Найти в Дзене
AutoView

Тонированный приемник, противоугонный болт и зеркало с часами: необычные советские аксессуары

Оглавление

В этой статье я решил взять три автомобильных аксессуара из СССР. Они сохранились как настоящие «капсулы времени». Каждый из этих предметов мог бы стать желанным подарком для автовладельца конца 70-х, 80-х или даже начала 90-х. Давайте заглянем в прошлое и вспомним, чем они могли порадовать автомобилистов того времени!

Радиоприемник «Тернава-302», 1990 год

Советская промышленность не часто радовала нас стильным дизайном в области аудиотехники. Радиоприемники и магнитолы тех времен – «Былина», «Гродно», «Звезда» и подобные – могли бы быть идеальными экспонатами музея, но точно не для украшения салона автомобиля. Даже на фоне не самых ярких интерьерных решений «Жигулей» или «Москвичей» эти устройства выглядели скучно.

Однако среди всего этого серого ряда был один настоящий красавец – радиоприемник «Тернава-302». Это изделие оборонного завода «Маяк» из Хмельницкого стало настоящей жемчужиной среди автомобильных аксессуаров. Его даже начали устанавливать прямо с конвейера на заднеприводные и переднеприводные ВАЗы, а те, у кого вместо радио стояла просто заглушка, стремились заменить её именно на «Тернаву», а не на дешевую и более распространенную «Былину». Его называли самым красивым советским автомобильным радиоприемником, и не без оснований!

Почему? Потому что в отличие от большинства радиоприемников того времени, у которых шкала была закрыта прозрачным оргстеклом, на котором в разноцветных шрифтах наносились частоты и диапазоны (что выглядело довольно примитивно), «Тернава-302» была настоящим произведением искусства. Пластик, закрывающий шкалу, был затемнённым, почти «тонированным». В выключенном состоянии шкала была едва заметна, но стоило повернуть ручку громкости – как шкала загоралась мягким янтарным светом, напоминающим светодиоды в современных тюнерах. Это выглядело потрясающе!

Плюсы: стильный дизайн, функция АПЧ (при приближении к станции, при вращении ручки настройки радиоприемник автоматически подстраивает частоту), удобство настройки (восьмикратный оборот ручки по всей шкале).
Минусы: моно-звук, нелогичная шкала настройки (частоты на ней увеличиваются слева направо, а не наоборот, как принято), отсутствие подсветки на ручках и кнопках, бесполезный сегодня диапазон УКВ 66-74 мГц, не самая аккуратная сборка.

Дистанционный выключатель массы «ОМ-ШП», 1989 год

В эпоху тотального дефицита стартерных аккумуляторов каждая батарея была на вес золота, и за ней тщательно следили. Отключатель массы стал обязательным атрибутом для многих автолюбителей, но подавляющее большинство таких устройств монтировались под капотом, что означало необходимость каждый раз открывать его перед поездкой. Это быстро становилось неудобно. Однако среди множества подобных приборов была одна редкость – выключатель «ОМ-ШП», который позволял отключать аккумулятор прямо из салона!

-4

Этот девайс производился Рижским электромеханическим заводом, а его название расшифровывалось как «отключатель массы с шунтирующим предохранителем». На первый взгляд он выглядел довольно простым: небольшая коробочка с двумя длинными проводами, которые вели под капот через моторный щит. Но на деле все оказалось гораздо более хитроумно.

Во-первых, чтобы включить массу аккумулятора, не нужно было искать кнопку или поворачивать переключатель – всё решал симпатичный «ключик». Это был никелированный болтик с колечком, позволяющим подвесить его на связке автомобильных ключей. Ключик вкручивался в специальное отверстие на корпусе «ОМ-ШП» и замыкал контакты, создавая своего рода барьер для угонщиков. Ведь прежде чем они догадались бы вставить в отверстие обычную крестовую отвертку, прошло бы некоторое время – и это могло сыграть на руку владельцу.

-6

Во-вторых, «ОМ-ШП» был не просто устройством для отключения массы. Он позволял при отключенной силовой массе сохранить работоспособность некоторых важных функций – например, габаритных огней, если вам нужно было оставить машину на ночь в плохом месте, или охранной сигнализации. Даже если машина заглохла где-то вдали от дома, вы могли не волноваться. А еще, при отключении аккумулятора, этот прибор позволял сохранить память на радиостанции в магнитоле – это было особенно важно, потому что в те годы, несмотря на появление первых цифровых приемников, в СССР ещё не было магнитол с электронной памятью настроек. Каждое обесточивание могло привести к потере настроек, что было довольно неудобно.

Как же происходило это магическое отключение массы, при этом оставляя её работающей? Всё объясняется довольно просто: параллельно мощному силовому размыкателю, в который вкручивался тот самый винт-ключ, в «ОМ-ШП» был установлен плавкий предохранитель на 5 ампер. Это устройство позволяло минусовой потенциал от аккумулятора продолжать поступать на кузов автомобиля, даже если сам ключ был выкручен.

