Истоки стеклоделия в Венеции восходят к временам Римской империи, когда лепное стекло использовалось для освещения бань. Сочетая римский опыт с навыками, полученными в Византийской империи и торговлей с Востоком, Венеция стала выдающимся центром производства стекла еще в 8 веке. Одна из самых ранних печей для производства стекла на венецианском острове, датируемая 8 веком, была обнаружена археологами в 1960 году.
К концу 1200-х годов производство стеклянных изделий самого высокого качества было основной отраслью города, что подтверждается созданием Гильдии стеклодувов, которая установила правила и положения для мастеров. Целью гильдии была защита секретов торговли и обеспечение прибыльности отрасли. В соответствии с этими целями закон 1271 г. запрещал ввоз иностранного стекла или наем иностранных стекольщиков.
В 1291 году был принят еще более радикальный закон, который заложил основу для создания Мурано в качестве главного центра производства стекла. Этот закон требовал, чтобы все печи, используемые для производства стекла, были перенесены из Венеции на Мурано, чтобы избежать риска распространения огня от печей на в основном деревянные постройки перенаселенной Венеции. Многие историки согласны с тем, что истинным мотивом принятия этого закона было изолировать мастеров по стеклу в месте, где они не могли бы раскрывать коммерческую тайну. Последующий закон, принятый в 1295 году, запрещающий стеклодувам покидать город, подтверждает эту теорию.
Ремесленники, работающие в торговле стеклом, были хорошо вознаграждены за свои усилия. У них был привилегированный социальный статус, и их дочерям разрешалось выходить замуж за представителей самых богатых и знатных венецианских семей. Применяя этот умный подход, венецианское правительство добилось того, что стеклодувы поощряли своих потомков продолжать торговлю, а секреты производства оставались в семьях и подпитывали творческие процессы, ведущие к инновациям и дальнейшему успеху. Это, наряду с удобным расположением Венеции на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом, дало Венеции монопольную власть в производстве и продаже качественного стекла по всей Европе, которая длилась веками.
15-16 ВЕКА И ПОЛНЫЙ РАСЦВЕТ СТЕКОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Венецианское стекло достигло пика своей популярности в 15-16 веках. В 15 веке мастер Анджело Баровьер открыл процесс производства прозрачного стекла (cristallo), который позволил стеклодувам Мурано стать единственными производителями зеркал в Европе. Кроме того, популярность китайского фарфора среди европейской знати способствовала открытию и производству белого стекла, имитирующего фарфор (латтимо).
Стали популярными и другие методы изготовления стекла, такие как эмалирование и золочение стекла, зародившееся на Ближнем Востоке, стекло филиграна, которое изготавливается с использованием стеклянных стержней с внутренней нитью из белого, золотого или цветного стекла, которые скручены или пересекаются, и ледяное стекло, которое трескается на мелкие частицы. Увеличилось разнообразие форм и цветов, а стеклянная посуда стала более изысканной, хотя красота по-прежнему рассматривалась в простоте форм и орнаментов.
XVII ВЕК И МЕДЛЕННЫЙ ЗАКАТ ВЕНЕЦИАНСКОГО СТЕКЛА
Начиная с XVII века муранское стекло вступило в период постепенного упадка. По мере того, как венецианская власть над торговыми путями и ее значение как крупного центра торговли начали исчезать, исчезла и ее монопольная власть в производстве стекла. Новые центры ремесла возникли в Чехии, Англии, Франции. Тем не менее, 17-й век все еще видел инновации в муранском стекле, поскольку новые методы продолжали появляться, движимые сильными тенденциями барокко, которые распространялись в европейской архитектуре, живописи, внутреннем убранстве и других видах искусства и ремесел.
