ГАЗ-24, электрические «рафики» для судей и ЗИЛ для лошадей — автомобили, которые использовались в Москве во время Олимпийских игр 45 лет назад
Прошло почти 45 лет с момента открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве, которые начались 19 июля 1980 года и стали важнейшим событием в истории Советского Союза. Конечно, подготовка и организация этого грандиозного мероприятия не могла не сказаться на жизни москвичей, особенно автомобилистов. Многие водители того времени наверняка помнят спецпропуска для въезда в столицу и постоянные перекрытия дорог. Однако Олимпиада в Москве была не только временем ограничений, но и временем появления уникальных автомобилей, которые украсили улицы города этим летом.
Самая популярная иномарка
Летнее утро 1980 года в Москве. Город готовился к началу XXII летних Олимпийских игр, и улицы наполнялись новыми автомобилями. Среди них особенно выделялись машины, привезённые из Германии — Mercedes-Benz. Компания стала одним из официальных спонсоров Олимпиады, подписав контракт с советской стороной ещё в 1978 году. Непосредственно перед соревнованиями немецкий автопроизводитель передал СССР 15 автомобилей в качестве подарка. Однако, за остальные автомобили Москва уже расплачивалась деньгами.
Самым популярным автомобилем на Олимпиаде стал седан Mercedes-Benz W123. В Москву также поставлялась версия с удлиненной колесной базой. Всего для Олимпиады было закуплено около 1000 таких автомобилей, в основном с дизельными моторами. Эти машины использовались в различных целях — как такси для спортивных чиновников, для нужд милиции и в качестве автомобилей для почетных эскортов. После Олимпиады большинство седанов W123 было отправлено в гаражи специального назначения или передано в распоряжение высокопоставленных чиновников и деятелей культуры.
«Волга» и олимпийский огонь
Когда Олимпийский огонь направлялся через Москву, его сопровождали особенные автомобили. Для этого была создана специальная партия из восьми седанов и двух универсалов ГАЗ-24. Эти машины были оснащены мигалками, как у автомобилей ГАИ, а также радиостанциями для связи. Кроме того, в конструкцию была внесена пара изменений: увеличенный радиатор и менее чувствительная педаль газа. Это новшество было важно для водителей, чтобы они могли комфортно двигаться на медленных скоростях, не опережая бегущего спортсмена.
Технически же «Волга» оставалась практически неизменной. Она оснащалась 2,4-литровым бензиновым двигателем мощностью 95 л.с. и механической коробкой передач. А вот на «олимпийских» ГАЗ-24 установили новые номерные знаки серии ОЛМ, состоящие из четырех цифр и трех букв, и они стали первыми машинами с такими номерами. Мелкие детали, но важные для атмосферы тех дней, когда автомобили сопровождали Олимпийский огонь.
Олимпийский РАФ
Олимпиада-80 не обошлась без широко распространенных автомобилей РАФ-2203, которые производились Рижским автобусным заводом. Для мероприятия завод выпустил несколько специальных модификаций микроавтобуса. В частности, для сопровождения олимпийского огня было подготовлено пять уникальных автомобилей РАФ-2907. Эти машины, прибывшие в СССР из Греции, были переоборудованы для транспортировки резервных факелов и газовых баллонов. В дополнение к этому, микроавтобусы оснастили улучшенной системой вентиляции, диваном для отдыха, холодильником и столом. Внешний вид этих автомобилей также отличался — они были окрашены в бело-золотой цвет, что выделяло их среди обычных гражданских моделей.
Пикап для велосипедистов
Для технической поддержки велогонок была подготовлена еще одна партия автомобилей РАФ. Микроавтобус с индексом 2909 был преобразован в пикап. Грузовая платформа этой машины предназначалась для перевозки велосипедных колес и инструментов для ремонта. Кроме того, автомобиль был оборудован специальными удерживающими устройствами для транспортировки запасных велосипедов и защитным тентом. Для перевозки академических гребных судов и байдарок использовалась другая версия РАФ-2203, которая оснащалась специальным прицепом.
