаправленным развитием чайной культуры в городе и регионе. Которое заключается, например, в обучении школьников чаю, разной чайной движухе и развитых чайных традициях. Все это приводит к тому, что жители города и префектуры не только пьют больше чая, чем жители остальной Японии, но и пьют более дорогой и качественный чай. Что, конечно, правильно.
От себя добавлю две ремарки. Во-первых, несмотря на благостную с чайной точки зрения и по сравнению с остальной Японией картинку, потребление чая в Сидзуоке тоже снижается. Во-вторых, пример Сидзуоки отлично показывает, что самая устойчивая система чайных культур включает в себя и производство, и потребление, и торговлю чаем. В глобальном масштабе такой баланс существует — однако его сохранение не подразумевает всеобщего блага для всех субъектов мирового чайного рынка. И недавние проблемы на Шри-Ланке как бы намекают, что региональный баланс — штука тоже очень важная и стратегически выгодная. Грубо говоря, если регион производит чай, то значительную его часть он должен выпивать самостоятельно. Как Турция. Или как Китай. Или как Сидзуока — да и остальная Япония тоже.