Популярными стали яркие, замысловатые стеклянные украшения с растительными и животными мотивами. Новые стеклянные техники включали аввентурину (металлические пятна, встроенные в стекло для придания блестящего вида) и кальцедонио (иллюзия полудрагоценных камней), выпуклые украшения на стекле и бусины миллефиори. Эти новые методы оказались настолько успешными, что даже королевские дворы заказывали стеклянную посуду у мастеров Мурано. Одним из примеров является король Дании Фридрих IV, который в начале 17 века приобрел коллекцию стекла, которая в настоящее время выставлена во дворце Розенборг в Копенгагене.
18-Й И 19-й ВЕКА - ПАДЕНИЕ И ВЗЛЕТ
В 18 веке упадок продолжался и усугублялся ухудшением политического климата и усилением конкуренции со стороны стеклодувов в Богемии и Франции. Были введены некоторые новые техники, такие как гравировка на стекле и зеркалах, но они не оказали заметного влияния. Промышленность резко сократилась после завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году и упразднения им всей Венецианской Гильдии, включая Стеклодувов.
В 1814 году передача Венеции из Франции империи Габсбургов означала окончательный смертный приговор производству стекла Мурано, поскольку правители Габсбургов предпочли свой родной центр производства стекла в Богемии и приняли законы, делающие доставку необходимого сырья на Мурано непомерно дорогой.
В результате почти половина из 24 печей, существовавших на Мурано в 1800 г., к 1820 г. закрылась, и только 5 печей продолжали производить дутое стекло. Однако, вопреки всему, индустрия не умерла полностью. Её поддерживала личная преданность ремесленников своему многовековому ремеслу и тяжелая работа их отцов, которая когда-то сделала муранское стекло всемирно известным.
Прорыв произошел в 1854 году, когда шесть братьев Тосо открыли фирму Fratelli Toso, которая сначала производила предметы домашнего обихода и оконные стекла, но затем переключилась на возрождение забытых технологий прошлого. Пять лет спустя Антонио Сальвиати приехал в Венецию из Виченцы, где занимался юридической практикой, чтобы открыть завод по производству традиционного муранского стекла. Он увидел возможность возродить ремесло, производя плитку, которую можно использовать для восстановления старых венецианских мозаик, и нанял лучших мастеров Мурано для работы на своей фабрике. Один из его стеклодувов, Лоренцо Ради, провел много времени во время австрийского правления, заново открывая для себя старые методы и техники, которые использовались для создания старых венецианских мозаик.
План Сальвиати сработал, и вскоре венецианские власти подписали с его фирмой пятнадцатилетний контракт на реставрацию мозаик базилики Святого Марка. Примерно в то же время, в 1861 году, мэр Венеции Антонио Коллеони и аббат Винченцо Дзанетти решили составить архив, посвященный истории Венеции, содержащий не только различные сочинения, но и предметы искусства, произведенные в городе. Сбор предметов для архива вызвал новый интерес к истории Венеции, ее былой славе и ее знаменитым ремеслам, в том числе стеклоделию. Это, в свою очередь, подтолкнуло чиновников к созданию школы стеклодувов, где они смогли заново изучить забытые приемы и секреты ремесла.
Кульминацией возрождения муранского стеклодувного дела стала выставка, организованная Архивом в 1864 году, чтобы показать все последние работы по стеклу и возродить соревновательный дух среди мастеров. Вслед за этой выставкой последовали другие международные выставки, такие как очень успешная Всемирная выставка в Париже в 1867 году, где Сальвиати выставил более 500 работ, сделанных его фирмой, и получил международное признание и множество медалей. Этот успех и известность привели к полному возрождению Мурано, который снова стал быстро развивающимся экономическим центром, в котором к 1869 году работало 3500 человек, и известным местом.
20 ВЕК – НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСКУССТВО МУРАНСКОГО СТЕКЛА
В начале 20-го века мастера-стеклодувы Мурано все еще были увлечены воспроизведением классических стилей и открытием заново древних техник, что было очевидно на Мурано и Венецианской выставке отборного стекла и стеклянных предметов, организованной в 1895 году в мэрии Мурано. Правила выставки гласили, что экспонаты представляют собой репродукции антикварной стеклянной посуды. На этом важном событии присутствовали коллекционеры и любители стекла со всего мира, которые высоко оценили работы, основанные на уникальных традициях Мурано.