Звучит странно, не правда ли? И в самом деле, если бы задача заключалась в защите от утечек тока, такая схема не спасала бы. Но на самом деле, эта маленькая хитрость решала гораздо более важную проблему: предотвращение возможного возгорания из-за неисправности в проводке. Ведь через 5-амперный предохранитель ток не мог нагреться до такой температуры, чтобы спровоцировать пожар, а вот более сильный ток уже не мог пройти, что обеспечивало безопасность. Эта схема одновременно сохраняла работу сигнализации и габаритных огней, что было весьма удобно, если машина оставалась на улице или в месте с повышенным риском.

Если же владельцу хотелось полного отключения массы, он мог просто вынуть предохранитель, превращая «ОМ-ШП» в обычный дистанционный выключатель с полным отключением.

-7

Плюсы «ОМ-ШП» были очевидны: мощная и надёжная конструкция, качественное исполнение и возможность выбора между двумя сценариями использования. Минусов же, на самом деле, почти не было. Ну разве что, для некоторых это могло показаться слишком сложным решением для такой, казалось бы, простой задачи. Но в целом – это был действительно практичный и продуманный прибор.

Зеркало с часами и будильником «Ритм», 1993 год

Зеркало заднего вида с встроенными электронными часами – это, наверное, один из самых культовых автогаджетов своего времени! Выпускалось оно различными радиозаводами СССР, такими как «Электроника», «Полесье», «Славутич», «Ритм» и другими. Нам попался экземпляр под маркой «Ритм», выпущенный в 1987 году Винницким ламповым заводом «Октябрь». И хотя сам гаджет был достаточно распространен, его внешний вид и цветовая гамма порой становились настоящими «фишками». Например, наш экземпляр был окрашен в довольно странный, но неплохо подходящий для автомобилей цвета «баклажан».

-8

Хотя между различными моделями зеркал были лишь незначительные отличия, иногда эти различия оказывались довольно важными. Например, зеркала «Электроника» подключались к бортовой сети автомобиля всего двумя проводами – плюс и минус. На корпусе таких зеркал был небольшой переключатель, который позволял выключить светящийся индикатор, чтобы не разряжать аккумулятор, когда водитель покидал машину. Время, конечно, продолжало отсчитываться. Но вот это решение было довольно неудачным, ведь требовало от водителя лишнего действия – надо было помнить о переключателе каждый раз. В модели «Ритм» это было сделано намного удобнее: зеркало подключалось уже тремя проводами – постоянный плюс, минус и плюс от зажигания. Таким образом, часы в зеркале работали постоянно, а индикатор включался и выключался автоматически в зависимости от положения ключа зажигания.

Интересно, что такие зеркала не работали с традиционными выключателями массы, которые требовали полного отключения бортовой сети, ведь для работы часов нужно было постоянное питание. Но вот с выключателями типа «ОМ-ШП» «Ритм» отлично уживался, что добавляло удобства тем владельцам, кто использовал эти более современные устройства для отключения массы.

В зеркалах с электронными часами использовался не привычный светодиодный индикатор, а вакуумно-люминисцентный (ВЛИ), что добавляло им особую «теплоту» и ламповый шарм. Эти индикаторы требовали специфических напряжений: анодного и накального, которые преобразовывались из бортовых 12 вольт с помощью встроенного преобразователя. Анодное напряжение для ВЛИ составляло 25-30 вольт, и его получали с помощью диодно-конденсаторного умножителя.

Однако в этой схеме было одно слабое место: конденсаторы умножителя, которые в советском исполнении часто оказывались не самого лучшего качества. Со временем они высыхали, теряли емкость и увеличивали утечку тока, что, в свою очередь, приводило к тому, что цифры на индикаторе становились тусклыми, а в полной темноте их было практически невозможно разглядеть.

Решение было простое: достаточно было заменить четыре дешевых конденсатора емкостью 1 микрофарад, и яркость индикатора восстанавливалась, а цифры становились четкими. Но вот беда – многие владельцы таких зеркал не знали об этой проблеме или не умели ремонтировать устройства, и в итоге тысячи таких зеркал отправились в утиль.

Что же касается плюсов, то зеркало с часами, помимо своей уникальной функциональности, имело и хорошее качество обзора, благодаря панорамному профилю стекла, который значительно расширял сектор видимости. Однако, как и у любого ретро-аксессуара, у таких зеркал были и минусы: сброс времени при отключении питания, снижение яркости из-за некачественных компонентов и необходимость ремонта для использования в современных реалиях, что подразумевало наличие паяльника и навыков работы с ним.

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных историй и фактов, а так же практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