Эксперты рынка говорят, что в этом году автосалонов в России должно поубавиться. Например, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин даёт оценку в 2100 дилерских центров, которые находятся под угрозой закрытия.
Что это за автосалоны? Во-первых, это дилеры ушедших из России марок, которые так и не смогли перейти с корейцев и японцев на китайцев. Пару лет они кое-как продавали остатки старых машин по гораздо более высоким ценам.
А ещё пытались завозить в РФ через так называемый параллельный импорт те же Hyundai, Suzuki, Volkswagen и всё остальное. Но предназначенное для продажи в арабских странах или в государствах Восточной Азии.
Поэтому такой подход успеха не принёс. С одной стороны, россияне не оценили арабские машины без тёплых опций и нормальной русификации. Или вообще без неё.
С другой, таможенные пошлины и другие сборы, а так же доставка и маржа дилера так сильно поднимают конечную цену для покупателя, что простенький индийский седан пытаются продавать за почти 3 миллиона рублей. Или даже дороже.
Каковы шансы его реализовать?
И ещё не будем забывать о том, что нормальная гарантия на параллельные машины не распространяется. Некоторые дилеры дают её от себя, но в какой-то эрзац-версии. Скажем, на 3 года или 100 000 пробега.
Понятное дело, что 3 года закончатся раньше (если вы не таксист). А дальше что?
Во-вторых, на край пропасти встали дилеры, который сильно ошиблись с выбором китайских машин, которые они решили продавать.
Как я писал совсем недавно со ссылкой на руководство крупной дилерской сети «Рольф», только две марки из КНР чувствуют себя отлично и показывают серьёзную прибыль. Это Haval и Geely.
Все остальные плывут с переменным успехом или стабильно находятся в минусе. И вылезти из него шансов уже практически нет.
Кроме того, будем ещё учитывать тот момент, что львиная доля новых автомобилей продаётся в кредит. А с учётом выросшей ключевой ставки те самые кредиты сильно подорожали.
Но подорожали они не только для потребителей, но и для самих дилеров. А как вы думали? Китайцы в 99% случаев предпочитают работать по предоплате и заставляют дилеров выкупать автомобили партиями.
Где автосалону или даже сети автосалонов взять столько свободных денег? Чтобы сразу купить с доставкой из Китая 10, 20 или 100 машин.
Понятное дело, что в банке. Но процент-то вырос. Поэтому и маржа должна вырасти, чтобы получить хоть какую-то прибыль. А если вырастает маржа, то вырастает и конечная цена.
Но поднимать цены некуда, потому что машины многих китайских марок продаются плохо. Вот и получается замкнутый круг. Не станешь поднимать цены? Не заработаешь и уйдёшь в минус.
Поднимешь цены? Продажи упадут ещё сильнее. Вкладываться в рекламу? Чем?
Поэтому нет ничего удивительного, что по словам всё того же Алексея Подщеколдина, у нас не только 2100 автосалонов по всей стране под угрозой закрытия, но и 150 000 сотрудников этих салонов под угрозой увольнения.
Сокращать будет всех по чуть-чуть. Начиная с менеджеров и заканчивая мастерами в ремонтной зоне. По идее, можно даже от уборщицы избавиться. Оставить только пару менеджеров, которые в свободное от продажи машин время могут и пол протереть.
Вопрос с кадровым голодом решен?
Я уже выпускал несколько статей не тему того, что в России сейчас кадровый голод. Например, стране не хватает минимум 60 000 водителей грузовиков. На заводах ситуация не лучше.
Свежие исследования показывают, что у 47% промышленных предприятий в стране дефицит кадров. Уровень кадрового голода поставил новый рекорд за всю историю наблюдений. Начиная с 1996 года.
А до 2030 года общий дефицит кадров в стране подберется к отметке в 2 миллиона человек. И это не моя дилетантская оценка, а заключение вице-премьера Татьяны Голиковой. Вот такие дела.
Но я сильно сомневаюсь, что поток людей от разорившихся дилеров как-то изменит ситуацию.
Во-первых, не хватает конкретно профильных специалистов. А какова вероятность, что вчерашний менеджер сегодня станет опытным и квалифицированным станочником? Она нулевая.
Такие кадры нужно готовить смолоду в профильных вузах и техникумах.
Во-вторых, 150 000 человек — это капля в море. Они не смогут как-то существенно повлиять на ситуацию.
В-третьих, если они не смогут пристроиться в автомобильном бизнесе (просто сменив компанию), то скорее пойдут в курьеры, чем на завод. Зарплата такая же высокая, а требований и ответственности гораздо меньше.
Но радует хотя бы тот факт, что безработица с риском роста криминала из-за этой самой безработицы, нам не грозит. В стране так много работы, что дома оные 150 000 бывших работников дилерских центров сидеть точно не будут.
Да и по самим ушедшим на дно дилерам навряд ли кто-то станет сильно скучать. У нас их традиционно недолюбливают. За коврики по 300 000 рублей и другие «шалости».
Что скажете, товарищи? Как думаете, хорошо ли, что освобождаются 150 000 свободных рабочих рук? Или плохо?
Пишите свои мысли в комментариях под этой статьёй.
Советую посмотреть:
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.