На выставке были представлены лучшие работы художников Мурано; многие из них были продуктом важной техники изготовления стекла под названием Муррино (мозаика), которая была заново открыта в конце 19 века Витторио Зуффи, когда он работал на Fratelli Toso. Эта техника первоначально возникла в 16 веке, чтобы имитировать древнеримские вазы. Знаменитая фирма Мурано Artisti Barovier получила Почетный диплом и Золотую медаль. Другими художниками, пользующимися популярностью на Мурано в то время, были Сальвиати, Тестолини и Братья Тосо (Фрателли Тосо).
1895 год был также временем проведения первой Венецианской биеннале, на которой были представлены новые произведения искусства в стилях авангард и модерн. Это подчеркнуло разрыв между современными тенденциями, набиравшими силу в то время в Европе, и работами мастеров Мурано, которые были глубоко привязаны к стилям и методам прошлого. Этот разрыв стал еще более очевидным на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, за которой последовали Выставки декоративного искусства в Турине в 1902 году и Милане в 1906 году. и начал производить работы в стиле модерн. Хотя первоначально он получил неоднозначные отзывы о работах, которые он выставлял в Ка' Пезаро в 1909 году, Витторио продолжал создавать шедевры, которые позже получили всеобщее признание. Ca’ Pesaro, в отличие от Венецианской биеннале, стал выставкой, охватывающей новые художественные направления и демонстрирующей множество работ в стиле ар-вуво таких молодых художников, как Джино Росси, Артуро Мартини и Гвидо Маруссиг. Один из художников, Витторио Зеккин, активно сотрудничал с А.rtisti Barovier для создания дизайна своей знаменитой стеклянной посуды.
В 1920-х годах модерн постепенно заменялся более современными стилями с более простым, чистым и функциональным дизайном. Арт-деко занял центральное место, и с ним появились менее украшенные предметы с более мягкими линиями и больше внимания уделялось стеклянной посуде как части дизайна интерьера, а не как произведению искусства само по себе. Поборником этого стиля стала новая компания Vetri Soffiati Muranesi Capellin Venini, основанная в 1921 году под руководством Витторио Зеккина в качестве главного дизайнера.
Чуть позже, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, на Мурано возникла еще одна важная тенденция во главе с Maestri Vetrai Muranesi Capellin & Co. и Vetreria Artistica Barovier. В тренде были стеклянные животные, которые остаются популярными и сегодня. Другими важными нововведениями, заложенными в 1930-х и продолженными в начале 1940-х, были производство стеклянных статуй обнаженных женщин и классических фигур боксеров и богов, гравировка на стекле, современные осветительные приборы, прозрачная стеклянная посуда с идеальными пропорциями и изобретение ветро соммерсо - технологии, позволяющей изготавливать толстую стеклянную посуду одного цвета снаружи и другого внутри.
Во время Второй мировой войны промышленность не процветала, но как только война закончилась, мастера муранского стекла вернулись к своему искусству и создали изделия, глубоко укоренившиеся в тенденциях дизайна интерьера того времени, с упором на минимализм, функциональность и простоту. Чтобы поддержать эти тенденции, художники и ремесленники Мурано вернулись к техникам прошлого, таким как филигрань, муррино и латтимо. С этого момента в Мурано продолжали исследовать стили и техники, стремясь найти золотую середину между техническим мастерством и контуром, цветом и украшением.
В результате постоянные инновации привели к росту популярности и множеству призов на различных международных художественных выставках. Благодаря таким выдающимся художникам, как Архимед Сегузо, Людовико и Лаура де Сантильяна, Тобиа Скарпа, Эрколе Баровье, Фульвио Бьянкони, Тони Цуккери, Романо Хриви, Джампаоло Мартинуцци и Альфредо Барбини, Мурано снова стал известен как мировая столица стеклодувов. Теперь Мурано создает тенденции в искусстве, а не следует им, как в прошлые годы.