Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Гербовый кобальтовый чайный сервиз (1881-1882). ИФЗ.

Несмотря на то, что предметы данного сервиза в последнее время часто демонстрируются на выставках, и успели "намозолить глаз" почтеннейшей публике, но сведений о нём до сих пор крайне мало, сведения часто противоречивые, поэтому остаётся множество вопросов (пока без ответов).

Начнём с того, что по сведениям, которые нам выдаёт Эрмитаж, сервиз был заказан и исполнен при императоре Александре II, тем не менее года изготовления предметов сервиза указаны: 1881, 1882, "начало 1880-х" и "1880-е". Трудно представить, что предметы сервиза 1882-го года и позднее были изготовлены при императоре Александре II, поскольку император погиб в результате покушения террористов-народовольцев 1(13) марта 1881, т.е в первой четверти года. Получается, что и большинство вещей сервиза 1881-го года должны быть созданы уже в правление его сына. Возможно, подобные странности при атрибуции возникли от того, что некоторое время и после смерти императора вещи сервиза по инерции маркировали вензелем "АII"? Опять-таки, это только предположение, поскольку маркировки нам не показывают... В любом случае, сервиз не был исполнен ко времени гибели императора, соответственно, тот не мог им пользоваться. В дальнейшем сервиз был отправлен в Гатчинский дворец, где в зимнее время жил Александр III - для его личного обихода.

Сколько всего было предметов в сервизе, на какое количество персон он был рассчитан - работники Эрмитажа нам также не говорят (по-видимому, сами не знают). Среди предметов сервиза, хранящихся ныне в Эрмитаже, есть аж два чайника, и из-за этого "нюанса" ситуация ещё более запутывается.

Теперь предлагаю ознакомиться с сохранившимися предметами отдельно. Это два чайника, сахарница, сливочник, полоскательница и пять чайных пар.

Фасон сервиза, если судить по цилиндрической форме корпусов предметов, высоким бортам блюдец, и особенно, по плоскостным ручкам с прямыми углами, выполнен "под Китай" в стиле раннего Мейсена. Читателям канала фасон хорошо известен по сервизам Фарфорового завода 1920-х (сервиз "Снегурочка" А.В. Щекатихиной-Потоцкой) и 1930-х годов (многочисленные сервизы на индустриальную тематику); в те годы фасон назывался "Китайским". Затем, видимо, старые формы пришли в негодность или пропали во время Войны, и были восстановлены лишь в "нулевые" годы XXI-го века. Сейчас фасон называется "Гербовый" (уж не по данному сервизу ли?), и известен любителям фарфора по набору чайных пар "Времена года", сервизам "Зимние забавы", "Крысята-воришки" и пр. В целом, 1880-е годы знаменуют (третье или четвёртое - искусствоведы спорят до сих пор) пришествие моды на РОКОКО, поэтому именно в те годы появление сервиза в таком фасоне не выглядит удивительным.

Декор сервиза классический (подглазурное крытьё синим кобальтом с золотом), рисунок стандартный для дворцовых сервизов (герб в виде двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного под короной в картуше), а в целом декор очень праздничный и даже немного "Рождественский")

Декор "классический" для РОКОКО - картуш-щиток с основным рисунком в цветочном обрамлении. Императорская корона и российский герб в виде чёрного двуглавого орла с державой и скипетром в лапах, а также один из символов Российской империи - цепь ордена св. Андрея Первозванного и голубая лента ордена- характерные черты декора Российских дворцовых сервизов... На теле орла щит с гербом Первопрестольного града - Москвы. На крыльях - гербы губерний и завоёванных царств (царство Казанское, царство Астраханское, королевство Польское и пр.). Опять видна нерешённая проблема с расплытием синевы за границы кобальтового крытья. Её попытались нивелировать, применив ретуш белой эмалью (заодно этим и усилили "резкость").  Если не приглядываться, получился такой новогодне-рождественский, как бы припорошенный снегом декор - как раз для долгих зимних вечеров в Гатчинском дворце.
Декор "классический" для РОКОКО - картуш-щиток с основным рисунком в цветочном обрамлении. Императорская корона и российский герб в виде чёрного двуглавого орла с державой и скипетром в лапах, а также один из символов Российской империи - цепь ордена св. Андрея Первозванного и голубая лента ордена- характерные черты декора Российских дворцовых сервизов... На теле орла щит с гербом Первопрестольного града - Москвы. На крыльях - гербы губерний и завоёванных царств (царство Казанское, царство Астраханское, королевство Польское и пр.). Опять видна нерешённая проблема с расплытием синевы за границы кобальтового крытья. Её попытались нивелировать, применив ретуш белой эмалью (заодно этим и усилили "резкость"). Если не приглядываться, получился такой новогодне-рождественский, как бы припорошенный снегом декор - как раз для долгих зимних вечеров в Гатчинском дворце.

Предполагаю, что два чайника для сервиза были созданы потому, что дизайн крышки первого чайника не удовлетворил вкусу царствующего заказчика (Александра III). Поскольку чайник первого варианта создан в 1882-м году (а как можно было использовать за монаршим столом чайный сервиз без чайника - не представляю), то и исполнен сервиз был в том же, 1882-м году. И тогда же, по-видимому, было замечено, что стилистически хваты крышек предметов должны соответствовать ручкам (что логично!), и чайник позднее переделали. Александр III, в отличие от своего отца, разбирался в фарфоре и любил фарфор.

Спасибо всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация канала пока просто смешная, на неё невозможно существовать. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.

Еда
6,93 млн интересуются