Автопоезд для Олимпийской деревни
По территории Олимпийской деревни в Москве курсировал пассажирский автопоезд РАФ-3407-9225-9226. Состав включал тягач и два прицепа, в которых были установлены пластиковые сиденья. Каждый автопоезд мог перевезти до 20 человек. Водитель был оснащён громкоговорящей установкой, с помощью которой объявлялись остановки. Всего по Олимпийской деревне курсировали 10 таких автопоездов. После завершения Олимпийских игр некоторые из них продолжили свою работу на ВДНХ.
Судейский электрокар
Для перевозки судей во время соревнований по ходьбе и марафонскому бегу на Рижском автобусном заводе был выпущен специальный электромобиль РАФ-2910. Этот микроавтобус мог проехать около 100 км на одном заряде, а его максимальная скорость составляла 50 км/ч. Аккумуляторы располагались в задней части кузова. Интересно, что зарядных станций для РАФ-2910 не предусматривалось — в случае необходимости батареи заменялись специальным погрузчиком. В отличие от обычных моделей, у электробуса были входные двери с обоих бортов, а также две поворачивающиеся кресла, два стола и аккумуляторы для питания судейской аппаратуры.
Ещё одним автомобилем, использовавшимся для судейских нужд, стал РАФ-291. На его крыше можно было установить табло для отображения результатов соревнований, а сзади были предусмотрены двустворчатые двери.
Главный автобус Олимпиады-80
Для перевозки олимпийцев в Москве в 1980 году широко использовался автобус ЛАЗ-699Р, окрашенный в яркий зелено-белый цвет. Эта модель была представлена на заводе во Львове в 1979 году и считалась одной из самых современных и комфортных на тот момент. Автобус мог вместить 41 пассажира и был оснащён 175-сильным двигателем, работающим в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. ЛАЗ-699Р использовался не только для перевозки спортсменов и делегаций, но и для транспортировки зрителей и гостей Олимпиады.
Кроме того, на Олимпийских играх использовалась модель ЛАЗ-5255, которая была превращена в передвижной пресс-центр. Для удобства журналистов в салоне автобуса были установлены поворотные кресла, складные столики и телевизоры.
ЗИЛ для перевозки лошадей
Одним из самых необычных автомобилей на Олимпиаде в Москве стал фургон ЗИЛ-133Г1, предназначенный для перевозки лошадей. Этот автомобиль представлял собой удлинённую модификацию трехосного грузовика ЗИЛ-133, разработанную конструкторским бюро Шумерлинского завода в Чувашии. Размером с автобус, фургон был окрашен в яркие цвета и мог перевозить до шести лошадей.
Машина была оснащена специальными трапами, которые выдвигались из-под кузова для удобства погрузки и выгрузки животных, а также отсеком над кабиной для хранения сена. Внутри фургона были предусмотрены спальные места для конюха, ветврача и тренера. ЗИЛ-133Г1 был оснащён 150-сильным двигателем и мог развивать скорость до 80 км/ч. Этот автомобиль стал настоящей редкостью и незаменимым помощником для транспортировки лошадей в период Олимпиады.
ЕрАЗ-37302
Для перевозки еды и напитков на Олимпиаде использовались фургоны-рефрижераторы ЕрАЗ-37302. На заводе в Ереване было собрано всего 10 таких автомобилей. Эти фургоны, построенные на лонжеронной раме, были оснащены 95-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. После Олимпиады дальнейшая судьба этих уникальных машин осталась неизвестной. По слухам, они использовались для доставки продуктов в центральные магазины Москвы. В 2002 году сам завод ЕрАЗ был признан банкротом.
ПАЗ-3916
Самой передовой телевизионной машиной на Олимпиаде-80 стал ПАЗ-3916. Внутри этого автобуса находились магнитофоны, видеокамеры, пульты видеорежиссеров, мониторы, звукозаписывающие устройства и специальный кабельный отсек. Работы по доработке телевизионного ПАЗа проводились на Кировоградском заводе радиоизделий, хотя сама машина собиралась в Павлово. Основное внимание при проектировании было уделено звукоизоляции рабочей зоны. Автобус имел две распашные двери справа и одну слева, а кабина водителя была полностью изолирована от салона. Всего на Олимпийских играх в Москве использовалось более 20 таких передвижных телевизионных станций на базе ПАЗа.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